Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Судакова А.Ф. |
- |
представителя отдела архитектуры и строительства администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области (доверенность от 30.07.2018 N4), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственной ответственностью "Верна плюс" (далее - ООО "Верна плюс", заявитель) о нарушении администрацией Тонкинского муниципального района Нижегородской области (далее также - заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товаров для обеспечения муниципальных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Верна плюс" о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку оборудования для кабинета технологии для объекта: "Строительство пристроя МБОУ "Тонкинская СШ" на 16 классов в р.п. Тонкино Нижегородской области", номер извещения 0332300176218000055 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Кроме того, в нарушение действующего законодательства заказчик не предоставил разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Представители ООО "Верна плюс" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушений положений Закона о контрактной системе не признал, считает жалобу ООО "Верна плюс" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 13.07.2018 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещены извещение об осуществлении закупки путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования для кабинета технологии для объекта: "Строительство пристроя МБОУ "Тонкинская СШ" на 16 классов в р.п. Тонкино Нижегородской области" и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает отдел архитектуры и строительства администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области; уполномоченным органом - администрация Тонкинского района Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 105 106,00 рублей.
20.07.2018 и 23.07.2018 в извещение об осуществлении закупки и документацию об электронном аукционе внесены изменения.
2) Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе (далее также - ЕИС).
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с пунктом 1.2 приказа Казначейства России от 30.12.2015 N26н "Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок" в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
Согласно подпункту л) пункта 14 постановления Правительства РФ от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (вместе с "Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок") технологические (технические и программные) средства официального сайте должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Письмом Минэкономразвития России от 17.12.2014 N31727-ЕЕ/Д28и "О направлении функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок" (вместе с "Функциональными требованиями к единой информационной системе в сфере закупок, создаваемой в соответствии с Законом о контрактной системе") установлены требования к созданию функционала по предоставлению информации в публичном доступе (в открытой части) ЕИС. Документы, размещённые заказчиком в ЕИС, указанным требованиям полностью соответствуют.
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что заказчиком в единой информационной системе документация об электронном аукционе размещёна в текстовом формате Adobe Reader с расширением pdf и позволяет осуществить любому участнику закупки копирование отдельных её частей (например, в виде одной страницы), позволяет осуществлять ознакомление с данным документом, а также его печать и копирование общедоступными средствами, что соответствует пункту 3 Приказа Минэкономразвития от 16.11.2009 N470 "О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти".
Необходимо отметить, что основной целью размещения информации о закупках является предоставление беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц, что в данном случае обеспечено.
При этом Закон о контрактной системе не устанавливает требований к форматам размещаемых файлов и их функциональным характеристикам, а наличие/отсутствие возможности поиска и копирования фрагментов текста документации об электронном аукционе не ограничивает пользовательский доступ и не препятствует ознакомлению с ней.
Следовательно, заказчик, разместив документацию о закупке подобным образом, требований действующего законодательства не нарушил. Доказательств обратного, в том числе невозможности подать заявку на условиях при наличии Технического задания, заявителем не представлено.
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы заявителя в указанной части.
3) Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно статье 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырёх часов последнего дня срока.
Изменения в извещение о проведении электронного аукциона размещены в единой информационной системе 20.07.2018. То есть, в соответствии с требованиями названных ранее норм, срок окончания подачи заявок должен был быть установлен 28.07.2018.
Однако фактически сроком окончания подачи заявок, согласно извещению об осуществлении закупки, является - 23.07.2018 09:00.
Таким образом, заказчик, разместив указанное извещение подобным образом, сократил срок подачи заявок на четыре рабочих дня.
Следовательно, в рассматриваемом случае заказчиком нарушены требования части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Верна плюс" в данной части признаётся обоснованной.
Вместе с этим Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что 23.07.2018 заказчик вновь внёс изменения в извещения об осуществлении закупки, установив верную дату окончания срока подачи заявок (31.07.2018 09:00).
4) В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Также в пункте 17 раздела I документации об электронном аукционе определено, что разъяснение положений документации об электронном аукционе размещается в единой информационной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника аукциона, с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 17 раздела I документации об электронном аукционе заказчиком определены даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации (дата начала: 23.07.2018, дата окончания: 30.07.2018).
Отдел архитектуры и строительства администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области разместил в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе 20.07.2018, 20.07.2018, 20.07.2018, 23.07.2018 и 25.07.2018.
Между тем ответ на разъяснения положений документации об электронном аукционе от 23.07.2018 содержал только запрос (без ответа).
Следовательно, жалоба заявителя в рассматриваемой части является обоснованной.
Вместе с тем Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что на остальные запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе заказчиком своевременно даны ответы.
5) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Федерального закона.
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к показателям поставляемого товара содержатся в Техническом задании документации об электронном аукционе.
Все необходимые характеристики предлагаемого к поставке товара в документации о закупке имеются.
Наличие грамматических ошибок (отсутствие точки в конце предложения) не является нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, разработав документацию об электронном аукционе подобным образом, заказчик положений Закона о контрактной системе не нарушил. Доказательств обратного при рассмотрении жалобы не представлено.
В связи с этим жалоба заявителя в данной части признаётся необоснованной.
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать уполномоченному органу, заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований части 6 статьи 63 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, не повлияли на результаты определения поставщика, что исключает необходимость выдачи заказчику соответствующего предписания.
Вместе с тем оператору электронной площадки выдаётся предписание о прекращении приостановления определения поставщика.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Верна плюс" на действия администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку оборудования для кабинета технологии для объекта: "Строительство пристроя МБОУ "Тонкинская СШ" на 16 классов в р.п. Тонкино Нижегородской области", номер извещения 0332300176218000055, обоснованной в части не продления сроков подачи заявок при внесении изменений в извещение об осуществлении закупки и отсутствия ответа на запрос о разъяснении положений документации о закупке.
2. В остальной части жалобу ООО "Верна плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (номер извещения 0332300176218000055) признать необоснованной.
3. Признать отдел архитектуры и строительства администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области нарушившим положения части 6 статьи 63 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Предписание заказчику не выдавать в связи с отсутствием влияния допущенных нарушений на результаты определения поставщика.
5. Выдать оператору электронной площадки предписание о прекращении приостановления осуществления закупки.
6. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Н.В. Балабина
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30 июля 2018 г. N 1619
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2018