Резолютивная часть объявлена 2 августа 2018 года
Полный текст изготовлен __ августа 2018 года г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <...>;
члены Комиссии: <...><...>;
при участии представителей Муниципального казенного учреждения Иркутского районного муниципального образования "Служба единого заказчика" (далее - Уполномоченное учреждение) - Д<...><...>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных Общества с ограниченной ответственностью "Дрейд" (далее - Общество, Заявитель), Муниципального общеобразовательного учреждения Иркутского районного муниципального образования "Средняя общеобразовательная школа поселка Молодежный" (далее - Заказчик);
рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации об электронном аукционе "Поставка спортивного и тренировочного инвентаря для оснащения школы", извещение N 0834300022018000159 (далее - электронный аукцион), и в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель указывает на отсутствие в проекте контракта положений о начислении поставщику штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств; на несоблюдение запретов на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, а также товаров легкой промышленности; на отсутствие в документации конкретных государственных стандартов, которым должен соответствовать товар; на отсутствие в проекте контракта условия о сроке возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта; а также на нарушение части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным учреждением 16 июля 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.rts-tender.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0834300022018000159, а также Документация об электронном аукционе об аукционе в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций на поставку спортивного и тренировочного инвентаря для оснащения школы (далее - Документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 161 054 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного учреждения, приходит к выводам о необоснованности жалобы.
Согласно части 1 статьи 64, части 5 статьи 63, пункту 10 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ документация и извещение об аукционе должны содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2017 года N 1072 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 названного постановления в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен с 1 декабря 2017 г. до 1 декабря 2019 г. запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по согласно приложению (далее - товары), за исключением следующих случаев:
а) если товары производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства товаров в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций в соответствии с к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - требования к промышленной продукции), а в случае отсутствия такой продукции в к промышленной продукции - в соответствии с к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - специальный инвестиционный контракт). При этом для целей настоящего постановления продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности приравнивается на срок не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта к продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
б) если товары соответствуют к промышленной продукции при отсутствии специального инвестиционного контракта, указанного в " настоящего пункта;
в) если страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза в соответствии с о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случаях, не указанных в " и "" приведенного пункта).
Из приведенного в названном постановлении перечня следует, что такой запрет распространяется в том числе на мебель металлическую, не включенную в другие группировки (Код в соответствии с Общероссийским продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 31.09.11).
Из извещения и Документации об аукционе следует, что Заказчику требуются, помимо прочего, стеллажи, стойки, вешалки металлические (код 31.09.11.120).
Однако в нарушение пункта 10 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение и Документация об аукционе не содержат соответствующий запрет.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 791 установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
Пунктами 1, 2 названного постановления установлено, что:
осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно - товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно , товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует;
дополнительным требованием к участникам закупки товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, предусмотренных к настоящему постановлению, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, предусмотренных к настоящему постановлению, является использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (далее - материалы или полуфабрикаты). Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов;
подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, материалов или полуфабрикатов осуществляется уполномоченным органом Российской Федерации в установленном им порядке.
В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.
Из приведенного в названном постановлении перечня следует, что такой запрет распространяется в том числе на изделия текстильные готовые (кроме одежды), канаты, веревки, шпагаты и сети, а также спецодежду (коды в соответствии с Общероссийским продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 13.92, 13.94, 14.12 соответственно).
Из извещения и Документации об аукционе следует, что Заказчику требуются, помимо прочего, жилеты спасательные (код 13.92.29.130), изделия из пряжи и лент, не включенные в другие группировки (код 13.94.12.130), халаты, фартуки, жилеты и сорочки мужские производственные и профессиональные (код 14.12.130.131).
Однако в нарушение пункта 10 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение и Документация об аукционе также не содержат такой запрет.
Таким образом, доводы жалобы о несоблюдении запретов на допуск определенных видов товаров является обоснованным.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Пунктом 2 части 13 статьи 34 названного закона предусмотрено, что проект контракта должен содержать обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Пунктом 2.1 проекта муниципального контракта, являющегося приложением N 1 к Документации об аукционе, установлено следующее правило: "В случае, если настоящий Контракт будет заключен с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой настоящего Контракта".
Положения вышеприведенного пункта проекта контракта противоречат пункту 2 части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Иные доводы жалобы не находят своего подтверждения.
В силу частей 4, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в , установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042.
Пункт 5 правил, утвержденных названным постановлением, определяет порядок расчета размера штрафа, налагаемого на поставщика (подрядчика, исполнителя) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Вместе с тем, пункт 4 названных правил содержит специальный порядок расчета такого штрафа в случае проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федерального закона N 44-ФЗ, то есть в случае осуществления закупок среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Установлено, что Заказчиком, Уполномоченным учреждением надлежащим образом соблюдены требования пункта 4 вышеуказанных правил.
Установление в Документации о закупке требования о соответствии поставляемых товаров требованиям государственных стандартов и отсутствие указания на конкретные стандарты не образует нарушение норм Федерального закона N 44-ФЗ.
В действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения отсутствуют и нарушения части 27 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу указанной нормы в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 8.9 проекта муниципального контракта закреплено следующее положение: "Срок возврата Заказчиком Поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения настоящего Контракта (если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Поставщиком): в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения и согласования Заказчиком соответствующего письменного требования Поставщика о возврате денежных средств, после выполнения обязательств по настоящему Контракту, в том числе гарантийных, на платежные реквизиты, указанные Поставщиком в таком требовании".
Таким образом, проект муниципального контракта Документации об аукционе содержит условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу частично обоснованной;
2. признать Заказчика, Уполномоченное учреждение нарушившими пункт 2 части 13 статьи 34, пункт 10 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в Документацию об аукционе и продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе;
4. оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения настоящего решения, выданного предписания;
5. направить копии решения и предписания Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки;
6. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
|
<_>
<_>
<_>
|
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
Резолютивная часть объявлена 2 августа 2018 года
Полный текст изготовлен __ августа 2018 года г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <...>;
члены Комиссии: <...><...>;
при участии представителей Муниципального казенного учреждения Иркутского районного муниципального образования "Служба единого заказчика" (далее - Уполномоченное учреждение) - <...><...>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных Общества с ограниченной ответственностью "Дрейд" (далее - Общество, Заявитель), Муниципального общеобразовательного учреждения Иркутского районного муниципального образования "Средняя общеобразовательная школа поселка Молодежный" (далее - Заказчик);
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N _________/18 от ____ августа 2018 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Уполномоченному учреждению устранить допущенные при проведении электронного аукциона "Поставка спортивного и тренировочного инвентаря для оснащения школы", извещение N 0834300022018000159, нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем внесения изменений в Документация об электронном аукционе об аукционе в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций на поставку спортивного и тренировочного инвентаря для оснащения школы с учетом вышеназванного решения Комиссии Иркутского УФАС России;
2. Заказчику установить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе с учетом положений частей 2, 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ, новую дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе с учетом положений части 2 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, дату проведения электронного аукциона с учетом положений части 3 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Оператору электронной площадки ООО "РТС-Тендер":
- назначить новое время проведения электронного аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, о внесении изменений в документацию об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, новой дате окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, новых дате и времени проведения электронного аукциона;
4. Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки обеспечить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5. Заказчику, Уполномоченному органу в срок до 3 сентября 2018 года исполнить настоящее предписание и представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение предписания в письменном виде, а также посредством факсимильной связи 8(3952)24-32-26 либо электронной почты .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 2 августа 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2018