Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалобы (вх.10760) 26.07.2018 от ООО "НовТехСтрой", (вх.10838) 30.07.2018 от ООО "Перспектива", (вх.10827) 30.07.2018 от ООО "Контракт" на действия Заказчика, в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. Волостновка муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301300423918000001 "Капитальный ремонт МБОУ ООШ с. Волостновка муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением действующего Законодательства.
Представитель Заказчика на заседании комиссии пояснил, что жалобы не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и подлежат возврату на основании ч.11 ст. 105 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, данные выводы являются несостоятельными в силу следующего, на основании части 1 статьи 105 Федерального закона N44-ФЗ любой участник закупки имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона N44-ФЗ под участником закупки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Из содержания части 4 статьи 105 Федерального закона N44-ФЗ следует, что жалоба на положения документации об аукционе подается участником закупки в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и завершается заключением контракта (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N44-ФЗ).
Таким образом, Федеральный закон N44-ФЗ различает понятия "участник закупки" и "участник закупки, подавший заявку", предоставляя последнему дополнительное право обжаловать и действия заказчика, совершенные после начала рассмотрения соответствующих заявок.
Однако до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе положения документации об электронном аукционе могут быть обжалованы в антимонопольный орган любым участником закупки, в том числе и тем, который по тем или иным причинам не может или не собирается подавать заявку на участие в таком аукционе.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в сохраняющем свою силу постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N6274/11. В данном постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что лицо приобретает статус участника размещения заказа лишь после подачи заявки на участие в аукционе или запроса разъяснений положений аукционной документации, исходил из того, что поскольку обжалуемые действия заказчика совершены при размещении документации об аукционе и, соответственно, до начала рассмотрения заявок, то это обусловливает возможность подачи жалобы на такие действия.
Следовательно, участник размещения заказа, считающий незаконными положения аукционной документации, вправе обжаловать их без подачи заявки на участие в данном аукционе и без запроса разъяснений аукционной документации. Жалоба должна быть принята и рассмотрена антимонопольным органом при отсутствии оснований для ее возвращения.
Приведенная правовая позиция подтверждена и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.12.2013 N11323/12.
Таким образом, жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0301300423918000001.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель ООО "НовТехСтрой" в жалобе указывает, что Заказчик в п.20.1 Аукционной документации установил требования не в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией установлено, что п.20.1 Аукционной документации Заказчик требует: первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать а) согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации об аукционе (Приложение N1 к Разделу N1 Техническое задание) содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара; б) согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (Приложение N1 к Разделу N1 Техническое задание), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
С 01.07.2018 г. в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.06.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" были внесены поправки также в ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Часть 3 ст. 66 Закона о контрактной системе изложена в следующей редакции первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона); б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как в п.20.1 Аукционной документации установлены требования не в соответствии с Законом о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Согласно доводам ООО "НовТехСтрой" Заказчик не установил требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99.
В соответствии с п.3 ч.2 ст. 31 и п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливаются единые требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", в случае если размещается закупка на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2.42,43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, Заказчик обязан предъявить к участникам закупки дополнительные требования в виде наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 Постановления N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Объектом закупки является "Капитальный ремонт МБОУ ООШ с. Волостновка муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан".
В извещении о проведении электронного аукциона указан код ОКПД 41.20.40.000, начальная (максимальная) цена контракта составляет 13049450.00 Российский рубль, следовательно, указанные выше требования должны учитываться в документации об электронном аукционе.
На заседании комиссии установлено, что Заказчик не установил требование соответствия участников закупки положениям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный довод также имеется в жалобе ООО "Контракт" и признается обоснованным на основании вышеизложенных довадов.
Заявитель ООО "НовТехСтрой" в жалобе указывает, что в проекте контракта определены штрафы и пени не в соответствии с действующим Законодательством.
Согласно ч.7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В ч.8 ст. 34 Закона о контрактной системе указано, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На заседании комиссии было установлено, что в п.10 Проекта контракта предусмотрена ответственность и заказчика, и подрядчика в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Данное Постановление в момент размещения документации и объявления закупки являлось недействующим, в связи с опубликованием и вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.7 ст. 34, ч.8 ст. 34 Закона о контрактной системе, так как в проекте контракта определены штрафы и пени не в соответствии с действующим Законодательством.
Довод признается обоснованным.
Согласно доводам Заявителя ООО "НовТехСтрой", Заказчик в разделе 19.1 Аукционной документации установлены требования не в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" добавлен п. 11 в ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11 частью 1 ст. 31 Закона о контрактной систем установлены требования к участникам закупки - отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации. (п. 11 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
В документации об электронном аукционе вышеуказанное требование отсутствует.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как установлены требования не в соответствии с Законом о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель ООО "НовТехСтрой" в жалобе указывает, что сокращен срок подачи заявок на участии в электронном аукционе.
В ч.3 ст. 63 Закона о контрактной системе указано, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что дата начала подачи заявок - 13.07.2018 года. Дата и время окончания подачи заявок установлена в извещении и в документации об электронном аукционе 29.07.2018 08:00 (воскресенье - выходной день).
Согласно ч.1 ст. 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного "кодекса" Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.3 ст. 63 Закона о контрактной системе, так как сокращен срок подачи заявок на участии в электронном аукционе.
Довод признается обоснованным.
Согласно доводам Заявителя ООО "НовТехСтрой", Заказчик неправомерно установил в аукционной документации требование о предоставлении свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования соответствие "требованиям", установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
На заседании комиссии установлено, что в п.20.2 Аукционной документации указаны следующие требования: вторая часть заявки должна содержать копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 г.), выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, по следующим видам работ: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Кроме того, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ также предусмотрены исключительные случаи, при которых отдельным видам юридических и физических лиц не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Как следует из части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
При этом, частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ предусмотрено, что форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с учетом случаев, предусмотренных частями 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ. При этом, требованием к составу второй части заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации с учетом положений частей 4,5 статьи 55.17 ГрК РФ.
Заказчиком требуется в составе второй части заявки копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, а не выписку из реестра членов СРО.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, так как Заказчик неправомерно установил в аукционной документации требование о предоставлении свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ.
Довод признается обоснованным.
Согласно доводам Заявителя ООО "НовТехСтрой", заказчик неправомерно установил требование по постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2015 года N1457.
В соответствии с ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что в п. 19.2 Аукционной документации указано требование - В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" участниками закупки на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организации, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2017 г. N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" признано утратившим силу постановлениея Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе, так как неправомерно установлено требование по постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2015 года N1457.
Вышеуказанный довод также имеется в жалобах ООО "Перспектива" и ООО "Контракт".
Жалоба ООО "НовТехСтрой" признается обоснованной.
Заявитель ООО "Перспектива" в жалобе указывает, что Заказчик установил срок оплаты с нарушениями требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В ч.8 ст. 30 Закона о контрактной системе указано, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
На заседании комиссии установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указано, что предоставляются преимущества Субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
В проекте контракта установлено "2.7 Расчет по Договору производится Заказчиком после полного выполнения Работ и подписанных сторонами акта о приемке выполненных работах (унифицированная форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат (унифицированная форма N КС-3) (далее - КС-2, КС-3), в течение 30 дней, включая устранения выявленных в процессе приемки недостатков"
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, так как установлен срок оплаты с нарушениями действующего Законодательства.
Жалоба ООО "Перспектива" признается обоснованной.
Заявитель ООО "Контракт" в жалобе указывает, что Заказчик неправомерно установил требование декларирования п.10 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
Комиссией установлено, что в п.20.2 аукционной документации указано "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию - участник закупки не является офшорной компанией".
Вышеуказанное требование установлено в п.10 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе, так как в документации установлено требование декларирования п.10 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Согласно доводам Заявителя ООО "Контракт", Заказчиком установлены требования к товару, которые становятся известными только после испытания партии товара.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что по позициям "Кирпич керамический одинарный", "Доски", "Блок оконный", "Краски масляные" установлены в требованиях диапазонные значения.
Заявитель, представитель Заявителя на заседании комиссии отсутствовали, документы, доказательства того, что по вышеуказанным позициям товаров требуется проведения испытаний, не представили.
Довод признается необоснованным.
Заявитель ООО "Контракт" в жалобе указывает, что в документации об электронном аукционе указаны товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент".
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе указаны единые требования.
В ведомостях объемов работ в разделе 4 указано следующее "Блок дверной, одностворчатый, 3-х филенчатый, глухой сосновый, массивный, без лака, модель FF PUUVALMIS 3P", "Радиаторы алюминиевые, марка CLAN-500", "Краны шаровые PN25 BALLOMAX".
Вместе с тем, в Разделе N1 Техническое задание указано, что в случае, если в сметной документации (Приложение N2 к Техническому заданию) применяются указания на товарный знак, то такие указания считать недействительными.
Таким образом, вышеуказанный довод признается необоснованным.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НовТехСтрой", на действия Заказчика, в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. Волостновка муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301300423918000001 "Капитальный ремонт МБОУ ООШ с. Волостновка муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия Заказчика, в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. Волостновка муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301300423918000001 "Капитальный ремонт МБОУ ООШ с. Волостновка муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан" обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика, в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. Волостновка муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301300423918000001 "Капитальный ремонт МБОУ ООШ с. Волостновка муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан" частично-обоснованной в части требований по п.10 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
4. В действиях Заказчика установлены нарушения п.2 ч.1 ст. 64, ч.7 ст. 34, ч.8 ст. 34, ч.3 ст. 64, ч.3 ст. 63, п.1 ч.1 ст. 31, ч.6 ст. 31, ч.13.1 ст. 34, п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе
5. Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 2 августа 2018 г. N ГЗ-826/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2018