Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Заместителя председателя комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела КЗ;
Членов комиссии:
специалиста 1 разряда отдела КЗ,
специалиста 1 разряда отдела КЗ,
в присутствии:
представителя ООО "СЛК", по доверенности,
представителя ООО "СЛК", по доверенности,
представителя КОГБУЗ "Советская центральная районная больница", по доверенности,
главного врача КОГБУЗ "Советская центральная районная больница", по доверенности,
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "СЛК" на действия Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Советская центральная районная больница",
У С Т А Н О В И Л А:
14.08.2018 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "СЛК" (далее - Заявитель) на действия Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Советская центральная районная больница" (далее - Заказчик) при утверждении документации о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Рентгеновский излучатель и модуль CONSOLE INTERCOM к компьютерному томографу BrightSpeed Select, производства General Electric Medical Systems) реестровый номер закупки N0340200003318008989. Уполномоченным учреждением по данной закупке является КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель полагает, что Заказчиком допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при утверждении документации о закупке. По мнению Заявителя нарушения, допущенные Заказчиком, выразились в следующем:
1) Техническая часть (аукционное задание) не содержат достаточной совокупности характеристик модуля CONSOLE INTERCOM, позволяющих предложить товар, соответствующий требованиям технической части, что нарушает ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе;
2) Считает, что документация о закупке не содержит требований к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, так как в объект закупки входит не только поставка товара, но и замена запасных частей компьютерного томографа, что является ремонтом медицинской техники. При этом в силу п.17 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по ремонту медицинской техники подлежит лицензированию;
3) Заказчиком не определены требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в закупке, а именно не установлено требование о предоставлении участниками закупки копии лицензии на производство и обслуживание медицинской техники. При этом пунктом 7.1 проекта контракта субподряд запрещен;
4) Полагает, что показатели рентгеновского излучателя, установленные Заказчиком в технической части не соответствуют показателям, устанавливаемым производителем такого товара, что лишает участника закупки предложить к поставке оригинальный товар, совместимый с имеющимся у Заказчика компьютерным томографом.
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика, Уполномоченного учреждения запрошены необходимые документы по данному размещению закупки, а также письменные пояснения по существу жалобы. Рассмотрение жалобы, назначено на 21 августа 2018 года.
В соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в ходе рассмотрения жалобы проводится внеплановая проверка.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что описание объекта закупки выполнено в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. Отсутствие в технической части указания на каталожный номер требуемого к поставке товара не свидетельствует об ограничении участия в закупке. В технической части (аукционном задании) указаны показатели, имеющие значение для Заказчика. Отмечает, что в п.7.1 информационной карты документации о закупке указано, что участники закупки должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставу товара, выполнение работы, оказание услуги. Такая формулировка, по мнению Заказчика, является достаточной. При отсутствии каких-либо требований о соответствии участников закупки положениям п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе не имеется необходимости указывать на какие-либо документы в составе второй части заявки. Кроме прочего, Заказчик не согласен с доводами об ограничении возможности поставки оригинального товара.
Уполномоченное учреждение в письменных пояснениях сослалось на то, что проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком.
В ходе заседания Комиссии Кировского УФАС представители сторон подтвердили доводы, изложенные письменно.
Заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
16.07.2018 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении электронного аукциона. Предмет закупки - поставка медицинских изделий (Рентгеновский излучатель и модуль CONSOLE INTERCOM к компьютерному томографу BrightSpeed Select, производства General Electric Medical Systems) реестровый номер закупки N0340200003318008989). Начальная (максимальная) цена контракта 4350000 (четыре миллиона триста пятьдесят тысяч) руб.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 приведенной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с технической частью (аукционным заданием) Заказчику к поставке необходим модуль CONSOLE INTERCOM, предназначенный для управления системой аварийного отключения, системой громкой связи врач-пациент, функциями движения и включения гентри. Модуль совместим с компьютерным томографом GE BrightSpeed Select. Модуль новый, в заводской упаковке, не бывший в употреблении, не восстановленный и ни один его компонент не прошел переработку.
Следует отметить, что формирование описания объекта закупки отнесено законодателем к полномочиям Заказчика. Закон о контрактной системе не содержит каких-либо конкретизированных требований к правилам и объему устанавливаемых показателей конкретного товара, определят лишь общие правила и регламентирует запрет на установление требований, которые могут повлечь за собой ограничение участия в закупке. При таких обстоятельствах, по мнению Комиссии Кировского УФАС России, Заказчик, определил такую совокупность требований к закупаемому товару, которая, по его мнению, является достаточной для удовлетворения собственных потребностей в товаре, позволяет определить соответствие предлагаемого товара, установленным Заказчиком требованиям, а потому нарушения ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе не допустил, в связи с чем, данный довод Заявителя является необоснованным.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1.1 проекта контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги).
Однако пунктом 3.2 проекта контракта определено, что в состав услуг, предусмотренных п.1.1 проекта контракта, входят размещение генерирующего источника ионизирующего излучения: демонтаж заменяемого и монтаж нового рентгеновского излучателя на аппарат, подключение кабелей, наполнение стаканов специальной смазкой для подключения высоковольтных кабелей в соответствии с п. 5.3 СанПиН 2.6.1.2891-11; центрирование рентгеновского излучателя относительно коллиматора и детектора, калибровка и ввод нового рентгеновского излучателя в эксплуатацию в соответствии с п. 5.3 СанПиН 2.6.1.2891-11.
Как установлено разделом 2 Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", введенных в действие письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2003 N 293-22/233 (далее - Методические рекомендации) текущий ремонт медицинской техники - неплановый ремонт, выполняемый без частичного или полного восстановления ресурса изделия медицинской техники путем замены и (или) восстановления отдельных деталей или сменных комплектующих частей с послеремонтным контролем технического состояния изделия в объеме, установленном в эксплуатационной документации.
При этом указанные Методические рекомендации предназначены для применения на территории Российской Федерации медицинскими учреждениями, эксплуатирующими медицинскую технику.
Следует отметить, что в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" в целях Положения понятие "медицинская техника" означает медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
При таких обстоятельствах Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что объектом закупки в рассматриваемом случае является не только поставка товара, но и ремонт медицинской техники, эксплуатируемой Заказчиком.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.7.1 информационной карты Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Иных требований Заказчиком не установлено.
Однако, в соответствии с п.17 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Следовательно, Заказчик, в силу императивного характера п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, обязан установить в документации о закупке требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в рассматриваемом случае о соответствии требованиям, установленным п.17 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании.
Отсутствие в документации о закупке указания на соответствие участников закупки таким требованиям нарушает п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
При установлении требования о соответствии участников закупки требованиям п.17 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании, Заказчик обязан определить требования к содержанию и составу второй части заявки, подаваемой на участие в закупке.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Документом, подтверждающим такое соответствие, в рассматриваемом случае является лицензия, выдаваемая в соответствии с требованиями п.17 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники".
В соответствии с п.8.2 информационной карты во второй части заявки участник аукциона предоставляет информацию и документы, предусмотренные разделом 2 инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
В соответствии с подп.2 п.2.1 раздела 2 инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию документы или копии этих документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Если такие требования установлены, то информация о них содержится в Информационной карте документации об аукционе.
Учитывая, что Заказчиком не установлены требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в аукционе копии лицензии на право осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о нарушении п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба Заявителя является частично обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подразделом "Рентгеновский излучатель" Заказчик установил следующие требования к закупаемому товару:
- п.4 Максимальная постоянная мощность рассеивания тепла рентгеновского излучателя в сборе, включая статор - 3.7 kW (5.0 kHU/sec);
- п.13 Коэффициент нагрузки малый фокус - 75 kV, 100 mA;
- п.14 Коэффициент нагрузки большой фокус - 75 kV, 200 mA.
При этом пунктом 1 установлено, что используемый рентгеновский излучатель совместим с компьютерным томографом GE BrightSpeed Select.
В ходе заседания Комиссией Кировского УФАС России исследовано информационное письмо ООО "ДжиИ Хэлскеа" (GE Healthcare) от 20.08.2018 N2/2141-18, адресованное ООО "СЛК", согласно которому рентгеновская трубка Solarix 350 (кат.N D3145T) для сканера BrigtSpeed Select обладает следующими характеристиками:
- по п.4 Максимальная постоянная мощность рассеивания тепла рентгеновского излучателя в сборе, включая статор, составляет 2.7 kw (220 KHU/min);
- по п.13 коэффициент нагрузки малый фокус 120 kV, 125 mA;
- по п.14 коэффициент нагрузки большой фокус 120 kV, 250 mA.
При таких обстоятельствах Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о невозможности осуществить поставку оригинального товара, который предлагается к поставке производителем компьютерного томографа, подлежащего ремонту и соответствующего требованиям технической части (аукционного задания), что ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, пунктом 3.2 проекта контракта установлено, что поставщик обязан оказать, в том числе, услуги по проведению дозиметрического контроля:
- дозиметрические измерения качества рентгеновского излучения (эксплуатационные параметры) с выдачей по результатам испытаний протоколов установленного образца;
- устранение недостатков, выявленных при проведении контроля эксплуатационных параметров, вызванных заменой рентгеновского излучателя;
- контроль состояния источника питания, проверка точности измерения плотности по шкале Хаунсфилда (HU), проверка точности измерения толщины среза (слоя), проверка разрешения при низком контрасте, контроль однородности шума изображения, оценка пространственного изображения, измерение контроля точности размещения пациента, расчет взвешенного индекса дозы компьютерного томографа;
- проверка заданных параметров рентгеновского излучения (кВ), реально выдаваемым аппаратом (производится с использованием высоковольтного делителя напряжения - HV bleeder).
Как установлено, Комиссией Кировского УФАС России, Заказчику наряду с поставкой товара требуются услуги по монтажу запасных частей при выполнении ремонта медицинской техники. При этом услуги, приведенные в п.3.2 проекта контракта направлены на проверку параметров компьютерного томографа после его ремонта. Следовательно, такие услуги представляют собой, при условии оказания услуг по текущему ремонту медицинской техники, текущий контроль эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования, осуществление которого предусмотрено п.8.9 СанПиН 2.6.1 1192-03.
При этом в соответствии с п. 8.11 СанПиН 2.6.1 1192-03 контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования проводится учреждениями, аккредитованными в установленном порядке.
Статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 N412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации) установлен порядок оценки соответствия заявителя критериям аккредитации.
В соответствии с ч.5,6 ст. 17 Закона об аккредитации в ходе документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации осуществляется экспертиза представленных заявителем документов и сведений. Экспертиза представленных заявителем документов и сведений проводится экспертной группой, в состав которой включаются эксперт по аккредитации и при необходимости технические эксперты.
Приказом Минэкономразвития от 23.05.2014 N291 утвержден Перечень областей аттестации экспертов по аккредитации, среди которых указана аккредитация испытательных лабораторий (центров) в сфере радиационного контроля (п.5.1.5).
Таким образом, учитывая, что объектом рассматриваемой закупки является поставка товара, Заказчик, утвердив содержание проекта контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, указав при этом на необходимость оказания услуг, включенных в перечень эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, подлежащих контролю (приложение N10 СанПиН 2.6.1 1192-03), ограничил количество участников закупки, так как услуги по проведению эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования (медицинской техники) могут быть оказаны исключительно лицами, аккредитованным в установленном законом порядке и не связаны с закупаемым товаром.
Устранение допущенных нарушений возможно путем выдачи предписания.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "СЛК" на действия КОГБУЗ "Советская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Рентгеновский излучатель и модуль CONSOLE INTERCOM к компьютерному томографу BrightSpeed Select, производства General Electric Medical Systems) реестровый номер закупки N0340200003318008989, в связи с нарушением Заказчиком п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.5 ст.66, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Кировского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Управление по Кировской области
г. Киров обл.
21 августа 2018 г.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 377/03-18-з
об устранении нарушений
Закона о контрактной системе
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок в составе:
Заместителя председателя комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области,
Членов комиссии:
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области,
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области,
на основании решения по делу N 377/03-18-з от 21.08.2018 г. о нарушении п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.5 ст.66, п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - КОГБУЗ "Советская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Рентгеновский излучатель и модуль CONSOLE INTERCOM к компьютерному томографу BrightSpeed Select, производства General Electric Medical Systems) реестровый номер закупки N0340200003318008989,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. КОГБУЗ "Советская центральная районная больница", КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" в срок до 20.09.2018 г.:
- отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.08.2018 г. N0340200003318008989-1;
- внести изменения в документацию о закупке с учетом позиции Кировского УФАС России, изложенной в решении N377/03-18-з;
- определить дату и время окончания срока подачи заявок, дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона;
- завершить проведение аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить исполнение п.1 настоящего предписания.
3. Информацию об исполнении предписания направить в адрес Кировского УФАС России в недельный срок со дня его исполнения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 21 августа 2018 г. N 377/03-18-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2018