Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 23 августа 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Шушкова А.С., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "ВМВ-Сервис ТТ" (далее также - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заказчика - муниципального казенного учреждения "Агентство по строительству" города Ярославля (далее также - МКУ "Агентство по строительству", заказчик) - представителя по доверенности Виноградовой Г.Б.;
от уполномоченного органа - департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее также - уполномоченный орган) - представителей по доверенности Беляевой Н.М., Юртайкиной И.Ю.;
от оператора электронной площадки - АО "ЕЭТП" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ВМВ-Сервис ТТ" на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Агентство по строительству" города Ярославля, и уполномоченного органа - департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции территории сквера, ограниченного улицами Победы, Республиканской, Советской с устройством памятного знака, посвященного 100-летию ВЛКСМ (извещение N 0371300027818000428) (далее - аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "ВМВ-Сервис ТТ" на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Агентство по строительству" города Ярославля, и уполномоченного органа - департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции территории сквера, ограниченного улицами Победы, Республиканской, Советской с устройством памятного знака, посвященного 100-летию ВЛКСМ (извещение N0371300027818000428).
Заявитель в жалобе указывает на то, что заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации:
- не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99), а также документы, подтверждающие соответствие таким требованиям, которые должны быть представлены участниками закупки в составе заявки;
- не установлены требования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570);
- при описании объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом используется указание на значение показателя "Сопротивление бетона прониканию воздуха" товара "Бетонная смесь" (позиция 2), которое становится известным, по мнению заявителя, только после проведения соответствующих испытании такого товара.
На основании вышеизложенного ООО "ВМВ-Сервис ТТ" просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом (департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля) в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 27.07.2017 размещено извещение N0371300027818000428 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции территории сквера, ограниченного улицами Победы, Республиканской, Советской с устройством памятного знака, посвященного 100-летию ВЛКСМ вместе с аукционной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Относительно доводов заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации:
- не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99), а также документы, подтверждающие соответствие таким требованиям, которые должны быть представлены участником закупки в составе заявки;
- не установлены требования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570), Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
В пункте 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Соответственно, требование данного постановления распространяется исключительно на закупку работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.
В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, указываются, в числе прочего, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (пункт 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Исходя из пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее - Дополнительные требования).
Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 включает в себя группы товаров, работ, услуг, в отношении которых заказчик обязан установить указанные выше требования.
Одной из таких групп является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Следовательно, требования постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 применяются, в том числе в случае, если объектом закупки является выполнение строительных работ.
Пунктом 5 главы 3 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по реконструкции территории сквера, ограниченного улицами Победы, Республиканской, Советской с устройством памятного знака, посвященного 100-летию ВЛКСМ.
В части II "Описание объекта закупки (Техническое задание)" аукционной документации установлены виды работ, которые необходимо выполнить:
- устройство парадной зоны с размещением памятного знака из стальной нержавеющей конструкции по эскизному проекту (Приложение N 4) на бетонной площадке сложной геометрической и объемной формы; с размещением малых архитектурных форм (скамьи и урны) и мощением пешеходных тротуаров;
- устройство зоны семейного отдыха с размещением игровой площадки для детей младшего и среднего возраста с мягким резиновым покрытием и детским игровым комплексом.
При этом объем выполняемых работ определяется в соответствии с техническим заданием, сметной документацией, проектом контракта.
Проектно-сметная документация, являющаяся неотъемлемой частью аукционной документации, содержит виды работ, среди которых благоустройство территории (тротуары и площадки), озеленение территории, устройство системы подсветки монумента, установка малых архитектурных форм (лавок, урн), установка памятного знака и т.д.
Для оценки доводов заявителя необходимо определить значение таких понятий, как "объект капитального строительства", "реконструкция объектов капитального строительства", "капитальный ремонт объектов капитального строительства", "некапитальные строения, сооружения", "благоустройство территории", "элементы благоустройства".
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлен ряд понятий, в числе которых:
объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10);
строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункт 13);
реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14);
капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2);
благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36);
элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
Согласно пункту 1.5 приказа Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
В рамках заседания Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что финансирование данной закупки предусмотрено за счет средств бюджета города в соответствии с Адресной инвестиционной программой города Ярославля на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов по мероприятию "Благоустройство" в рамках реализации мероприятий инициативного бюджетирования на территории Ярославской области по государственной программе "Местное самоуправление в Ярославской области" путем предоставления субсидий из бюджета Ярославской области, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (скверов, парков, площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, иных общественных территорий).
Соответственно, учитывая вышеприведенные понятия и принимая во внимание виды работ, которые надлежит выполнить в рамках рассматриваемой закупки, следует сделать вывод, что у заказчика и уполномоченного органа не возникло обязанности установить в аукционной документации оспариваемые заявителем требования, поскольку в данном конкретном случае заказчику и уполномоченному органу не требуется выполнение работ по строительству, капитальному ремонту или реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, довод заявителя о необходимости установления требований в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 является необоснованным.
В отношении довода заявителя о том, что при описании объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом используется указание на значение показателя "Сопротивление бетона прониканию воздуха" товара "Бетонная смесь" (позиция 2), которое становится известным, по мнению заявителя, только после проведения соответствующих испытании такого товара, Комиссией было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В пункте 5 главы 3 "Информационная карта" аукционной документации указано, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции территории сквера, ограниченного улицами Победы, Республиканской, Советской с устройством памятного знака, посвященного 100-летию ВЛКСМ.
Пунктом 14 главы 3 "Информационная карта" документации об электронном аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 1 к Техническому заданию и указание на товарный знак (при наличии).
В приложении N 1 к Техническому заданию заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к качественным, техническим характеристикам материалов (товаров), их эксплуатационным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иным сведениям о материалах (товарах), представление которых предусмотрено документацией о проведении совместного электронного аукциона.
В указанном выше приложении N 1 к Техническому заданию для товара "Бетонная смесь" установлен, в том числе, следующий показатель и его значение:
Наименование товара |
Ед.измер |
Наименование показателя |
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией предлагаемые участником закупки |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2.Бетонная смесь |
с/см3 |
Сопротивление бетона прониканию воздуха |
3,1 |
13,7 |
|
|
В приложении N 1 содержится инструкция по заполнению сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе (далее - инструкция), согласно которой участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме рекомендуемой заказчиком информацию о конкретных показателях товара (материала), соответствующих значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Также инструкция содержит указание на то, каким образом читать те или иные символы, знаки, слова, обозначения, сопровождающие те или иные показатели товаров (т.е. разъяснение и применение понятий, используемых в показателях материалов). Так, согласно одному из таких разъяснений, использование надстрочного символа " 1 " в столбце "Наименование показателя", указывает на необходимость предоставления сведений о конкретных показателях товара, выраженных диапазоном значений, в следующем виде: "Х - У".
Соответственно, для значения показателя "Сопротивление бетона прониканию воздуха" товара "Бетонная смесь" (позиция 2) конкретным значением будет являться диапазонное значение, ограниченное верхним и нижним пределом.
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа, при формировании требований к используемым при выполнении работ товаров заказчик и уполномоченный орган руководствовались значениями показателей для товаров, указанных в соответствующих ГОСТах.
Приложение N 5 к Техническому заданию содержит перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ.
Согласно пояснениям представителей заказчика и уполномоченного органа значения показателей товара "Бетонная смесь" по позиции 2 установлены в соответствии с указанными в приложении N 5 аукционной документации ГОСТ, в том числе, в соответствии с ГОСТ 12730.5-84 "Бетоны. Методы определения водонепроницаемости" (далее - ГОСТ 12730.5-84).
В пункте 4.1 ГОСТ 12730.5-84 содержится таблица 7, в которой приведены значения параметра "Сопротивление бетона прониканию воздуха".
|
|
|
Параметр воздухопроницаемости бетона , см/с |
Сопротивление бетона прониканию воздуха , с/см |
Марка бетона по водонепроницаемости |
0,325-0,224 |
3,1-4,5 |
2 |
0,223-0,154 |
4,6-6,5 |
4 |
0,153-0,106 |
6,6-9,4 |
6 |
0,105-0,0728 |
9,5-13,7 |
8 |
0,0727-0,0510 |
13,8-19,6 |
10 |
0,0509-0,0345 |
19,7-29 |
12 |
0,0344-0,0238 |
29,1-42,0 |
14 |
0,0237-0,0164 |
42,1-60,9 |
16 |
0,0163-0,0113 |
61-88,5 |
18 |
0,0112-0,0077 |
88,6-130,2 |
20 |
При этом ГОСТ 12730.5-84 не содержит указание на то, что значения оспариваемого заявителем показателя "Сопротивление бетона прониканию воздуха" товара "Бетонная смесь" (позиция 2) определяется на основании проведения тех или иных испытаний. Указанное значение установлено в полном соответствии с требованиями ГОСТ 12730.5-84.
Следует отметить, что в тексте жалобы ООО "ВМВ-Сервис ТТ" не приводит конкретных ссылок на технические документы или иные документы, которые бы содержали указание на то, что значение оспариваемой в жалобе характеристики одного из товаров, требуемых для выполнения работ, являющихся ее предметом закупки, можно определить только на основании проведения потенциальным участником закупки испытаний имеющегося в наличии товара.
Заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки.
Товары, являющиеся предметом закупки, находятся в свободном обороте, и любое лицо может приобрести такие товары. Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Заявитель также не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемых для выполнения работ товаров, в частности с установленным заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации диапазонным значением "3,1 - 13,7" показателя "Сопротивление бетона прониканию воздуха" для товара "Бетонная смесь" (позиция 2).
Кроме того, вопреки доводам заявителя, аукционная документация не содержит требований, из которых вытекало бы, что участник закупки должен самостоятельно определять соответствие используемых при выполнении соответствующих работ товаров требованиям ГОСТ путем проведения испытаний. Предполагается, что участник закупки в своей заявке с учетом положений аукционной документации (в том числе инструкции, положения которой процитированы в данном решении) и ГОСТ (в частности ГОСТ 12730.5-84) гарантирует соответствие указанных материалов заявленным заказчиком требованиям.
Таким образом, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы сведений, не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа по формированию требований к характеристикам необходимых для выполнения работ товаров нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, следовательно, доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ООО "ВМВ-Сервис ТТ" (ИНН 6316101888, ОГРН 1056316045830) на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Агентство по строительству" города Ярославля (ИНН 7606067599, ОГРН 1087606000294), и уполномоченного органа - департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (ИНН 7604115180, ОГРН 1077604025102), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции территории сквера, ограниченного улицами Победы, Республиканской, Советской с устройством памятного знака, посвященного 100-летию ВЛКСМ (извещение N 0371300027818000428) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
_______________ Шушкова А.С. |
Члены Комиссии: |
_______________ Лебедева С.Н.
_______________ Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 августа 2018 г. N 202Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2018