Резолютивная часть решения оглашена 16 августа 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 21 августа 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе ООО "АТЕС МЕДИКА софт" (далее - Общество, заявитель), возвращенной в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 27.04.2018 N 265-ж/2018, провела внеплановую проверку действий Министерства здравоохранения Челябинской области (далее - заказчик) на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку электроэнцефалографа c функцией цифровой видеометрии (изв. N 0169200001018000519) (далее - аукцион) в присутствии представителей заказчика Зайцева С.П., Гладковой И.Б., действующих на основании доверенностей от 18.06.2018, от 07.02.2018,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 25.04.2018 поступила жалоба ООО "АТЕС МЕДИКА софт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку электроэнцефалографа c функцией цифровой видеометрии, объявленного заказчиком путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 17.04.2018 извещения об осуществлении закупки.
Жалоба возвращена заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 27.04.2018 N 265-ж/2018, в связи с нарушением части 7, пункта 2 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 980 000 рублей 00 копеек.
Контракт по состоянию на 16.08.2018 заключен.
Доводы обращения заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в пунктах 44, 45 приложения N 1 к информационной карте документации об аукционе установлено неправомерное требование о наличии у участника сертификата Госстандарта России об утверждении средств измерений, свидетельства о поверке. Указанное требование может ограничить количество участников аукциона. По мнению заявителя, закупаемый заказчиком электроэнцефалограф не является средством измерения.
В доказательство своих доводов Обществом представлены Приказы Минздрава России от 21.02.2014 N 81н, от 15.08.2012 N 89н, в которых отсутствует информация о таких средствах измерения как электроэнцефалограф. Также заявителем представлено письмо Минздрава России от 15.01.2018 N 2148810/25-3, в котором указано на то, что электроэнцефалографы не включены в Перечень медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, утвержденный приказом Минздрава России от 15.08.2012 N 89н, и не подлежат при государственной регистрации испытаниям в целях утверждения типа средств измерений.
Представители Министерства здравоохранения Челябинской области с доводами обращения заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Документация об аукционе сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности медицинского учреждения в качественном оборудовании, позволяющем обеспечить эффективное проведение медицинским учреждением судебно-психиатрических экспертиз, назначаемых следственными органами в рамках расследования уголовных дел.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исходя из содержания статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов РФ, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В спецификации (приложение N1 к документации об аукционе) содержится наименование и описание объекта закупки, в том числе установлено требование о наличии у участника сертификата Госстандарта России об утверждении средств измерений, свидетельства о поверке.
Согласно пояснениям представителей Министерства здравоохранения Челябинской области, установление в аукционной документации данного требования обусловлено потребностью медицинского учреждения в качественном оборудовании, позволяющем обеспечить эффективное проведение медицинским учреждением судебно-психиатрических экспертиз, назначаемых следственными органами в рамках расследования уголовных дел.
Более того, для определения типов средств измерений медицинских изделий, не включенных в Приказ Минздрава России от 15.08.2012 N 89н, хозяйствующие субъекты имеют возможность в добровольном порядке оформлять свидетельство об утверждении типа измерений, направив в Росстандарт заявку с комплектом документов в соответствии с приказом Минпромторга России от 25.06.2013 N 971, о чем свидетельствуют письмо ФБУ "Челябинский ЦСМ" от 11.09.2017 N 59/05-69/2413, письмо Росстандарта от 10.10.2017 N 16806-ЕЛ/04. В целях получения свидетельства о поверке медицинского изделия действуют Рекомендации по метрологии Российской Федерации Р 50.2.087-2013 "Государственная система обеспечения единства измерений. Электроэнцефалографы, электроэнцефалоскопы и электроэнцефалоанализаторы. Методика поверки".
В соответствии с представленной заказчиком сравнительной таблицей о характеристиках товара, потребности учреждения соответствует, в том числе оборудование Мицар-ЭЭГ-202, Нейрон-Спектр-5 производства ООО "Мицар" (Россия), ООО "Нейрософт" (Россия).
При этом, заявителем не представлены документы, подтверждающие факт невозможности оформления на электроэнцефалограф свидетельства об утверждении типа измерений. Также в материалах дела отсутствует документальное подтверждение факта несоответствия требованиям аукционной документации оборудования Мицар-ЭЭГ-202, Нейрон-Спектр-5 производства ООО "Мицар" (Россия), ООО "Нейрософт" (Россия).
Более того, как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, по результатам аукциона определены участники, предложившие оборудование двух различных производителей, а именно "Мицар-ЭЭГ-202" производства ООО "Мицар" (Россия) и "Нейрон-Спектр-5" производства ООО "Нейрософт" (Россия). Заявки указанных участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке.
Также по результатам настоящей закупки заказчиком с участником с порядковым номером 2 (ООО "ОНФД") заключен государственный контракт от 14.05.2018 N 0519-ЭА/2018. По данному контракту поставщиком поставлено оборудование "Нейрон-Спектр-5", представлены свидетельство об утверждении типа средств измерений N33701, свидетельство о поверке N 94. Указанный товар принят заказчиком, потребность учреждения в оборудовании удовлетворена, что подтверждается актом приема-передачи оборудования, актом ввода оборудования в эксплуатацию, товарной накладной. Тогда как, по контракту от 21.09.2017 N 0809-ЭА/2017-СМП, заключенному по результатам электронного аукциона, в рамках которого отсутствовало требование о наличии у участника сертификата Госстандарта России об утверждении средств измерений, свидетельства о поверке, товар не принят заказчиком, ввиду несоответствия оборудования условиям контракта. Указанный спор рассматривается Арбитражным судом Челябинской области (дело N А76-10511/2018).
Cледует отметить, что для нужд медицинского учреждения в апреле 2018 года проводился запрос котировок в электронной форме на поставку комплекса компьютерного (изв. N 31806362182), в котором заявитель имел возможность принять участие, поскольку в рамках данной закупки отсутствовало требование о наличии у участника сертификата Госстандарта России об утверждении средств измерений, свидетельства о поверке.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссии Челябинского УФАС России не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика признаков нарушения статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции.
Таким образом, доводы обращения заявителя не находят своего подтверждения.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Доводы обращения ООО "АТЕС МЕДИКА софт" не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 августа 2018 г. N 64-ВП/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2018