Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок С.Ш. Степановой,
при участии представителей:
Департамента развития новых территорий г. Москвы: С.П. Майорова, М.Е. Малахова,
ООО "Иста-Техника": О.В. Климова,
рассмотрев жалобу ООО "Иста-Техника" (далее - Заявитель) на действия Департамента развития новых территорий г. Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку стеллажей, входящих в смету строительства объекта: "Административно-деловой центр Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы" (Закупка N0173200025418000119) (далее - электронный аукцион, аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.08.2018 NТФ/39306/18, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п. 1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что аукционная документация, размещенная Заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС), содержит ограничения для ознакомления - файл "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" (далее - Форма 2) содержит нечитаемый текст с большим количеством излишних пробелов в словах и разрывов страниц, что не позволяет участникам закупки беспрепятственно сформировать первую часть заявки на участие в аукционе.
Согласно ч.1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с ч.5 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейств
от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Одновременно с этим в соответствии ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Комиссией Управления установлено, что техническая часть документации размещена в формате "docx", позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, свидетельствующих о невозможности формирования и подачи заявки на участие, а также подтверждающих нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы, в размещенной в составе аукционной документации Спецификации следует, что глубина стеллажей, являющихся предметом закупки равна 300 мм, в то время как в Форме 2 предъявляются следующие требования к параметру "глубина полок": "не менее 195 не более 205, не менее 245 не более 255, не менее 295 не более 305, не менее 395 не более 405, не менее 445 не более 455 мм", к параметру "глубина модуля": "от 100 до 500 мм". Таким образом, по мнению Заявителя, глубина стеллажа может быть 100 мм, 200 мм, 250 мм, 300 мм, 400 мм и 450 мм, 500 мм, что прямо противоречит Спецификации, размещенной в составе аукционной документации.
Также Заявитель указывает, что в соответствии со Спецификацией, стеллаж содержит 5 полок, при этом в Форме 2 установлены требования к различному количеству полок для каждого закупаемого стеллажа.
Таким образом, по мнению Заявителя, с учетом Спецификации, установление требований подобным образом вводит в заблуждение участников закупки и препятствует формированию заявки на участие в аукционе.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил следующее.
Спецификация, приведенная в обоснование НМЦК использовалась исключительно в целях определения начальной (максимальной) цены контракта. При этом также использовалась обобщенная общедоступная информация о рыночных ценах услуг в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона о контрактной системе.
Согласно п.9 Технического задания требования к качественным и функциональным характеристикам товара, требования к безопасности товара, требования к комплектности (объему) поставки указаны в Форме 2, в состав которой также входит инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов), исчерпывающим образом описывающая все требования Заказчика по представлению указанных сведений.
При этом заказчиком в Форме 2 аукционной документации на поставку стеллажей, входящих в смету строительства объекта были установлены все имеющиеся у Заказчика требования к качеству, техническим характеристикам товара (оборудования), его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), иным сведениям о товаре (оборудовании).
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в использовании при выполнении работ именно такого количества товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками, которые указаны в аукционной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в поставке товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Также Заявитель указывает, что в технической части аукционной документации требования к параметрам "высота модуля", "высота стоек", "высота фронтальной панели" установлены таким образом, что размеры стеллажей не сопрягаются с размерами комплектующих, а также требуемое значение высоты полок и количества полок не позволяют однозначно определить рабочее расстояние между полками, требуемое Заказчиком.
Также жалоба содержит доводы в части отсутствия плана расстановки стеллажей с нанесенными размерами, что не позволяет в полной мере определить комплектацию и расположению стеллажей и рассчитать с точностью рабочий проход между стеллажами.
Вместе с тем на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующие об отсутствии возможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с вышеуказанными требованиями к товарам, в том числе документы и сведения, подтверждающие, что размеры стеллажей, установленные Заказчиком не соотносятся с размерами их комплектующих, а также доказательства, свидетельствующие о невозможности однозначно определить рабочее расстояние между полками предлагаемого к поставке товара.
На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы на предмет необъективного описания требуемых значений параметров с использованием союзов "от", "до" в одном случае, и слов "не более", "не менее" в аналогичном случае, что вводит в заблуждение участников закупки и препятствует формированию заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем участником закупки не представлено доказательств, подтверждающих данный довод, а также свидетельствующих о том, что описание объекта закупки подобным образом вводит в заблуждение участников закупки и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Согласно доводам жалобы, в Форме 2 установлены требования к параметру "глубина секции" без указания на единицы измерения, что не позволяет однозначно определить потребность Заказчика в поставляемых товарах.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании требований к поставляемым товарам, в частности, к параметру "глубина секции" допущена техническая ошибка.
При этом также пояснил, что на участие в аукционе подано 11 заявок, при этом аукционной комиссией не принималось решений об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям аукционной документации, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Иста-Техника" на действия Департамента развития новых территорий г. Москвы обоснованной в части установления неправомерного требования к параметру "глубина секции".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии Д.А. Сологов
С.Ш. Степанова
Исп. С.Ш. Степанова 8 (495) 784-75-05 доб. 148
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 августа 2018 г. N 2-57-10258/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2018