Резолютивная часть решения оглашена 27 августа 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 31 августа 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Каральной А.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ЗАО "Картель "Промснаб" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку транексамовой кислоты (изв. N0869200000218001622) в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N3" (далее - заказчик, ГБУЗ "ОКБ N3") Кондращенко У.И., действующего на основании доверенности от 24.08.2018 N 17;
- представителей Государственного казенного учреждения Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченный орган) Пичуговой Т.В., Паровик А.А., Котовой В.И., действующих на основании доверенностей N 05 от 15.02.2018, N 06 от 15.02.2018, N 04 от 05.02.2018,
- представителей ЗАО "Картель "Промснаб" (далее - заявитель, Общество) Подмазко И.А., Уваровой Ю.Г., действующих на основании доверенностей от 20.08.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 20.08.2018 поступила жалоба ЗАО "Картель "Промснаб" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку транексамовой кислоты (изв. N0869200000218001622) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик, уполномоченный орган 01.08.2018 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 424 243,40 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 09.08.2018 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
При рассмотрении заявок участников аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки ООО "Простор" требованиям аукционной документации. По мнению заявителя, указанные действия аукционной комиссии являются неправомерными, поскольку Обществом в составе заявки представлен сертификат о происхождении товара с истекшим сроком действия.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки ООО "Простор" требованиям аукционной документации. Так, при рассмотрении вторых частей заявок аукционная комиссия руководствовалась, в том числе примечанием <1> к пункту 3.8 Приказа ТПП РФ от 21.12.2015 N 93, в соответствии с которым в случае, если сертификат СТ-1 сроком действия до одного года прекращает свое действие в течение проведения закупки, для которой он предназначен, срок его действия продлевается до завершения такой закупки. Более того, в составе заявки Общества представлено письмо, содержащее информацию о переоформлении сертификата о происхождении товара. С учетом указанных обстоятельств, аукционная комиссия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для отклонения заявки ООО "Простор".
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка лекарственного препарата с МНН "Транексамовая кислота".
Данный препарат включен в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289) применяется в отношении лекарственных препаратов, включенных в указанный перечень.
В соответствии с пунктом 1 Постановления заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Информация об установлении ограничения, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, содержится в извещении о проведении аукциона, пункте 9 информационной карты документации об аукционе.
Как установлено материалами дела, на участие в закупке подано восемь заявок.
Участниками с идентификационными номерами заявок 103616276, 103619801, 103621825, 103621825, 103622688, 103622721, 103623121, 103625029 к поставке предложены лекарственные препараты российского происхождения. В заявке с идентификационным номером 103623040 содержится предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения (Индия).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 10.08.2018 участники допущены аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям аукционной документации заявок участников с идентификационными номерами 103622688, 103621825, 103622721, 103616276, 103625029. Заявка участника с идентификационным номером 103623040, содержащая предложение о поставке товара иностранного происхождения, отклонена аукционной комиссией на основании Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
По мнению заявителя, заявка участника с идентификационным номером 103622688 (ООО "Простор") подлежит отклонению.
Рассмотрев представленные сторонами документы, сведения, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В заявках с идентификационными номерами 103622688, 103621825, 103622721, 103616276, 103625029 указано следующее наименование страны происхождения предлагаемых к поставке товаров: Россия.
В составе второй части заявки ЗАО "Картель "Промснаб", ООО "КОРС", ООО "Севастопольфармация", ООО "Эском Краснодар" на предлагаемые лекарственные препараты "Транексамовая кислота-СОЛОфарм", "Транексам", "Траксара", "Гемтраникс", "Стагемин" производства ООО "Гротекс" (Россия), ФГУП "Московский эндокринный завод" (Россия), АО "Верофарм" (Россия), ЗАО "Фармфирма "Сотекс" (Россия), ОАО "Новосибхимфарм" (Россия) представлены сертификаты о происхождении товара.
Таким образом, на участие в определении поставщика подано более двух заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается соответствующими сертификатами о происхождении товара. В данном случае, Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подлежит применению.
При этом, в соответствии с совместным письмом Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России N 6723-ЕЕ/Д28и/ЦС-14384/19/25-0/10/2-1416/АЦ/15615/16 от 14.03.2016 при наличии не менее двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, и содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, в том числе содержащие предложения о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, подлежат отклонению.
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, участником ООО "Простор" в составе заявки представлены сертификат о происхождении товара с истекшим сроком действия (до 25.07.2018), а также информационное письмо ООО "ТРИВИУМ-XXI", согласно которому сертификат СТ-1 на препарат Транексамовая кислота производства ФКП "Армавирская биофабрика" находится на переоформлении в ТПП РФ, ориентировочный срок готовности 10.08.2018 года.
Фактически ООО "Простор" в составе заявки не представлен предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, документацией о закупке документ, подтверждающий страну происхождения товара.
Довод представителей заказчика, уполномоченного органа о том, что в соответствии с примечанием <1> к пункту 3.8 Приказа ТПП РФ от 21.12.2015 N 93 в случае, если сертификат СТ-1 сроком действия до одного года прекращает свое действие в течение проведения закупки, для которой он предназначен, срок его действия продлевается до завершения такой закупки, не может быть принят во внимание Комиссией Челябинского УФАС России, поскольку представленный Обществом в составе заявки сертификат СТ-1 прекратил свое действие уже на момент размещения настоящей закупки.
Таким образом, с учетом совместной позиции Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России, выраженной в письме N6723-ЕЕ/Д28и/ЦС-14384/19/25-0/10/2-1416/АЦ/15615/16 от 14.03.2016, заявка ООО "Простор" должна быть отклонена аукционной комиссией.
Однако в нарушение частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки Общества требованиям аукционной документации.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ЗАО "Картель "Промснаб" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку транексамовой кислоты (изв. N0869200000218001622) обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.В. Каральная
Е.В. Кулезнева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 августа 2018 г. N 548-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2018