Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Оптснаб" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Межпоселенческая клубная система" Канского района (далее - заказчик), уполномоченного органа - Администрации Канского района Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300021018000037, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 30.08.2018 поступила жалоба ООО "Оптснаб" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Явку своих представителей с документами, подтверждающими личность и полномочия, на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенное на 14.05.2018 в 16-30, податель жалобы, заказчик, уполномоченный орган не обеспечили. От подателя жалобы, заказчика в адрес Красноярского УФАС России поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей.
Из содержания жалобы с учетом поступившего уточнения следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе:
Во-первых, в аукционной документации требования к значению показателя "Высота кресла от края спинки до уровня пола - не менее 900 мм., не более 1100-м" товара "Кресла" противоречат требованиям ГОСТ 16855-91, вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям ГОСТ значения показателей, при этом в аукционной документации установлено требование о соответствии показателей товара требованиям ГОСТов.
Во-вторых, в аукционной документации установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно, в аукционной документации указано "Марка стали Ст2пс", "Крепление сидений кресел должно осуществляться сквозной стяжкой - валом не менее сталь Ст3пс".
В-третьих, в аукционной документации установлены противоречивые требования к сроку поставки товаров.
В-четвертых, в аукционной документации не установлено требование в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В-пятых, в аукционной документации отсутствует требование "об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком" в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В-шестых, представленные в документации электронного аукциона эскизы и фото предполагаемого к поставке товара противоречат описанию объекта закупки и самим себе, что вводит участников в заблуждение.
В-седьмых, в документации электронного аукциона отсутствует требование "отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации" в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчик представил в письменной форме возражения, в которых не согласился с доводами жалобы на основании доводов, подробно изложенных в таких письменных возражениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку мебели для сидения, преимущественно с металлическим каркасом.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Таким образом, участникам закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе надлежит предоставить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией.
Описание объекта закупки представлено в части IV аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что в данном разделе аукционной документации заказчиком были изложены, исходя из своей потребности, требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а также значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, установленным заказчиком требованиям.
Исследовав содержащиеся в части IV аукционной документации требования к товарам, являющимся объектом закупки, Комиссия установила предъявление заказчиком, в том числе следующих требований к товарам: "Высота кресла от края спинки до уровня пола - не менее 900 мм., не более 1100 мм."; "Несущие конструкции кресел должны быть выполнены из металлического профиля размером не менее 50х25мм. и не менее 25х25мм. Марка стали Ст2пс. ГОСТ 13663-86."; "Крепление сидений кресел должно осуществляться сквозной стяжкой - валом не менее сталь СТ3пс, не менее d 8 мм, проходящей через весь ряд кресел, для этого на боковых сторонах сидения должны быть отверстия".
Также в Описании объекта закупки указано, что "Кресла должны соответствовать ГОСТ 16855-91, ГОСТ 16854-2016".
Кроме того в проекте контракта (часть V аукционной документации) в пункте 5.1 указано: "Качество, технические характеристики Товара, функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики поставляемого Товара и иные показатели Товара, должны соответствовать Спецификации (Приложение 1 к Контракту), условиям Контракта и действующему законодательству Российской Федерации, в том числе требованиям ГОСТов, ТУ, СанПинов. Товар должен соответствовать требованиям, обеспечивающим его безопасность для жизни и здоровья потребителей.".
Инструкция по заполнению 1 части заявки на участие в аукционе в электронной форме содержит следующие условия:
- участник должен предложить товары (материалы и конструкции) соответствующие требованиям аукционной документации.
- сведения о конкретных показателях товаров, указываемые участником размещения заказа не должны содержать таких слов и словосочетаний, не являющихся конкретными, как: "не более", "не менее", "должен быть", "не должен быть", "должен", "не должен", "может быть", "не может быть", "или", "более", "менее", "от", "допускается", "не допускается", "до", "свыше", "не свыше", "выше", "не выше", "ниже", "не ниже", "уже", "не уже", "хуже", "не хуже", "лучше", "шире", "не шире", "превышать", "не превышать", "следует", "не следует", "ранее", "не ранее", "позднее", "не позднее".
Таким образом, участникам закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе надлежит предоставить конкретные показатели предлагаемого товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, с учетом положений приведенной заказчиком инструкции. Одновременно с этим значения показателей товара должны соответствовать указанным заказчиком ГОСТам.
Согласно установленному заказчиком ГОСТ 16855-91 "Кресла для зрительных залов. Типы и основные размеры" высота кресла должна быть 700-900 мм. При этом заказчик в аукционной документации установил требования "Высота кресла от края спинки до уровня пола - не менее 900 мм., не более 1100 мм".
При таких условиях значения, содержащиеся в аукционной документации, позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТ 16855-91, но, в свою очередь, соответствуют требованиям аукционной документации, например, значения "1000 мм", "1100 мм". Фактически одновременно соответствует требованиям аукционной документации и требованиям ГОСТ 16855-91 только одно значение - "900 мм".
В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным техническими регламентами, стандартами и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом установлены значения показателей товаров, не соответствующие требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, вводящие участников закупки в заблуждение и позволяющие указать в заявке противоречащие положениям стандартов значения показателей, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Такие действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно, установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Податель жалобы считает такими требованиями требования заказчика, уполномоченного органа к марке стали, указанные в следующем подтексте: "Несущие конструкции кресел должны быть выполнены из металлического профиля размером не менее 50х25мм. и не менее 25х25мм. Марка стали Ст2пс. ГОСТ 13663-86."; "Крепление сидений кресел должно осуществляться сквозной стяжкой - валом не менее сталь СТ3пс, не менее d 8 мм, проходящей через весь ряд кресел, для этого на боковых сторонах сидения должны быть отверстия". В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на ГОСТ 380-2005.
Комиссия отклоняет данный довод подателя жалобы как необоснованный, поскольку, во-первых, требования о соответствии товаров ГОСТ 380-2005 в аукционной документации не содержится, во-вторых, само по себе требование к марке стали не является требованием к химическому составу и (или) компонентам товара, и (или) показателям технологии производства, испытаниям товара, и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. При этом иные требования и показатели, которые относятся к химическому составу и (или) компонентам товара, и (или) показателям технологии производства, испытаниям товара, и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, заказчиком к стали не устанавливались.
В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт.
Комиссия проанализировала аукционную документацию и установила наличие в Описании объекта закупки требования "Конструкция кресла должна отвечать современным требованиям и стандартам, выполненная в классической форме и имеющая максимальный комфорт для тела", а также фото, которые определены заказчиком как эскизы. Наличие в аукционной документации требования о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт, Комиссия не установила.
Исходя из того, что эскиз - это предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части, не предполагаемый как окончательная работа, представленные фото не являются точным изображением необходимого заказчику товара, соответственно участники закупки не ограничены в праве предложить товар отличный от изображенного на имеющихся в аукционной документации фото.
Таким образом, довод подателя жалобы в отношении имеющихся в Описании объекта закупки фотоизображений признается Комиссией необоснованным.
В соответствии со статьей 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила наличие в пунктах "3.1, 3.2" части II аукционной документации наличие следующих условий: "Условия и сроки поставки: -начало поставки: с момента заключения Контракта Сторонами, -поставка производится только после получения заявки от Заказчика; -поставщик в течение 3 рабочих дней с момента получения заявки производит поставку по адресу, указанному в заявке, выгрузку и подъем на этаж, указанный в заявке, сборку". В этих же пунктах "3.1, 3.2" части II аукционной документации также указано "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: сроки поставки Товара: с даты подписания контракта в течении 30 календарных дней".
В пункте 3.4 проекта контракта, являющегося частью V аукционной документации содержится следующее условие: "Срок поставки Товара: в течение 30 дней с момента заключения контракта".
При этом в извещении о проведении электронного аукциона, размещенном в единой информационной системе, указано "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - Раз в год".
Таким образом, положения аукционной документации, извещения в части срока поставки товара противоречат друг другу, а именно, не представляется возможным однозначно определить действительный срок поставки товара - в течение 3 рабочих дней с момента получения заявки, в течение 30 календарных дней либо раз в год. Кроме того, условия о поставке по заявке заказчика в проекте контракта вовсе отсутствуют.
Следовательно, довод подателя жалобы является обоснованным, указанные действия заказчика, уполномоченного органа нарушают требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов. При этом частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В силу пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Законом о контрактной системе Правительство Российской Федерации Постановлением от 05.09.2017 N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвердило перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (начало действия последней редакции - 20.02.2018) (далее - Постановление Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072).
Как следует из пункта 1 Постановления Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072, данным Постановлением в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен с 01.12.2017 до 01.12.2019 запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению (далее - товары), за исключением следующих случаев:
а) если товары производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства товаров в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций в соответствии с требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - требования к промышленной продукции), а в случае отсутствия такой продукции в требованиях к промышленной продукции - в соответствии с приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - специальный инвестиционный контракт). При этом для целей рассматриваемого постановления продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности приравнивается на срок не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта к продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
б) если товары соответствуют требованиям к промышленной продукции при отсутствии специального инвестиционного контракта, указанного в подпункте "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072;
в) если страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (в случаях, не указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072 подтверждением производства товаров в случаях, указанных в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072, является представление следующих документов:
- копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
- акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.
Таким образом, в случае осуществления заказчиком закупки товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072, заказчик обязан установить в аукционной документации соответствующий запрет, а также требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копий документов, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072.
Проанализировав содержание извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации, в том числе части IV "Техническое задание" аукционной документации, Комиссия установила, что объектом закупки является поставка мебели для сидения, преимущественно с металлическим каркасом. Указанный товар отнесен заказчиком к коду ОКПД2 31.01.11.150.
Мебель, закупаемая заказчиком, с учетом кода ОКПД2, к которому ее отнес заказчик, включена в перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которой устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072: п. 3. Мебель металлическая для офисов, ОКПД2 31.01.11. Код ОКПД2 31.01.11.150 является подкатегорией для вида ОКПД2 31.01.11.
Таким образом, заказчик, уполномоченный орган при осуществлении рассматриваемой закупки мебели обязаны установить соответствующий запрет в документации о закупке.
Проанализировав содержание аукционной документации, Комиссия установила, что запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072, а также требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе подтверждающих соответствие данному запрету документов, заказчиком, уполномоченным органом установлены не были.
Таким образом, довод подателя жалобы является обоснованным, указанные действия заказчика, уполномоченного органа нарушают требования пункта 10 статьи 42 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу частей 1, 2, 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры. Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Таким образом, заказчик на этапе заключения контракта с победителем электронного аукциона не может менять условия, предусмотренные проектом контракта, прилагаемым к документации, заказчик только включает цену, предложенную победителем электронного аукциона, и информацию о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанную в заявке на участие в таком аукционе его участника. Значит, проект контракта, прилагаемый к документации об электронном аукционе, должен содержать все необходимые и предусмотренные Законом о контрактной системе условия.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (начало действия документа - 01.07.2018) часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе изложена следующим образом: в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Комиссия установила наличие в пункте 6.2 части II аукционной документации следующего условия: "требование в соответствие с п. 2 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ изменения от 01.07.2018 "об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком - установлено".
Вместе с тем, в проекте контракта такое условие установлено заказчиком, уполномоченным органом в недействующей редакции Закона о контрактной системе: "2.1 <_> В случае если Контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта".
При этом условие пункта 2 части 13 стать 34 Закона о контрактной системе в том виде, в котором оно содержалось в законе на дату размещения заказчиком, уполномоченным органом извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе - 23.08.2018, в проекте контракта отсутствует, что является нарушением требований части 13 стать 34 Закона о контрактной системе.
Указанные действия заказчика, уполномоченного органа также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определены единые требования к участникам закупки, которые при осуществлении закупки устанавливает заказчик.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (начало действия документа - 01.07.2018) часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 11, предъявляющим следующее требование к участникам закупки: 11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила наличие требования к участникам закупки согласно пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в пункте 6.1 части II аукционной документации.
Комиссия также отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит требований к оформлению документации о закупке, ее структуре и расположению отдельных положений. При этом доводов в отношении того, что требование к участникам закупки согласно пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должно быть указано заказчиком, уполномоченным органом в пункте 12.2.3 части II аукционной документации, подавителем жалобы не приведено.
Таким образом, Комиссия решила признать рассмотренный довод жалобы необоснованным.
Кроме того в результате проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона Комиссия установила, что в пункте 12.2.2 части I и в пункте 12.2.2 части II аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе не в соответствии с требованиями пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в действующей редакции закона.
Действия заказчика, уполномоченного органа по установлению требований к заявке на участие в электронном аукционе не в соответствии с требованиями закона нарушают пункт 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 99 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Оптснаб" частично обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования статей 34, 42, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Оптснаб" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностных лиц заказчика, уполномоченного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 сентября 2018 г. N 1094
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2018