Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Хамирзова С.Р.
В присутствии представителей:
от заказчика- Пегишевой А.В.,
от уполномоченного органа- заявили ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие,
от ИП Хаджироков Р.М.- представитель на рассмотрение жалобы не прибыл
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Хаджироков Р.М. на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, уполномоченного органа - Управления экономического развития и торговли администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300075618000110 "Реконструкция автомобильной дороги к санаторно-курортному комплексу "Источник" в городе Ессентуки в 2018 году".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Представитель заказчика пояснил:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
- Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Приложение 1 к аукционной документации сформировано в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. Требования к товарам, а именно по позициям 1- Катанка, 2- Смесь вид 3, в том числе и к наименованиям характеристик, условным обозначениям, характеристикам товара определены в соответствии с ГОСТ на данные виды товаров, а именно:
По позиции "Катанка" заказчиком установлены требования к характеристикам товара в соответствии с ГОСТ 30136-95 "Катанка из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия".
Пунктом 3.4 ГОСТ 30136-95 установлено "Диаметры катанки, предельные отклонения по диаметру, площади поперечного сечения и масса одного метра длины должны соответствовать ГОСТ 2590".
ГОСТ 2590-2006 "Прокат стальной горячекатаный круглый. Сортамент" устанавливает значения предельных отклонений по диаметру, площади поперечного сечения и массы одного метра длины, которые участник закупки в зависимости от предлагаемого номинального диаметра катанки указывает в заявке.
По позиции "Смесь вид 3" заказчиком установлены требования к характеристикам товара в соответствии с ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетонля автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", пунктом 4.1.2 которого, в том числе, установлено:
"4.1.2 Смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют:
на горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 110 °С;
холодные, приготовляемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5 °С.".
Учитывая, что при выполнении работ требуется смесь горячая, заказчиком было установлено требование "Температура укладываемой смеси должна быть, °С, не менее 110".
Согласно инструкции по заполнению заявки документации об электронном аукционе "В случае установления требований к минимальным и/или максимальным значениям характеристик в одноименных столбцах в сопровождении слов "от", "до", "свыше" (в сокращенном виде "св."), "более", "менее", "выше", словосочетаний "не выше", "не более", "не ниже", "не менее", "не ранее", "не позднее" или математических знаков ">", "<", "-", "+", "" участник закупки указывает значения в сопровождении данных слов, словосочетаний или математических знаков. При этом участник закупки делает предложение с учетом значений, присущих конкретному предлагаемому товару в соответствии с видом, сортом, классом, вариантом исполнения, указанных в нормативной документации, которые могут быть равными, меньшими или большими по отношении к установленным заказчиком". Кроме того, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки документации об электронном аукционе "Не подлежат изменению и конкретизации наименования характеристик товара (за исключением иных случаев, установленных настоящей инструкцией), а также диапазонные или иные значения характеристик конкретизировать которые не представляется возможным (например, фракционный состав, температурный режим)".
Таким образом, участник закупки должен перенести указать в заявке значение данного показателя, указанное в государственном стандарте, не конкретизируя его, подтверждая, что предлагаемая к использованию смесь является горячей.
При формировании технического задания Заказчик учитывал собственные потребности в выполнении работ с использованием товаров с определенными потребительскими свойствами.
Комиссия отмечает, что требования к товару, установленные заказчиком в аукционной документации не являются избыточными, не относятся к химическому составу товара поскольку являются основными функциональными характеристиками данных товаров (материалов), отвечающие потребностям Заказчика.
Таким образом, установленные в описании объекта закупки требования к товару являются основными характеристиками товара и не относятся к показателю товара, значения которых определяются по результатам испытаний и непосредственного приобретения.
Следовательно, техническое задание аукционной документации соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, а установленные значения показателей позволяют оформить заявку на участие в электронном аукционе и предложить к поставке товар, отвечающий потребностям Заказчика.
- Довод заявителя жалобы о том, что Приложение 1 к техническому заданию аукционной документации размещено в формате, препятствующем копированию и редактированию фрагментов текста, не нашел своего подтверждения, поскольку Приложение 1 к техническому заданию аукционной документации размещено в читаемом формате, позволяющем ознакомление. Каждый товар идентифицируется, имеет идентичные наименования по всем пунктам и позволяет определить потребности заказчика и подготовить первую часть заявки.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 и Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н утверждено Положение о порядке функционирования и пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее - Положения).
Порядок устанавливает правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 1.2 Положения установлено, что в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 14 Положения технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению функционирования информационных систем общего пользования.
Согласно подпункту "б" пункта 14 Положения технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать отсутствие необходимости применения пользователями официального сайта программного обеспечения, которое требует заключение лицензионного или иного соглашения с правообладателем такого программного обеспечения, если оно предусматривает взимание платы.
Подпунктом "в" пункта 14 Положения установлена возможность представления информации и документов, содержащихся в единой информационной систем, на официальном сайте в форме электронного документа, а также в иных формах представления информации.
При этом пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В соответствии с подпунктом "л" пункта 14 Положения технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечить возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Так как техническая часть документации о закупке используется участниками для заполнения заявок на участие в закупке, следовательно, заказчиком должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к указанной информации.
В связи с чем, информация о закупке должна быть размещена на официальном сайте в виде текста в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Учитывая вышеизложенное, размещенная заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок документации об электронном аукционе, ее разделы (техническое задание) используемые участниками закупок для заполнения заявок и предоставления конкретных показателей товара в формате, позволяющем для ознакомления, копирования и поиска текста, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. В составе жалобы отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о том, что указанные подателем жалобы показатели могут быть получены исключительно в результате испытаний определенных партий товара после его производства, а также, документы, свидетельствующие о том, что указанные подателем жалобы показатели товаров являются избыточными.
На участие в указанном аукционе было подано 5 заявки из которых 2 были допущены до участия в аукционе в электронной форме.
Учитывая изложенное, Комиссия управления приходит к выводу, что Заказчиком объект закупки описан исходя из имеющихся потребностей, с учетом положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки при формировании аукционной документации N 0321300075618000110 "Реконструкция автомобильной дороги к санаторно-курортному комплексу "Источник" в городе Ессентуки в 2018 году" нарушений требований Закона N44-ФЗ не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Хаджироков Р.М. на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, уполномоченного органа - Управления экономического развития и торговли администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300075618000110 "Реконструкция автомобильной дороги к санаторно-курортному комплексу "Источник" в городе Ессентуки в 2018 году"- необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии И.Ю. Неботова
С.Р. Хамирзов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 сентября 2018 г. N РЗ-1368-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2018