Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Силичева М.В. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителя от заказчика: Завариной О.А., по доверенности от 12.09.2018; в отсутствии представителя от заявителя, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВМВ-Сервис" (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области (далее Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Строительство аварийно-спасательного центра мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций на Курильских островах (Сахалинская область)" (извещение N 0161100002918000033) (далее - аукцион)
УСТАНОВИЛА:
10.09.2018 (вход. N2855 - эл) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя, по мнению которого положения аукционной документации, утвержденной заказчиком, нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); просит признать жалобу обоснованной, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, представил устные и письменные возражения, из которых следует, что требования аукционной документации не противоречат Закону о контрактной системе.
Уведомлением-требованием от 10.09.2018 N 05-3977 рассмотрение жалобы по существу назначено на 14.09.2018 15 часов 00 минут.
Комиссия, заслушав представителя Заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
21.08.2018 17:28 на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 68 721 920 рублей 00 копеек.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 06.09.2018 09 часов 00 минут.
Исходя из первого довода Заявителя, аукционная документация размещена в формате pdf, что не позволяет должным образом ознакомиться с информацией, в частности, в пп. 104 п. 2.14 требований к основному материалу невозможно распознать тип светильника.
Комиссия, рассмотрев заявленный довод, а также проанализировав информацию, размещенную на официальном сайте ЕИС, пришла к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В силу части 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 65 Закона о контрактной систем установлено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н "Об утверждении порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок", утвержден Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок", утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что Заказчик обязан разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что аукционная документация размещена в формате PDF, что не позволяет должным образом с ней ознакомиться; указывает, что в пп. 104 п. 2.14 требований к основному материалу невозможно распознать тип светильника.
Комиссия, проанализировав заявленный Обществом довод, а также информацию, размещенную на официальном сайте ЕИС, установила следующее.
Аукционная документация, в том числе, техническое задание на Строительство аварийно-спасательного центра мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций на Курильских островах (Сахалинская область) размещена в формате pdf.
Комиссия Сахалинского УФАС России установила, что поиск фрагмента текста в аукционной документации возможно произвести путем применения комбинации клавиш "Ctrl+F", при этом копирование произвольного фрагмента текста, в том числе, пп. 104 п. 2.14 "Светильник потолочный с рассеивателем из полистирола: типа: ЛПО 2x18", также возможно, в связи с чем, заявленный довод Заявителя признается необоснованным.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика (аукционной комиссии) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В части 9 той же нормы указаны, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вышеуказанное предполагает наличие у лица, обращающегося в контрольный орган, обязанности доказать то, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены действиями (бездействиями) заказчика или аукционной комиссией.
Несмотря на это Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушение Заказчиком его прав и или охраняемых законом интересов, а также не представлено надлежащих доказательств того, что установление в требованиях к основным материалам, применяемым при выполнении строительства здания аварийно-спасательного центра в формате PDF приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки, в связи с чем, данный довод Заявителя признается необоснованным.
Во втором доводе Заявитель указывает, в аукционную документацию незаконно включено оборудование, которое технологически не связано с предметом закупки, а именно: п. 2.16 Дизель генератор (без указания его размеров); п. 2.14, пп. 29-31 Водонагреватели в количестве 10 шт.
В статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном указанным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из анализа указанных норм, следует, что аукционная документация должна содержать наименование объекта закупки, а также его описание. При этом содержание документации должно соответствовать наименованию объекта закупки.
В силу п. 1.1 проекта контракта объектом закупки: "Строительство аварийно-спасательного центра мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций на Курильских островах (Сахалинская область)".
Согласно пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами (пункт 1 статьи 704 ГК РФ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик (пункт 1 статьи 745 ГК РФ).
Таким образом, исходя из объекта закупки, следует, что по спорной закупке осуществляется определение подрядчика с целью выполнения строительных работ.
Соответственно, в предмет закупки может быть включена поставка лишь тех товаров, которые необходимы для выполнения работ, входящих в определенный в аукционной документации объем работ, либо тех, которые невозможно поставить или установить после окончания строительных работ и без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Согласно пункта 1.1 Технического задания аукционной документации в состав работ входит:
- до начала строительно-монтажных работ разработать и утвердить у Заказчика проект производства работ (ППР);
- выполнить подготовительные и строительно-монтажные работы согласно проектным решениям;
- выполнить поставку и монтаж необходимого для строительства и эксплуатации объекта оборудования, конструкций и материалов;
- обеспечить необходимый входной и операционный контроль качества выполнения строительных и монтажных работ;
- выполнить необходимые пусконаладочные работы;
- выполнить работы по устройству внутриплощадочных и внеплощадочных инженерных сетей объекта, необходимых для ввода в здания эксплуатацию;
- осуществлять мероприятия по охране окружающей природной среды в соответствии с действующими нормами и требованиями;
- выполнить все работы по подключению наружных инженерных сетей объекта к источникам энергообеспечения;
- оказать содействие Заказчику в получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- передать по акту Заказчику всю исполнительную документацию, сертификаты и паспорта;
- обеспечить наладку инженерных систем.
- принять участие в работе приёмочной комиссии.
В пункте 8 информационной карты аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта 188 236 850 (сто восемьдесят восемь миллионов двести тридцать шесть тысяч восемьсот пятьдесят) рублей 00 копеек.
В подпункте 2.14 Технического заданию аукционной документации установлены требования к основным материалам, применяемым при выполнении строительства здания аварийно - спасательного центра, в том числе, установлены требования к электрическим водонагревателям.
В подпункте 2. 16 Технического задания аукционной документации установлено, что для обеспечения 2 категории по электроснабжению здания центра устанавливается резервный (аварийный) источник питания - дизель -генератор мощностью в резервном режиме не менее 90.0 кВА.
Заявитель считает, что вышеуказанные предметы закупки технологически не связаны с предметом закупки.
Вместе с тем, согласно пункту 2.3 проектной документации:
"Силовыми электроприемниками "Аварийно-спасательного центра маниторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций" являются: электродвигатели вентиляционных систем, технологического оборудования мойки автомобилей, очистного сооружения оборотного водоснабжения, кондиционеры, электроводонагреватели, рукосушители, орг.техника, компьютеры и электроосвещение. Расчет нагрузок проектируемого объекта выполнен по СП31-110-2003. "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий". Электрическая мощность объекта: Ру = 61,869 кВт. Расчетная мощность устанавливаемого электрооборудования: Рр = 49,054 кВт. Годовой расход электроэнергии - Wа.г. = Рсм
Тг = 78 543 кВт. час./ в год.
Согласно пункту 2.5 проектной документации:
"В рабочем режиме электроснабжение электроприемников "Аварийно-спасательного центра маниторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций на Курильских островах" запроектировано по двум вводам от существующего распределительного пункта РП-0,4кВ (основной источник питания) и резервной дизель-генераторной установки ДГ (резервный источник питания), через вводное устройство ВРУ-ID-80-01-10К; ПР11, Iном=80А с автоматическим ввода резерва АВР на вводе.
Кроме того, в обоснование начальной максимальной цены контракта включено: 04-01 Электроснабжение; 06-01-01 Наружный водопровод.
Таким образом, предмет закупки сформирован не только за счет строительных работ, но и за счет поставки и монтажа товаров, технологически связанных с предметом закупки и необходимых для строительства и эсплуатации объекта оборудования, конструкций и материалов.
Вместе с тем, в статье 6 Закона о контрактной системе установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым отнесены принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. То есть обеспечение конкуренции отнесено к первоочередным задачами законодательства о закупках, что направлено, в том числе, на эффективное использование источников финансирования и выявление лица, исполнение контракта с которым в наибольшей степени будет результатом выбора наилучшего, то есть наиболее конкурентоспособного предложения, что отвечает целям правового регулирования и согласуется с целями и задачами антимонопольного законодательства и законодательства о защите конкуренции.
Аналогичный вывод следует из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, согласно которой контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно письму ФАС России от 05.12.2011 N ИА/45240 при размещении соответствующих заказов заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства. При этом объединение в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, не допускается, поскольку такое объединение приводит к необоснованному ограничению количества участников размещения заказа.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что, исходя из требований об обеспечении конкуренции при закупках, общим правилом определения предмета закупок является разделение на лоты выполнения работ и поставки оборудования, а их объединение в единый лот возможно лишь при условии наличия в совокупности двух условий: технологического и функционального единства таких работ и оборудования.
Поскольку в рассматриваемом случае указанная совокупность условий подтверждается, Комиссия в действиях Заказчика по включению в техническое задание таких предметов, как дизель-генератор и водонагреватель, нарушений не усматривает, в связи с чем, довод Заявителя признается необоснованным.
В третьем доводе Заявитель ссылается на то, что Заказчиком не установлен опыт работ согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), а также требование к наличию выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее СРО).
В пункте 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 3 и 4 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1; соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1.
Пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 предусмотрено, что при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, из буквального толкования приведенных положений постановления Правительства РФ N 99 следует, что группы работ при определении опыта подразделяются на два приведенных выше вида. Иных групп не выделено также, как и не предусмотрена возможность определять группы работ при установлении требования в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ и постановления Правительства РФ N 99 опыта в их выполнении, исходя из их классификации, установленной в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Пунктом 2 Приложения 1 к Постановлению N 99 к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, отнесены: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство); копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, Постановлением N 99 установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников аукциона дополнительным требованиям.
Комиссия установила, что в подпункте 1.2.5 аукционной документации указано, что Заказчик устанавливает дополнительное требование к участнику закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в Аукционе. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего Аукциона (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, ч.2 ст.31). Наличие опыта подтверждается приложением следующих документов: - копии исполненного контракта (договора); - копии акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и 4 подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке: - копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию ие выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Таким образом, довод Заявителя в части неустановления требований к опыту работ согласно Постановлению N99 признается необоснованным.
Довод заявителя в части неустановления требований к СРО Комиссией признан обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 2.1 ГрК индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
В соответствии с требованиями ГрК: "Для подтверждения своего соответствия требованиям к участникам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, участником электронного аукциона предоставляется: выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ) с соблюдением следующих условий: - совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств". Если предложение участника закупки о цене контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства составит менее 3 млн. рублей, то представление выписки из реестра членов саморегулируемой организации не является обязательным.
Согласно пункту 1.2.3 аукционной документации участники закупки должны соответствовать требованиям согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе, соответствать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки (наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к виду (видам) работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (с допуском к следующему виду работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) - жилищно - гражданское строительство).
На основании изложенного, заказчиком установлено требование о наличии свидетельства СРО, а не выписки, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 г. N 58, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, третий довод Заявителя признается Комиссией частично обоснованным.
Четвертый довод Заявителя, заключается в том, что Документация об электронном аукционе и Извещение о проведении аукциона содержат противоречивую информацию, а именно:
- противоречивые сведения об обеспечении заявки и исполнении контракта;
- начальная максимальная цена контракта в аукционной документации и извещении о проведении закупки - разные.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении закупки: размер обеспечения заявки 687 219,20 руб.; согласно аукционной документации: размер обеспечения заявки на участие в аукционе, составляет 1 882 368 50 руб. (1 % от начальной (максимальной) цены контракта). В извещении - размер обеспечения исполнения контракта 20 616 576,00 руб., в аукционной документации - 56 471 055 руб.
Согласно извещению о проведении закупки: начальная максимальная цена контракта - 68 721 920 ,00; согласно аукционной документации: 188 236 850 руб.
На основании изложенного, Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что сведения, содержащиеся в извещении о проведении закупки противоречат сведениям, содержащимся в аукционной документации.
Вместе с тем, Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что к извещению о проведению аукциона ошибочно прикреплена аукционная документация по другой закупке, которая параллельно осуществляется Заказчиком.
Таким образом, Комиссия признает довод Заявителя обоснованным, а Заказчика нарушившим часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВМВ-Сервис" (ИНН 6316101888) на положения аукционной документации, утвержденной Главное управление Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области (ИНН 6501154161) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Строительство аварийно-спасательного центра мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций на Курильских островах (Сахалинская область)" (извещение N 0161100002918000033) - частично обоснованной.
2. Заказчика - Главное управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области признать нарушившим положения пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 7, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.В. Силичев |
Члены Комиссии |
С.А. Дубровина |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 сентября 2018 г. N 339/18/
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2018