Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "СИД-СТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по строительству объекта "Газопроводы низкого давления по ул. Мира, ул. Зеленая, ул. Красная, ул. Фурманова в п. Красный Лабинского района" (извещение N 0118300006318000012) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "СИД-СТРОЙ" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) требования к товарам размещены в формате, который ограничивает возможности копирования и поиска отдельных фрагментов текста, необходимого для заполнения первой части заявки, что является нарушением ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе; 2) положения Инструкции по заполнению первой части заявки вводят участников закупки в заблуждение, при направлении запроса о разъяснении положений аукционной документации даны неоднозначные, двусмысленные ответы; 3) в описании объекта закупки установлены характеристики товара, противоречащие положениям государственного стандарта (позиция 33 "Растворитель").
Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Вознесенского сельского поселения Лабинского района проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по строительству объекта "Газопроводы низкого давления по ул. Мира, ул. Зеленая, ул. Красная, ул. Фурманова в п. Красный Лабинского района" (извещение N 0118300006318000012).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 771 000,00 рублей.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила N 1414), которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система), включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.
Подпунктами "а", "л", "м" пункта 14 Правил N 1414 определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Пунктом 17 Правил N 1414предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок N 26н), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.
В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:
поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
Раздел "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" аукционной документации, в котором установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, размещен в единой информационной системе в сфере закупок в формате pdf, что не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не имеет ограничений на использование и не приводит к ограничению числа участников закупки.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.06.2017 N 310-КГ17-7071.
На основании п. 1) ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используютсяустановленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Разделе "Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к товарам, в частности:
Инструкцией по заполнению заявки определено, что в случае, если заказчикомустановлены требования к показателю товара (с графическими знаками и/или словами и/или символами и/или союзами, когда их использование как прямо регламентировано, так и не регламентировано настоящей инструкцией) в форме фразы или предложения, в конце которой (которого) стоит символ "." ("точка") и при этом заказчиком использованы фразы "должен быть" и/или "должно быть" и/или "долж-ны быть" и/или "не должен быть" и/или "не должна быть" и/или "не должно быть" и/или "не должны быть" (при этом участнику следует учесть, что указанное требование распространяется только на значения показателей, указанных до символа "." ("точка")), а также, в случае если требования к значениям показателя товара установлены с использованием фразы "должна быть" - это означает, что участник в заявке должен указать установленные заказчиком требования в неизменном виде (без использования фраз, указанных в настоящем абзаце инструкции, а также слов "должен", "может", "требуется", "необходимо", "необходимый", "допускается", "будет", "нужен", "эквивалент", "аналог", "следует" (с учетом всех возможных слово-форм), в том числе в сочетании с глаголом "быть", а также в сочетании с отрицательной частицей "не"). При этом допускается в заявке изменение грамматической формы требования с сохранением сути требуемого значения, например: при установлении требования "цвет краски должен быть белым" допускается указать в заявке как "цвет краски является белым", так и "цвет краски белый"; при установлении требования "не должно быть трещин" допускается указать в заявке как "нет трещин", так и "трещины отсутствуют" !!.
В соответствии с п. 2.1 ГОСТ 9466-75(СТ СЭВ 6568-89) "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия" (с Изменениями N 1, 2, с Поправкой)размеры электродов должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.2.
Таблица 2
мм
Номинальный диаметр электрода, определяемый диаметром стержня, d |
Номинальная длина электрода L (пред. откл. |
Длина зачищенного от покрытия конца l(пред. откл. |
|
низкоуглеродистой или легированной |
высоколегированной |
||
4,0 |
350 |
350 |
25 |
450 |
(450) |
||
5,0 6,0 8,0 |
450 |
350 450 |
|
10,0 12,0 |
30 |
Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участники закупки по позициям 11, 21, 25 "Электроды" по показателю "Длина зачищенного от покрытия конца" указывают значение в неизменном виде (25_5), что соответствует требованиям государственного стандарта.
Аналогичное положение Инструкции приведено Заказчиком при предоставлении разъяснений положений аукционной документации в отношении данных позиций.
В Разделе "Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к товарам, в частности:
Согласно п. 4.1.3 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на следующие виды:
- крупнозернистые |
с |
размером |
зерен |
до |
40 |
мм; |
|
- мелкозернистые |
" |
" |
" |
" |
20 |
"; |
|
- песчаные |
" |
" |
" |
" |
10 |
". |
|
Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участники закупки по позициям 15, 19 "Асфальтобетонные смеси" по показателю "Смесь в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен вида" указывают значение в неизменном виде (до 20), что соответствует требованиям государственного стандарта.
В Разделе "Требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к товарам, в частности:
Инструкцией по заполнению заявки определено, что в случае, если заказчикомустановлены требования к показателю товара (с графическими знаками и/или словами и/или символами и/или союзами, когда их использование как прямо регламентировано, так и не регламентировано настоящей инструкцией) в форме фразы или предложения, в конце которой (которого) стоит символ "." ("точка") и при этом заказчиком использованы фразы "должен быть" и/или "должно быть" и/или "долж-ны быть" и/или "не должен быть" и/или "не должна быть" и/или "не должно быть" и/или "не должны быть" (при этом участнику следует учесть, что указанное требование распространяется только на значения показателей, указанных до символа "." ("точка")), а также, в случае если требования к значениям показателя товара установлены с использованием фразы "должна быть" - это означает, что участник в заявке должен указать установленные заказчиком требования в неизменном виде (без использования фраз, указанных в настоящем абзаце инструкции, а также слов "должен", "может", "требуется", "необходимо", "необходимый", "допускается", "будет", "нужен", "эквивалент", "аналог", "следует" (с учетом всех возможных слово-форм), в том числе в сочетании с глаголом "быть", а также в сочетании с отрицательной частицей "не"). При этом допускается в заявке изменение грамматической формы требования с сохранением сути требуемого значения, например: при установлении требования "цвет краски должен быть белым" допускается указать в заявке как "цвет краски является белым", так и "цвет краски белый"; при установлении требования "не должно быть трещин" допускается указать в заявке как "нет трещин", так и "трещины отсутствуют" !!.
Согласно п. 1.1 ГОСТ 7827-74 "Растворители марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А, Р-12 для лакокрасочных материалов. Технические условия" (с Изменениями N 1-5) в зависимости от рецептуры и назначения марки растворителей указаны в табл.1.
Таблица 1
Наименование марки |
Код ОКП |
Назначение растворителя |
Р-4 |
23 1912 2500 |
Для разбавления лакокрасочных материалов на основе поливинилхлоридных хлорированных смол ПСХ ЛС и ПСХ ЛН, сополимеров винилхлорида, эпоксидных смол и других пленкообразующих веществ (за исключением эмали ХВ-124 серой и защитной) |
Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участники закупки по позиции 33 "Растворитель" по показателю "Описание" указывают характеристики в неизменном виде, что соответствует требованиям государственного стандарта.
Инструкция по заполнению заявки содержит порядок заполнения заявки, в которой определены правила применения определенных слов, союзов, знаков препинания, символов, используемых Заказчиком в описании объекта закупки, при формировании участниками закупки предложений в отношении закупаемого товара, работы, услуги.
Заявителем не приведены характеристики и показатели товаров, не позволяющие сформировать предложение с учетом установленных в Инструкции по заполнению заявки правил применения определенных слов, союзов, знаков препинания, символов, приводящих к невозможности их трактования.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СИД-СТРОЙ необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300006318000012).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 сентября 2018 г. N ЭА-1583/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2018