На основании пункта б части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО Академия торгов "РусТендер" (далее - Заявитель) (вх. от 10.09.2018 N 5707), содержащее информацию о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика - ГКУ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган), инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по проведению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
<_> ,
проведя проверку действий Заказчика, Уполномоченного органа на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по восстановлению объекта капитального строительства "Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера в г. Улан-Удэ (II очередь строительства)" (реестровый номер 0102200001618004011) (далее - Аукцион),
в присутствии представителей Заказчика - <_>, доверенность от 26.06.2018 N 35, <_>, доверенность от 25.06.2018 N 34,
в отсутствии представителя Заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения обращения,
у с т а н о в и л а:
В адрес Бурятского УФАС России поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении Аукциона, Заявитель считает, что положения документации об аукционе не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, а именно в нарушение статьи 8, части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе:
- установлены избыточные требования к материалам, показатели значений которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и влекут ограничение количества участников закупок по пункту 2 "Битумы нефтяные строительные кровельные" (температура размягчения по кольцу и шару; температура вспышки; индекс пенетрации; глубина проникания иглы при 25гр.С), по пункту 5 "Сталь оцинкованная" (покрытие), по пунктам 6 "Бруски" и 7 "Доски хвойных пород" (влажность);
- показатели в пункте 1 "Раствор кладочный" вводят участников закупки в заблуждение, Заказчик указывает, что участник может предложить тип смеси простой или сложный, однако в показателе "По применяемым вяжущим" указывает, что раствор должен быть на цементном вяжущем, что свидетельствует о том, что раствор может быть только простой. Сложный раствор подразумевает наличие не менее 2 вяжущих в составе раствора. Также Заказчик устанавливает требование об указании наличия или отсутствия глины. В случае, если раствор изготовлен только с применением цементного вяжущего, в составе раствора не может быть глины. В таком случае участник не имеет возможности предложить заказчику раствор сложный и не имеет возможности указать на наличие глины;
- по пункту 4 "Поковки из квадратных заготовок, масса 1,8 кг" Заказчик устанавливает показатель "Группа". Участник не имеет возможности идентифицировать, значение какого конкретно показателя, требуется Заказчику, группа стали или группа для определения коэффициента для определения ориентировочной расчетной массы поковки, или какая-либо иная группировка применяемых изделий;
- согласно инструкции: символ ">" означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему; Символ "<" означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему. Однако, в соответствии с нормами применения математических символов, данный символ означает "строго больше" и "строго меньше" соответственно. Данными символами Заказчик вводит участника в заблуждение;
- по пункту 7 "Доски хвойных пород", Заказчиком установлено: "Ширина пласти в узком конце не менее 0.7 толщины мм". Участник не может идентифицировать, необходимо ли ему производить расчёты величины, которая может быть известна только после приобретения товара или данный показатель необходимо оставить в неизменном виде;
- в соответствии с инструкцией: "Наименования показателей, требуемых параметров изменению не подлежат". В п. 8 Заказчик устанавливает следующие показатели: "Требуемая длина" и "Требуемая марка стали". При этом в инструкции указано: "1) не допускается указывать конкретные и диапазонные значения товара с использованием слов: "должен", "должен быть", "необходимый", "требуемый", "допускается", "не допускается" (с учетом всех форм слов), за исключением случаев предусмотренных настоящей инструкцией". Таким образом, участник не имеет возможности идентифицировать, каким положением инструкции ему необходимо руководствоваться;
- инструкция по подготовки первой части заявки установлена таким образом, что не представляет участнику возможность однозначно определить, каким именно образом Заказчик устанавливает тот или иной показатель. А именно не представляется возможность определить в пункте 9 "Плиты из минеральной ваты" "Плотность Свыше 220 до 330" является конструкцией, не описанной в инструкции и необходимостью указания данного показателя в неизменном виде или необходимостью интерпретировать отдельно "свыше" (конкретный показатель более указанного значения) и "до" (меньше установленного значения и включая крайнее максимальное значение).
Необъективное описания характеристик используемого материала ограничивает возможности участников закупки предоставить аналогичное по характеристикам оборудование, что ведет к ограничению конкуренции, в связи с чем, просит провести проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения. Считают, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона о контрактной системе, просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
17.08.2018 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона N 0102200001618004011 и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 320 763,34 рублей.
1. В соответствии с требования статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, согласно которым в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В приложении N2 к Техническому заданию установлены Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам материалов (далее - Требования к материалам).
Довод Заявителя об установлении избыточных требований по пункту 2 - "Битумы нефтяные строительные кровельные" (температура размягчения по кольцу и шару*, температура вспышки*, индекс пенетрации*, глубина проникания иглы при 25 °С*), показатели значений которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, признан необоснованным в силу следующего.
Пунктом 2 Требований к материалам установлено следующее:
Битумы нефтяные строительные кровельные |
Марка |
БНК-45/190;БНК-40/180 |
|
- |
Температура размягчения по кольцу и шару* |
От 37 до 50 |
|
°С |
|
Температура вспышки* |
не ниже 240 |
|
°С |
|
Индекс пенетрации* |
Не нормируется; от 1.0 до 2.5 |
|
- |
|
Глубина проникания иглы при 25 °С* |
от 160 до 220 |
|
0,1 мм |
|
|
для пропитки и получения покровного битума; для |
|
- |
В Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (далее - Инструкция) указано, что при указании показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным аукционной документацией, предлагаемые участником закупки товары должны соответствовать технической документации, техническому заданию, приложениям к техническому заданию, законодательству и нормативно-технической документации Российской Федерации, соответствующим стандартам. Значения показателей необходимо указать в соответствии нормативно-технической документацией, определяющей требования к материалам. В случае если показатель (или его значение) для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, указан с использованием знака "*", то участнику закупки необходимо указать значение (допускается указание как конкретного значения, так и значения, в виде диапазона), соответствующее требованиям на данный товар, указанным в документации о закупке, и самим требованиям к материалу Таким образом, заказчик не требует иметь в наличии требуемые товары, для представления сведений о данных товарах, если какие-то значения показателей могут стать известными только после проведения испытаний или лабораторных исследований товара. Участники вправе указать конкретные значения показателей для предлагаемых товаров, их марок, видов, групп, классов, типов в пределах диапазонных значений, установленных в соответствии с действующими стандартами.
Таким образом, Заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки конкретных значений показателей, результатов испытаний по указанной позиции и не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе, следовательно, подготовить по данной пункту первую часть заявки, участник закупки имеет возможность.
2. Довод Заявителя по пунктам 5 "Сталь оцинкованная", 6 "Бруски", 7 "Доски хвойных пород" Требований к материалам, об установлении требований к описанию участником закупки в составе заявки на участие в аукционе показателей "Покрытие" (сталь оцинкованная), влажность (бруски, доски хвойных пород), которые будут известны после изготовления и приобретения определенной партии товара, признан обоснованным.
Пунктами 5 "Сталь оцинкованная", 6 "Бруски", 7 "Доски хвойных пород" Требований к материалам, в частности предусмотрено:
Сталь оцинкованная |
Покрытие |
Допускаются мелкие наплывы (натеки, наслоения), крупинки и неравномерная кристаллизация цинка, следы от перегибов полосы и регулирующих роликов, местная шероховатость покрытия (сыпь), легкие царапины и потертость, не нарушающие сплошность цинкового покрытия, светлые и матовые пятна, неравномерность окраски пассивной пленки |
|
|
Бруски |
Влажность |
<22 или >22 |
|
% |
Доски хвойных пород |
Влажность |
<22 или >22 |
|
% |
Таким образом, Заказчиком установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе первой части заявки, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 закона показатели, который будет известны после изготовления и приобретения определенной партии товара. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку участникам закупки и соответственно приводит к ограничению количества участников закупки.
3. Пунктом 1 "Раствор кладочный" Требований к материалам установлено:
Раствор кладочный |
Заполнитель |
песок для строительных работ природный; золы-уноса; золошлаковый песок; песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов |
|
|
Марка по морозостойкости |
Не ниже F75 |
|
- |
|
Наибольшая крупность зерен заполнителя |
<2.5 |
|
мм |
|
Содержание глины |
есть; нет |
|
- |
|
Подвижность |
Пк2; ПкЗ |
|
- |
|
По средней плотности |
тяжелый |
|
- |
|
Марка по прочности на сжатие |
М10, не ниже Ml00 |
|
- |
|
По назначению |
кладочный |
|
- |
|
По применяемым вяжущим |
на цементном вяжущем |
|
- |
|
Тип |
простые; сложные |
|
- |
Инструкцией предусмотрено, что в случае, если параметры, значения параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", союза "либо" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений всех параметров, указанных через данный символ.
Согласно ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" по применяемым вяжущим растворы подразделяют на: простые (на вяжущем одного вида) и сложные (на смешанных вяжущих).
Пункт 4.14.2 - в качестве вяжущих материалов следует применять:
- гипсовые вяжущие по ГОСТ 125;- известь строительную по ГОСТ 9179;- портландцемент и шлакопортландцемент по ГОСТ 10178;- цементы пуццолановые и сульфатостойкие по ГОСТ 22266;- цементы для строительных растворов по ГОСТ 25328;- глину по приложению В;- другие, в том числе смешанные вяжущие, по нормативным документам на конкретный вид вяжущих.
Описание показателей по раствору кладочному вводит участников закупки в заблуждение, так как Заказчик требует выбор по типу смеси (либо простой, либо сложный), вместе с тем, по применяемым вяжущим указывает только одно вяжущее - на цементном вяжущем, что указывает на то, что Заказчику требуется раствор простой, а также о необходимости указания наличия или отсутствия глины, что не может входить в состав раствора, так как Заказчику необходимо в качестве вяжущего материала только на цементном вяжущем.
Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что приводит к ограничению количества участников закупки. Данный довод Заявителя признан обоснованным.
4. Пункт 4 "Поковки из квадратных заготовок, масса 1,8 кг" Требований к материалам:
Поковки из квадратных заготовок, масса 1,8 кг |
Группа |
1 или 2 или 3 или 4 или 5 |
|
- |
Класс точности |
Т1 или Т2 или Т3 или Т4 |
|
- |
|
Степень сложности |
С1 или С2 или С3 или С4 |
|
- |
|
Исходный индекс |
не менее 1 не более 23 |
|
- |
|
Группа стали |
М1 или М2 или М3 |
|
- |
Заказчиком 31.08.2018 в ЕИС размещено разъяснение положений аукционной документации, в котором, в том числе содержалась информация по доводу Заявителя о невозможности идентифицировать, значение какого конкретно показателя, требуется Заказчику, группа стали или группа для определения коэффициента для определения ориентировочной расчетной массы поковки, или какая-либо иная группировка применяемых изделий.
Заказчиком даны следующие разъяснения:
"В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и аукционной документации показатели товара должны соответствовать действующим стандартам ГОСТ 1505-89 и ГОСТ 8479-70. Показатель "Группа" характеризует группу поковок. Показатель "Группа стали" приведен в документации отдельно и должен иметь значение "М1 или М2 или МЗ".
Кроме того, аналогичным образом в вышеприведенном разъяснении положений аукционной документации в ответ на поступивший запрос Заказчик сообщает участникам закупки:
Текст запроса на разъяснение документации:
"Согласно инструкции: Символ ">" означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему; Символ "<" означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
Однако, в соответствии с нормами применения математических символов, данный символ означает "строго больше" и "строго меньше" соответственно. Просим пояснить, возможно, в инструкции по заполнению первых частей заявок была допущена техническая ошибка?".
В разъяснении указано, что при подготовке аукционной документации в части, относящейся к предмету запроса, допущена техническая ошибка.
Текст запроса на разъяснение документации:
"П. 7 "Доски хвойных пород". Заказчиком установлено: "Ширина пласти в узком конце не менее 0.7 толщины мм". Правильно ли мы понимаем, что в нарушение ст. 33 44-ФЗ Заказчик установил такие показатели, которые необходимо вычислить и указать значение ширины пласти в узком конце? Или участнику необходимо указать долю толщины в мм, которой будет равна ширина узкой пласти, т.е. в виде, например "0.8 толщины мм"?".
В разъяснении Заказчик указывает следующее:
"Аукционной документацией предусмотрено наличие показателей товара, получаемых расчетным путем. Инструкцией установлено, что при предоставлении расчетных, справочных значений показателей, допускается округлять значение показателя до второго символа после запятой (единицы измерения, указанной для данного значения показателя) за исключением тех случаев, когда соответствующей нормативно-технической документацией предусмотрено иное. Единицы измерения в заявке участника должны соответствовать Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 N879. Единица измерения по данному показателю товара установлена аукционной документацией в миллиметрах, что указывает на то, что участнику закупки при наличии установленных документацией характеристик товара и требований Инструкции следует указать конкретный показатель товара также в миллиметрах".
Таким образом, из данного разъяснения следует, что при подготовке первой части заявки участнику необходимо указать конкретный показатель ширины пласти доски в узком конце в миллиметрах, полученный расчетным путем.
Кроме того, на довод Заявителя о невозможности определить в пункте 9 "Плиты из минеральной ваты" "Плотность Свыше 220 до 330" является конструкцией, не описанной в инструкции и необходимостью указания данного показателя в неизменном виде или необходимостью интерпретировать отдельно "свыше" (конкретный показатель более указанного значения) и "до" (меньше установленного значения и включая крайнее максимальное значение), Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации от 31.08.2018 N РД2. Заказчик указывает следующее.
"В соответствии с Инструкцией, при формировании требований к характеристикам товаров (материалов) заказчик руководствовался фактом наличия товаров с необходимыми ему техническими, качественными, функциональными, эксплуатационными характеристиками на товарном рынке, в том числе при отсутствии соответствующих показателей и их значений в технических регламентах, ГОСТах, но имеющих значение для Заказчика, а также учитывал технические характеристики, предоставленные поставщиками товаров (материалов) или информацию из сайтов в сети Интернет. Показатель "Плотность" значением "Свыше 220 до 330 кг/м3" указан поставщиками товаров (материалов) в сети Интернет.
В соответствии с Инструкцией слова "выше", "более", "свыше", "св." означают что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения.
Слово "до" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение, исключением является показатель шаг расположения зубцов пластиковых клиньев, наличие в котором слов "от" "до" не включают крайние значения показателя.
Таким образом, опубликованные в ЕИС разъяснения положения аукционной документации и приведенные положения Инструкции позволяют участнику закупки однозначно определить требования Заказчика и своевременно заполнить первую часть заявки на участие в электронном аукционе. Указанные доводы Заявителя признаются несостоятельными.
5. В соответствии с Инструкцией наименования показателей, требуемых параметров изменению не подлежат.
В Инструкции также указано, что первая часть заявки не должна содержать двусмысленных толкований, то есть: 1) не допускается указывать конкретные и диапазонные значения товара с использованием слов: "должен", "должен быть", "необходимый", "требуемый", "допускается", "не допускается" (с учетом всех форм слов), за исключением случаев предусмотренных настоящей инструкцией.
Наименование материала (товара) |
Требуемые параметры |
Требуемые значения |
Единица измерения |
Арматурная сталь |
Вид стали |
низколегированная; углеродистая |
- |
Свойства |
гладкая или периодического профиля |
|
|
Номинальный диаметр стержня |
>6 |
мм |
|
Сталь класса |
А-Ш; A-I; А-П |
класс |
|
Требуемая длина |
не менее 6 не более 12 |
м |
|
Требуемая марка стали |
СтЗпс; 35ГС; Ст5сп |
- |
Так, по позиции 8 "Арматурная сталь" Заказчиком предусмотрено:
По мнению Заявителя, при совместном прочтении по нижеприведенной позиции указанные положения Инструкции вводят участника закупки в заблуждение и не позволяют однозначно определить каким из положений Инструкции необходимо руководствоваться при предоставлении сведений о товаре.
В предусмотренных аукционной документации сведений о товаре по позиции 8 "Арматурная сталь" отсутствуют указанные в жалобе слова и словосочетания, наличие которых в составе Инструкции способно ввести участника закупки в заблуждение, а именно: "должен", "должен быть", "необходимый", "требуемый", "допускается", "не допускается" (с учетом всех форм слов)".
В соответствии с положениями Инструкции участник закупки не вправе изменять наименования показателей товара (наименования материала (товара), его требуемые параметры.
Таким образом, приведенные положения Инструкции не содержат двусмысленных и неоднозначных положений, препятствующих подготовке первой части заявки на участие в электронном аукционе. Довод признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Признать Заказчика - ГКУ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с заключением государственного контракта.
3. Передать материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении лица, допустившего нарушение требований законодательства о контрактной системе по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 4 октября 2018 г. N 04-54/14-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2018