Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя:
Буянкиной Н.Е. - Врио заместителя руководителя управления;
членов Комиссии:
Миненка И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ЛЮКСТОРГСПМ", ходатайствовали о рассмотрении в их отсутствие;
от уполномоченного учреждения - Краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края", Шумакова Юрия Михайловича;
от заказчика - Министерства образования и науки Алтайского края, Камардиной Анны Игоревны, Кузнецова Евгения Николаевича,
рассмотрев жалобу ООО "ЛЮКСТОРГСПМ" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 0817200000318009327 "Выполнение работ по изготовлению новогодних подарков для школьников Алтайского края для проведения торжественного новогоднего мероприятия" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "ЛЮКСТОРГСПМ" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 0817200000318009327 "Выполнение работ по изготовлению новогодних подарков для школьников Алтайского края для проведения торжественного новогоднего мероприятия".
Заявитель считает, что конкурсная документация составлена с нарушениями требований Закона о контрактной системе, доводы жалобы изложены ниже.
На основании изложенного заявитель просит провести проверку фактов, изложенных в жалобе, привлечь к ответственности виновных лиц, отменить проведение открытого конкурса, обязать заказчика устранить выявленные нарушения.
Представитель уполномоченного учреждения, представители заказчика с доводами жалобы не согласились, предоставили письменные пояснения.
Заслушав пояснения лиц, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия пришла к следующим выводам.
31.08.2018 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0817200000318009327 "Выполнение работ по изготовлению новогодних подарков для школьников Алтайского края для проведения торжественного новогоднего мероприятия".
1. Заявитель указывает, что в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.8 технического задания содержатся требования о составе конфет: арахис, карамель леденцовая. Согласно СанПиН 2.4.5.2409-08 данные продукты содержатся в перечне продуктов и блюд, реализация которых не допускается в организациях общественного питания образовательных учреждений.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Нормы "СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения).
В соответствии с пунктам 1.2. и 1.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
Поскольку объектом закупки является изготовление новогодних подарков для школьников Алтайского края, а не организация горячего питания учащихся в образовательных учреждениях, нормы СанПиН 2.4.5.2409-08 не могут быть применены к данной закупке. Довод заявителя необоснован.
2. Заявитель считает, что заказчиком неправомерно был установлен показатель нестоимостного критерия оценки заявок "Внедренная на предприятии программа, основанная на принципах ХАССП", поскольку предметом закупки является не изготовление, а поставка кондитерских изделий в красочной упаковке, а Техническим регламентом Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" установлено требование о наличии данной программы только у изготовителей продукции.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе одним из критериев для оценки заявок в документации о закупке является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Из части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ N 1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
-цена контракта - 0,60 (значимость-60%);
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки- 0,14 (значимость- 14%):
N п/п |
Наименование показателя критерия оценки |
Значимость показателя, % |
2.1 |
Наличие действующей на предприятии программы производственного контроля. |
50 |
2.2 |
Внедренная на предприятии программа, основанная на принципах ХАССП. |
50 |
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 0,26 (значимость- 26%).
N п/п |
Наименование показателя критерия оценки |
Значимость показателя, % |
3.1. |
Наличие у Участника закупки на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта производственной площадки с производственными мощностями (оборудованием) для полного цикла производства кондитерских изделий. |
30 |
3.2. |
Обеспеченность Участника закупки квалифицированными трудовыми ресурсами. |
30 |
3.3. |
Наличие у Участника закупки финансовых ресурсов. |
40 |
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В связи с этим заказчиком в подпункте 2 пункта 17 информационной карты конкурсной документации установлен показатель нестоимостного критерия: "Наличие внедренной программы на предприятии, основанной на принципах ХАССП". В соответствии с пунктом 25 Правил указанный показатель относится к "качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки".
В соответствии с извещением, конкурсной документацией и пунктом 1.1 проекта контракта Подрядчик обязуется собственными силами своевременно выполнить на условиях Контракта работу по изготовлению новогодних подарков для школьников Алтайского края для проведения торжественного новогоднего мероприятия и сдать результат работ Заказчику. Таким образом, предмет закупки подразумевает, в том числе возможность изготовления пищевой продукции (кондитерских изделий) участником закупки.
Согласно части 2 статьи 10 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880, при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП.
В "ГОСТ Р 51705.1-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования" установлено что ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points) - концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Принцип ХАССП распространяется, в том числе на экологическую безопасность пищевых производств и ориентирован на обеспечение гарантий безопасности продукции и функционирования организаций - изготовителей, в связи с чем относится к показателям нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Указанный показатель критерия не является обязательным требованием к участнику закупки. Таким образом, довод заявителя необоснован.
3. Заявитель считает, что установление показателя нестоимостного критерия оценки заявок "наличие у участника закупки на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта производственной площадки с производственными мощностями (оборудованием) для полного цикла производства кондитерских изделий" предоставляет преимущество исключительно производителям кондитерских изделий, в то время как объектом закупки является поставка кондитерских изделий, а не их производство.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть в том числе наличии у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг.
Поскольку объектом закупки является в том числе изготовление кондитерских изделий, установление вышеуказанного показателя нестоимостного критерия не противоречит требованиям Правил и Закона о контрактной системе. Указанный показатель критерия не является обязательным требованием к участнику закупки. Довод заявителя необоснован.
4. Заявитель считает, что установление показателя нестоимостного критерия оценки заявок "наличие у участника закупки финансовых ресурсов" (оценивается размер уставного капитала участника закупки) предоставляет преимущество исключительно юридическим лицам, ограничивая шансы на победу среди индивидуальных предпринимателей.
В подпункте 3 пункта 17 информационной карты конкурсной документации установлен показатель нестоимостного критерия: "Наличие у Участника закупки финансовых ресурсов".
В соответствии с пунктом 27 Правил в показатель нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки", включается также наличие у них финансовых ресурсов.
Подпунктом "б" пункте 4 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке нестоимостные критерии оценки, в частности квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, в связи с чем, заказчиком в подпункте 3 пункта 17 информационной карты конкурса установлен нестоимостный критерий: "наличие у Участника закупки финансовых ресурсов - размер уставного капитала".
Согласно статье 99 Гражданского кодекса РФ уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Поскольку уставной капитал представляет собой гарантию обеспечения требования кредиторов, его размер можно рассматривать как возможный нестоимостный критерий оценки заявок.
Таким образом, критерий "Размер уставного капитала" рассматривается как показатель нестоимостного критерия оценки заявок, при этом уставной капитал представляет собой гарантию обеспечения требования кредиторов и ее размер, а не является основанием для отклонения заявки участника конкурса. Указанный показатель критерия не является обязательным требованием к участнику закупки.
На основании изложенного следует, что критерии, указанные Заказчиком, соответствуют критериям предусмотренным Постановлением Правительства РФ N 1085 от 28.11.2013 и не ограничивают участников закупки.
Таким образом, довод заявителя необоснован.
5. Заявитель считает, что заказчиком был неверно избран способ определения поставщика, поскольку пищевые продукты включены в утвержденный Распоряжением Правительства РФ перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении закупки, информационной карте документации об электронном аукционе заказчиком был установлен код ОКПД 2 - 56.21.19.000 Услуги по поставке продукции общественного питания и обслуживанию торжественных мероприятии прочие.
Данный вид услуг не включен в перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
В указанном Распоряжении содержится код 56 Услуги общественного питания, кроме кодов 56.10, 56.21 с соответствующими группировками.
Таким образом, заказчик не обязан проводить электронный аукцион согласно статье 59 Закона о контрактной системе. Довод заявителя необоснован.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "ЛЮКСТОРГСПМ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
__________________________ |
Н.Е. Буянкина |
Члены комиссии: |
___________________________ |
И.В. Миненок |
|
___________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 28 сентября 2018 г. N 576/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018