Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Форвард" (далее - Заявитель) на действия заказчика -ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России"при проведении электронного аукциона: "Работы по сносу (демонтажу) объекта незавершенного строительства Лечебного корпуса Литер У в филиале "Ясная поляна" (извещение N0318100058618000334) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком некорректно указаны требования к товарам по позициям: грунт обратной засыпки, бруски, доски, песок, электрод, гвозди, смесь песчано-гравийная, балка двутавровая, сетка, конструкции демонтажные. Часть документации об аукционе размещено в формате pdfи не позволяет произвести поиск и копирование фрагментов теста.
Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком-ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России"проводился электронный аукцион: "Работы по сносу (демонтажу) объекта незавершенного строительства Лечебного корпуса Литер У в филиале "Ясная поляна" (извещение N0318100058618000334).
Начальная (максимальная) цена контракта - 51 825 180,00 рублей.
На основании п. 1) ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используютсяустановленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Грунт обратной засыпки" Заказчик установил требования: толщина глиняного слоя от 0,3 м до 0,5 м в диапазоне, толщина земляного слоя от 0,3 м до 0,5 м в диапазоне.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Бруски" Заказчик установил требования: длина 4-м
6,5-м применительно, в диапазоне.
В соответствии с "Инструкцией по заполнению заявки" аукционной документации, когда требования позиций (товаров) установлены в отношении разных видов, участник предоставляет предложение в отношении всех требуемых видов позиции (товаров). Символы, установленные в требованиях по позициям (товарам) следует читать исходя из следующих норм: "и (или)" - возможно предложение как одного вида товара (или показателей, или значений таких показателей), так и нескольких - относится исключительно к тем словам (цифрам), между которыми установлен символ. "и", ",", ";", а также иные символы, которые не установлены в настоящей инструкции, но использованы в описании позиций (товаров) - предложение всех требуемых показателей (значений таких показателей). "-", "_", "от _ до _" -предложение в отношении диапазона, при сопровождении соответствующего показателя и (или) слов "диапазон", "интервал" (с учетом всех форм слов и сопровождении предлогами).
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сети "Интернет" к закупке N0318100058618000334 размещены ответы на запрос о разъяснении положений аукционной документации (ответы на запросы NN РД1, РД3, РД5, РД9), в соответствии с которыми не подлежат уточнению параметры, по своей сути имеющие интервальные значения, в данном случае указывается диапазонное значение, в полном соответствии с инструкцией Заказчика.
Таким образом, доводы жалобы о некорректном указании требований к товарам по позициям грунт обратной засыпки и бруски, необоснованы.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Доски N2" Заказчик установил требования: ширина - применительно, все.
Данное требование не позволяет участнику закупки определить необходимо ли указывать все возможные значения ширины или выбрать те, которые не противоречат ГОСТу.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Доски N3" Заказчик установил требования: толщина - применительно, 44 мм и более.
Данное требование не позволяет участнику закупки определить необходимо ли указывать два значения толщины или все допустимые значения выше 44 мм.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Песок" Заказчик установил требования: группа песка - повышенной крупности и крупный, должен быть фракционный - уточнение, модуль крупности Мк - свыше 2,5, должен соответствовать ГОСТу.
При этом вГОСТе 8736-2014 "Песок для строительных работ" установлены следующие требования к песку:
|
|
|
|
|
|
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
||||
Повышенной крупности |
Св. |
3,0 |
до |
3,5 |
|
Крупный |
" |
2,5 |
до |
3,0 |
|
Средний |
" |
2,0 |
" |
2,5 |
|
Мелкий |
" |
1,5 |
" |
2,0 |
|
Очень мелкий |
" |
1,0 |
" |
1,5 |
|
Тонкий |
" |
0,7 |
" |
1,0 |
|
Очень тонкий |
До 0,7 |
|
Таким образом, Заказчиком некорректно указаны требования к модулю крупности песка. Данное требование не позволяет участнику закупки определить необходимо ли конкретизировать модуль крупности для песка повышенной крупности и для крупного песка.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Электрод" Заказчик установил требования: диаметр - 46 мм.
В связи с тем, что инструкцией по заполнению заявки не описан символ "", данное требование не позволяет участнику закупки определить какой именно показатель диаметра ему необходимо указать.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Гвозди" Заказчик установил требования: соответствие ГОСТ, описание - гвозди требуются круглые, толевые,диаметр стержня - 2,0 мм, длина гвоздя - 25 мм, условный диаметр стержня - 3,5, 4, условное обозначение - ТП, длина - 120 мм.
Заказчик одновременно указывает два различных требования по длине гвоздей.Данное требование не позволяет участнику закупки определить какой именно показатель ему необходимо указать.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Смесь песчано-гравийная" Заказчик установил требования: ПГС - требуется природная, содержание зерен гравия - до90%, требуется соответствие ГОСТ, наибольшая крупность зерен гравия -
70 мм.
При этом в ГОСТе 23735-2014 Смеси песчано-гравийные для строительных работ." установлены следующие требования к песчано-гравийной смеси:
4.3.3 в природной песчано-гравийной смеси содержание зерен гравия должно быть не менее 10% и не более 90% по массе.
Исходя из требований вышеуказанного ГОСТа содержание зерен гравия является диапазонным показателем. Данное требование не позволяет участнику закупки определить какой именно показатель ему необходимо указать: диапазонный, соответствующий ГОСТ или конкретный, соответствующий аукционной документации.
Вышеуказанные требования могут ввести в заблуждение участников закупки.
Таким образом, доводы жалобы о некорректном указании требований к товарам по позициям: доски, песок, электрод, гвозди, смесь песчано-гравийная, обоснованы.
Кроме того, Комиссией установлено, что документация об аукционе сформирована заказчиком таким образом, что для подачи заявки участнику закупки необходимо соотнести все показатели товаров с типами и подтипами указанными в сведениях о характеристиках товара, для чего необходимо структурировать по порядку соотношение "показатель товара - позиция товара", также участнику закупки необходимо представить показатели товара, соответствующие требованиям государственных стандартов, указание на которые содержится в аукционной документации. При этом установленное в сведениях о характеристиках товара соотношение позиций товаров из разных таблиц с типами и подтипами, указанными в инструкции, а также с государственными стандартами, перечисленными в сведениях о характеристиках товара, не упорядочено, носит бессистемный и хаотичный характер.
При этом, Заказчиком не представлено доказательств и пояснений относительно того, каким образом столь объемное несистемное (хаотичное) отражение в документации значимых показателей отвечает объективным потребностям заказчика в товарах, используемых при выполнении закупаемых работ.
Аналогичная позиция также отражена в определении Верховного Суда РФ от 30.08.2018 N 307-КГ18-12728 по делу N А56-55217/2017.
Допущенные заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Балка двутавровая" Заказчик установил требования: соответствие ГОСТ, описание - стандартный профиль конструктивных элементов из стали или дерева, имеющий сечение, близкое по форме к букве "Н", ширина - 400 мм, высота - 155 мм, толщина стенки -8,3 мм.
Заявитель в своей жалобе указывает, что толщина сетки 12 мм противоречит требованиям ГОСТ, так как для балки высотой 400 мм и шириной 155 мм соответствует толщина стенки 8,3 мм.
При этом, Заказчик в аукционной документации указывает требование к толщине стенки 8,3 мм, что соответствует требованиям ГОСТ.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Сетка" Заказчик установил требования: соответствие ГОСТ, группа - 2, номинальный размер стороны ячейки в свету - 5, 1,6 мм, масса 1м2 сетки - 7,49 кг, проволока для сетки - низкоуглеродистая, высоколегированная, ширина - 2, 1,8, 1,3 м, номинальный диаметр проволоки -
2 мм.
В соответствии с ГОСТом масса 1м2 сетки 7,42 кг.
Таким образом, требование Заказчика к массе 1м2 сетки - меньше или равно 7,49 кг соответствует требованиям ГОСТ.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Конструкции демонтажные N1" Заказчик установил требования:
В соответствии с "Инструкцией по заполнению заявки" аукционной документации сведения, установленные на изображениях, указаны для ознакомления, при этом, указывать сами изображения в первой части заявки - необязательно - достаточно указать наименование рисунка, который соответствует предложению участника.
Таким образом, доводы жалобы о некорректном указании требований к товарам по позициям: балка двутавровая, сетка, конструкции демонтажные, необоснованы.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила N 1414), которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система), включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.
Подпунктами "а", "л", "м" пункта 14 Правил N 1414 определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Пунктом 17 Правил N 1414предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок N 26н), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.
В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:
поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
Приложение N1 к Техническому заданию аукционной документации, в котором установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, размещен в единой информационной системе в сфере закупок в формате pdf, что не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не имеет ограничений на использование и не приводит к ограничению числа участников закупки.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.06.2017 N 310-КГ17-7071.
Таким образом, доводы жалобы о неправомерном размещении части аукционной документации в формате pdf, необоснованы.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Форвард"обоснованной в части нарушениянекорректного указания требований к товарам по позициям: доски, песок, электрод, гвозди, смесь песчано-гравийная.
2. Признать в действиях Заказчика - ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" нарушениеп. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передатьматериалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 октября 2018 г. N ЭА-1800/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2018