Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МИРТЕК" (далее также - ООО "МИРТЕК", заявитель) на действия аукционной комиссии администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области (далее также - аукционная комиссия) о нарушении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении аукционной комиссии требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на строительство газопроводов среднего и низкого давления по адресу: Дальнеконстантиновский район, д.Бугры, номер извещения 0132300003618000103 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области, отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области, а также представители ООО "МИРТЕК" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали.
Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю сфере закупок, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 30.08.2018 в единой информационной системе и на электронной площадке www.etp-ets.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство газопроводов среднего и низкого давления по адресу: Дальнеконстантиновский район, д.Бугры (номер извещения 0132300003618000103) и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает отдел строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области.
Уполномоченным органом выступает администрация Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является Национальная электронная площадка.
Предметом контракта является строительство газопроводов среднего и низкого давления по адресу: Дальнеконстантиновский район, д.Бугры с начальной (максимальной) ценой контракта - 29 003 174,00 рублей.
2) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация, среди прочего, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, среди прочего, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 названного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта.
Частью 1 статьи 64, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки определено заказчиком в извещении, Разделе II документации. Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ установлены в Приложении N 2к аукционной документации, являющимся неотъемлемой частью документации.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации отсутствует обоснование использования нестандартных показателей (технических характеристик).
Так, по позиции "Тройник равносторонний. ГОСТ Р 52779" установлено, среди прочего, требование к такому показателю как "Масса изделия, кг > 0,3".
Вместе с тем в ГОСТе Р 52779 вышеназванный показатель отсутствует.
Также по позиции "Сталь листовая" установлено, среди прочего такое требование как "площадь листа, м Не более 18", в то время как согласно ГОСТу 19903, которому должен соответствовать названный товар, подобный показатель также отсутствует.
Таким образом, разработав документацию об электронном аукционе подобным образом и не включив в нее обоснование необходимости использования нестандартных показателей, заказчик нарушил часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по позиции "Отводы ПЭ 90 и 45 градусов" установлены требования: "Стандартное размерное отношение - Не более 11", "SDR материала изделия".
При этом названные понятия являются идентичными, следовательно, изложение требований к названному показателю подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и ограничивает количество участников закупки.
Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Кроме того, комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по позиции "Напорные трубы из полиэтилена для газопроводов (ГОСТ Р 50838)" установлены, среди прочего, такие требования, как "номинальный наружный диаметр, мм 250, 225, 160, 110, 90, 63", "средний наружный диаметр, мм- не должен быть менее 63,0", что позволяет указать значение 63 мм в отношении диаметров 250, 225, 160, 110, 90, в то время как для каждого номинального наружного диаметра предусмотрено различное значение среднего наружного диаметра.
Более того, указав средний диаметр согласно изложенным в документации требования фактически участником будет указана недостоверная информация, так как данное значение не подходит для указанных в документации номинальных наружных диаметров.
Аналогичные нарушения допущены заказчиком при описании таких товаров как "Отводы ПЭ 90 и 45 градусов", "Седелка", "Тройник равносторонний. ГОСТ Р 52779", "Заглушка ПЭ", "Соединение изолирующее под сварку", "Муфта ПЭ", "Эмаль ПФ-115, ГОСТ 6465", "Изолирующее соединение фланцевое", "Неразъемное соединение полиэтилен-сталь (НСПС) 110х108 и 225х219", "Столбик сигнальный железобетонный СТ-1 и СТ-2", "Отвод. Гост 17375", "Задвижка 30с41нж", "Переходы", "Трубы стальные электросварные", "Арматурная сталь. ГОСТ 5781", "Трубы стальные сварные водогазопроводные", "Задвижка 30ч7бк", "Кран".
Следовательно, установленные изложенным в документации и инструкции требования к названному показателю вводят участников закупки в заблуждение, поскольку указанные в заявках значения будут соответствовать требованиям документации о проведении закупки, но противоречить требованиям Стандарта.
Следовательно, заказчик, установив требования к товару, используемому при выполнении работ изложенным в документации образом, также нарушил положения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3) 21.09.2018 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе, о чем составлен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.09.2018 N0132300003618000103-1-1.
В соответствии с протоколом от 21.09.2018 N0132300003618000103-1-1 до окончания срока подачи заявок поступило 5 заявок.
Всем участникам отказано в допуске к участию в закупке, что также свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названого Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1) и подпунктом б) пункта 2) части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Участнику, подавшему заявку под порядковым номером 5 (ООО "МИРТЕК") отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно: "Первая часть заявки участника закупки не содержит сведения о предлагаемом материале и оборудовании, отвечающие требованиям, установленным в документации об электронном аукционе, а именно:
- Тройник равносторонний. ГОСТ Р 52779, п. 4.8 (стандартное размерное отношение - 11) и п. 4.15 (SDR материала изделия - 9) противоречат друг другу, тем самым участник предоставил недостоверные сведения, что не соответствует требованиям документации
-п.11. Сталь листовая, участник указал площадь листа, м
- 18
, "длина листа, см - 1200" "ширина листа, мм - 600". Площадь листа равна длина листа умноженная на ширину листа (12 х 0,6 = 7,2 м
) Значения показателей противоречат друг другу, тем самым участник предоставил недостоверные сведения, что не соответствует требованиям документации".
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что рассматриваемый показатель установлен заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, о чем указано выше), несмотря на неправомерность установления заказчиком требования к значению показателя, является достаточным основанием для отказа в допуске к участию в торгах.
Таким образом, с учетом изложенного аукционная комиссия, отказав в допуске ООО "МИРТЕК", не нарушила положений Закона о контрактной системе, поскольку руководствовалась положениями документации.
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы заявителя.
4) Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе; о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем; о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Между тем в нарушении части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не содержит ненадлежащего указания на положения документации об аукционе, которым не соответствуют заявки, а также указания на положения заявок на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать государственному заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику об устранении допущенных нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отсутствует, поскольку такое предписание выдано Нижегородским УФАС России ранее в рамках дела N 2111-ФАС52-КТ-67-09/10-18(601-НБ) от 24.09.2018, что не противоречит требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, в целях продолжения определения исполнителя возникает необходимость выдачи оператору электронной площадки - Национальная электронная площадка (www.etp-ets.ru) предписания о прекращении приостановления определения подрядчика в части заключения контракта, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "МИРТЕК" на действия аукционной комиссии администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на строительство газопроводов среднего и низкого давления по адресу: Дальнеконстантиновский район, д.Бугры, номер извещения 0132300003618000103, необоснованной.
2. Признать отдел строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области нарушившим требования части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 8 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Предписание заказчику и аукционной комиссии об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с наличием ранее выданного Нижегородским УФАС России предписания, N 2060-ФАС52-КТ-33-09/09-18(581-НБ) от 24.09.2018.
5. Выдать оператору электронной площадки - Национальная электронная площадка (www.etp-ets.ru) предписание о прекращении приостановления определения подрядчика в части заключения контракта
6. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Н.В. Балабина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 3 октября 2018 г. N 2111
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2018