Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<...>-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<...>- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<...>-старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Строй Лес" (далее также - ООО "Строй Лес", заявитель):не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчикаАдминистрации муниципального образования "Быраканский наслег" Верхневилюйского улуса (района) (далее также - АМО "Быраканский наслег"): не явились, представлены письменные пояснения,
от уполномоченного органа Администрации муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я): не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобуООО "Строй Лес" на действия заказчика АМО "Быраканский наслег" при проведении электронного аукциона навыполнение работ по ремонту 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с. Быракан (извещение N 0116300007018000272),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалобаООО "Строй Лес".
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1) заказчиком допущено разночтение в части срока окончания подачи заявок;
2) в проекте контракта неправомерно установлено требование повторного предоставления обеспечения исполнения контракта, в случае если обеспечение исполнения контракта перестало действовать по каким-либо причинам;
3) заказчиком установлено требование к применяемому материалу "Щебень" не в соответствии с действующим законодательством;
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с доводами жалобы не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" -20.09.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 712 282, 00 руб.;
4) на участие в закупке подана 1 заявка от участника закупки;
5)единственная заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации;
6) электронный аукцион признан несостоявшимся;
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобузаявителя частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части допущения заказчиком разночтения в части окончания срока подачи заявок подлежит признанию обоснованным на основании следующего
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должны содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Также, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Так, из материалов дела следует, что в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлен следующий срок окончания подачи заявок:
Дата и время окончания подачи заявок |
01.10.2018 00:00 |
Между тем, в пункте 27 части 1. Извещение и документация аукционной документации заказчиком установлено:
27 |
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе |
01.10.2018 г. 11:00 |
Таким образом, заказчиком допущено разночтение в части срока окончания подачи заявок.
Заказчиком нарушены часть 3 статьи 7, пункт 6 статьи 42, пункт 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения дела, у Комиссии отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления электронного аукциона.
2. Довод в части установления требования повторного предоставления обеспечения исполнения контракта, в случае если обеспечение исполнения контракта перестало действовать по каким-либо причинам, подлежит признанию необоснованным в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 9.6 проекта контракта установлено следующее.
"В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком его обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту на тех же условиях и в том же размере, что указаны в п. 9.2. Контракта".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно части 2 статьи 374 ГК РФ требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
В пункте 2 части 1 статьи 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.
В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа пояснила, что установленное условие о предоставлении подрядчиком нового обеспечения исполнения контракта основано на мнении заказчика о прекращении обязательств по банковской гарантии при отзыве лицензии у банка, выдавшего такую гарантию, несмотря на то, что перечень оснований прекращения банковской гарантии в ГК РФ является исчерпывающим
Из письменных пояснений заказчика следует, что с момента отзыва у банка лицензии считается наступившим срок исполнения его обязательств, возникших до дня ее отзыва, при этом пунктом 4 части 9 статьи 20 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" запрещается совершение сделок с имуществом банка, в том числе исполнение им обязательств, до даты вступления в силу решения о признании банка банкротом или до его ликвидации, т.е. фактически после отзыва лицензии банк уже не сможет исполнить свое обязательство перед бенефициаром, даже если тот предъявит свое требование об уплате денежных средств в соответствии со статьей 374 ГК РФ, а если исполнение обязательства невозможно, то в данном случае логично применить положение статьи 416 ГК РФ, которая гласит о том, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Таким образом, Комиссия, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к выводу, что Закон о контрактной системе не запрещает установления заказчиком в проекте контракта требования о замене банковской гарантии в случае прекращения ее действия и указанное заказчиком в пункте 9.6 проекта контракта условие не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в силу положения части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав и интересов ООО "Строй Лес".
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
3. Довод в части установления требования к применяемому материалу "Щебень" не в соответствии с действующим законодательством подлежит признать обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе и содержат следующие требования, в том числе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из материалов дела следует, что пунктом 7 в таблице "Требования к количеству и качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика" описания объекта закупки аукционной документации установлено следующее:
7 |
Щебень |
м3 |
80 |
Щебень из природного камня для строительных работ марка 800, фракция от 10 до 20 мм |
Комиссией установлено, что требования к указанному применяемому материалу регулируются ГОСТ 8267-93.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)" действует.
Из текста указанного ГОСТ 8267-93 следует:
4.2.1 Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Таким образом, заказчиком установлено требование к применяемому материалу "Щебень" не в соответствии с ГОСТ, что нарушает положение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Между тем, у Комиссии на момент рассмотрения дела отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на осуществление электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Строй Лес" частично обоснованной. Доводыв части допущения заказчиком разночтения в части окончания срока подачи заявок, в части установления требования к применяемому материалу "Щебень" не в соответствии с ГОСТ признаны обоснованными.
2. ПризнатьзаказчикаАдминистрацию муниципального образования "Быраканский наслег" Верхневилюйского улуса (района) нарушившимчасть 3 статьи 7, пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 6 статьи 42, пункт 6 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты осуществления электронного аукциона, предписание об их устранении не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии <...>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 октября 2018 г. N 06-1162/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2018