Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии -- заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;
члены Комиссии:
-специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Перинатальный центр" (далее - ГБУ РМЭ "Перинатальный центр"):
(доверенность N б/н от 22.05.2018),
(доверенность N б/н от 22.05.2018),
в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ВМВ-Сервис ТТ" (далее - ООО "ВМВ-Сервис ТТ"), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу ООО "ВМВ-Сервис ТТ" на положения аукционной документации электронного аукциона на поставку и ввод в эксплуатацию аппарата искусственной вентиляции легких для респираторной терапии у детей и новорожденных с принадлежностями (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0308300001118000315 от 01.10.2018),
установила:
ГБУ РМЭ "Перинатальный центр" проводится электронный аукцион на поставку и ввод в эксплуатацию аппарата искусственной вентиляции легких для респираторной терапии у детей и новорожденных с принадлежностями(номер извещения на официальном сайте 0308300001118000315 от 01.10.2018).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "ВМВ-Сервис ТТ" наположения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные пояснения (исх. N б/н от 22.10.2018, 23.10.2018).
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на поставку и ввод в эксплуатацию аппарата искусственной вентиляции легких для респираторной терапии у детей и новорожденных с принадлежностями размещены на официальном сайте 01.10.2018(код закупки 0308300001118000315).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 5 212 808,00 рублей.
05.10.2018 в документацию о проведении электронного аукциона, а также в извещение о проведении аукциона внесены изменения, соответствующая информация размещена на официальном сайте.
Дата и время окончания подачи заявок: 22.10.2018 10:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 23.10.2018.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 26.10.2018.
Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС приходит к следующим выводам.
1.В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО "ВМВ-Сервис ТТ", заказчиком при формировании технического задания неправомерно не использован ГОСТ Р 55954-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 55954-2014). Кроме того, в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования иных характеристик, отличных от указанных в ГОСТе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимоиспользование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
ГОСТ Р 55954-2014 устанавливает основные технические требования к аппаратам искусственной вентиляции легких (аппараты ИВЛ) и предназначен для применения уполномоченными лицами государственных заказчиков при составлении технических заданий для конкурсной документации при проведении закупок высокотехнологичного оборудования для государственных нужд.
Указанный стандарт устанавливает технические требования к аппаратам ИВЛ, предназначенным для использования профессиональным оператором для тех пациентов, которые зависимы от аппаратной вентиляции, и для использования в интенсивной терапии в профессиональных медицинских учреждениях или для использования при транспортировании в пределах профессиональных медицинских учреждений.
В соответствии с ГОСТ Р 55954-2014 во избежание ошибок технические требования в техническом задании должны обязательно формироваться специалистами-экспертами по предмету закупки, обладающими специальными знаниями или опытом работы с закупаемым высокотехнологичным медицинским оборудованием. Специалист-эксперт должен уметь компетентно сформулировать технические требования заказчика, предъявляемые к высокотехнологичному медицинскому оборудованию, он несет персональную ответственность за обоснованность этих требований в техническом задании.
В ходе рассмотрения жалобы заказчиком представлены письменные возражения на жалобу, в соответствии с которыми положения ГОСТ Р 55954-2014 при формировании технического задания не применялись, поскольку техническое задание сформировано с учетом специфики работы медицинского учреждения и необходимости применения приобретаемого аппарата ИВЛ для оказания квалифицированной медицинской помощи при выхаживании новорожденныхс первого месяца жизни, а также недоношенных новорожденных с массой тела от 500 г.
Более того, большая часть технических характеристик требуемого заказчику оборудования не совпадает с рекомендациями ГОСТ Р 55954-2014, поскольку указанный ГОСТ разработан для аппаратов ИВЛ, применяемых при лечении взрослых и детей, однако не содержит специальных функций и параметров, которые применяются в аппаратах ИВЛ для новорожденных (например, наличие функции "активного выдоха", функции "раскрытия альвеол" и так далее).
Кроме того, Министерством здравоохранения Российской Федерации разработаны клинические рекомендации ведения новорожденных с респираторным дистресс-синдромом (2015 год), в соответствии с которыми предусмотрено применение высокочастотной осцилляторной ИВЛ, частота от 8 до 12 герц. Между тем ГОСТом Р 55954-2014 указанный режим вообще не предусмотрен.
Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО "ВМВ-Сервис ТТ" в указанной не обоснована.
Вместе с тем, по смыслу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в случае использования при описании объекта закупки иных показателей и требований, не предусмотренных действующими стандартами. в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования таких показателей. Между тем, в документации проводимого электронного аукциона отсутствует подобное обоснование, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 33 и нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "ВМВ-Свервис ТТ" в указанной части обоснована.
2. В техническом задании (раздел III аукционной документации) заказчиком установлены основные требования к функциональным, количественным и качественным характеристикам приобретаемого товара, в том числе указано, что к поставке требуется аппарат ИВЛ для респираторной терапии у детей и новорожденных с принадлежностями, 1 комплект.
В пункте 2.4.47 технического задания указано на необходимость наличия дополнительного ЖК, монохромный, интегрированный дисплей.
В пункте 3 технического задания заказчиком указана комплектация поставки.
По мнению подателя жалобы, в составе комплектации приобретаемого аппарата подобный дополнительный ЖК не указан, что вводит потенциальных участников процедуры закупки в заблуждение.
Вместе с тем, в пункте 3.1 технического задания указано, что в комплектацию в том числе входит аппарат ИВЛ на тележке с цветным дисплеем. Из приведенного пункта однозначно следует, что дополнительный ЖК является неотъемлемой частью самого аппарата ИВЛ, является интегрированным (встроенным).
Следовательно, жалоба ООО "ВМВ-Сервис ТТ" в указанной части не обоснована.
3.В ходе проведения внеплановой проверки процедуры закупки Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьтребования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного закона.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержатьдокументы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного закона, или копии этих документов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, а также аукционной документацией объектом закупки является поставка и ввод в эксплуатацию аппарата ИВЛ для респираторной терапии у детей и новорожденных с принадлежностями.
Из технического здания следует, что в рамках проводимой процедуры закупки предполагается ввод в эксплуатацию приобретаемого оборудования.
В соответствии с пунктами 3.1.1, 3.1.2, 3.1.5 проекта контракта (раздел IV аукционной документации) поставщик обязан поставить оборудование, а также оказать услуги в строгом соответствии с условиями контракта и в полном объеме, осуществлять сборку, установку, монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования.
В пункте 7.4 проекта контракта указано, что оказание услуг по сборке, установке и монтажу оборудования включает комплекс работ по расконсервации, установке, сборке и монтажу оборудования.
Оказание услуг по вводу в эксплуатацию оборудования включает посконаладочные работы, в том числе работы по наладке, настройке, регулировке, апробированию, инструментальному контролю соответствия выходных параметров оборудования (пункт 7.5 проекта контракта).
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежатлицензированию.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" в составе деятельности по техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники осуществляются определенные виды работ и оказываются услуги, такие как:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.7 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2003 N 293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники" (далее - Письмо от 27.10.2003) во всех случаях техническое обслуживание медицинской техники должны производить службы (юридические лица, индивидуальные предприниматели, технические подразделения ли штатные технические специалисты медицинских учреждений), имеющие в соответствии с действующим законодательством право осуществлять эту деятельность.
Согласно пункту 5.2 Письма от 27.10.2003 техническое обслуживание медицинской техники включает в себя такие виды работ, как ввод в эксплуатацию, контроль технического состояния, периодическое и текущее техническое обслуживание, текущий ремонт.
В силу пункта 5.3.1 вышеуказанного письма ввод в эксплуатацию изделий медицинской техники охватывает комплекс работ по их распаковке, расконсервации, установке, монтажу, сборке, настройке и регулировке, сдаче-приемке в эксплуатацию.
Из анализа приведенных норм следует, что монтаж, наладка, ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, составляющие согласно аукционной документации предмет контракта, относятся к техническому обслуживанию медицинской техники, соответственно могут быть проведены только лицами, имеющими соответствующую лицензию.
Следовательно, в аукционной документации необходимо установление соответствующих требований о наличии лицензии к участникам закупки, а также о предоставлении копии такой лицензии в составе второй части заявки на участие в проводимой процедуре закупки.
Вместе с тем, соответствующие требования, в нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, ГБУ РМЭ "Перинатальный центр" в аукционной документации не установлены.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобуобщества с ограниченной ответственностью "ВМВ-Сервис ТТ" частично обоснованной.
2.Признать в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Перинатальный центр"нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Перинатальный центр" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела N 02-06/168-18 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 24 октября 2018 г. N 02-06/168-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2018