На основании части 3, пункта 2) части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО АТ "РусТендер" (далее - Заявитель) на действия МБУК "Дом культуры села Марьина Роща" МО г. Геленджик (далее - Заказчик) при проведении администрацией МО город Геленджик электронного аукциона: "Капитальный ремонт помещений здания МБУК "ДК с. Марьина Роща" (извещение N 0118300003718000605) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
ООО АТ "РусТендер" в порядке ч. 15 ст. 105 Закона о контрактной системе направило в Краснодарское УФАС России отзыв жалобы.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией проводится внеплановая проверка по существо доводов поданной жалобы.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО АТ "РусТендер" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, по мнению Заявителя, инструкция содержит противоречивые положения, не позволяющие подать корректное предложение в первой части заявки на примере п. 20 (плотность раствора), п. 44.
Представителем Заказчика, уполномоченного органа представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Уполномоченным органом- администрацией МО город Геленджик для нужд Заказчика - МБУК "Дом культуры села Марьина Роща" МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт помещений здания МБУК "ДК с. Марьина Роща" (извещение N 0118300003718000605).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 670 915 ,00 рублей.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила N 1414), которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система), включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.
Подпунктами "а", "л", "м" пункта 14 Правил N 1414 определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Пунктом 17 Правил N 1414предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок N 26н), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.
В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:
поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
Раздел "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" аукционной документации, в котором установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, размещен в единой информационной системе в сфере закупок в формате pdf, что не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не имеет ограничений на использование и не приводит к ограничению числа участников закупки.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.06.2017 N 310-КГ17-7071.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации Заказчиком установлено: "_Наличие символов двоеточие или дефис, в случае если такие символы приведены после наименования показателя, не влияет на порядок предоставления сведений в заявке и участнику следует руководствоваться общими правилами настоящей инструкции, если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией_".
Также в инструкции Заказчика указано: "_В случае если заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием символа многоточие ("_"), при этом после наименования показателя стоит знак "двоеточие" (":") - это означает, что заказчиком задан диапазон значений показателя (в данном случае участник указывает весь ряд конкретных значений, удовлетворяющий заданному диапазону значений, прямо предусмотренный требованиями действующего на территории Российской Федерации государственного или национального стандарта, регламентирующего технические условия или сортамент товара, предлагаемого к поставке, в случае если требование соответствия товара такому стандарту установлено заказчиком_В случае, если указанным с использованием графических знаков "" или "" характеристикам предшествует двоеточие, участник в заявке должен указать конкретное значение в рамках установленного диапазона, а также в случае, когда в начале предложения заказчиком использовано слово "максимальный" или "минимальный" в любой их форме, участнику следует указать соответственно конкретное наибольшее или наименьшее значение требуемого параметра у предлагаемого им материала без сопровождения графическими знаками "" или ""В случае, если перечисленным через символ точка с запятой характеристикам предшествует двоеточие, в таком случае заказчику необходимы все перечисленные через символ точка с запятой характеристики и участником в заявке они должны быть приведены все без исключения_ В случае если заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием символа "обелюс" (""), при этом после наименования показателя стоит знак "двоеточие" (":") - это означает, что заказчиком задан интервал значений показателя (в данном случае участник указывает весь ряд конкретных значений, удовлетворяющий заданному интервалу значений, прямо предусмотренный требованиями действующего на территории Российской Федерации государственного или национального стандарта, регламентирующего технические условия или сортамент товара, предлагаемого к поставке, в случае если требование соответствия товара такому стандарту установлено заказчиком_ При указании Заказчиком требований с использованием знака "-" (дефис, тире), если перед значением показателя указаны фразы: "не менее", "не уже", "минимальное значение", "не более", "не шире", "максимальное значение", "шире", "уже" участник указывает диапазонное значение с учетом следующих правил: "не менее", "не уже", "минимальное значение" Участник может предложить значение диапазона равное или более заявленного заказчиком (то есть диапазон, который предлагается участником, может поглощать диапазон, требуемый заказчиком);..".
Заявителем указано, что наличие противоречивых положений инструкции по заполнению заявки влечет невозможность корректной подачи заявки на участие в электронном аукционе, а также указывает, что с учетом данных противоречий не представляется возможным предоставить информацию по показателю "по средней плотности раствор-_" п. 20.
По п. 20 описания объекта закупки аукционной документации Заказчиком установлено следующее:
Представитель Заказчика пояснил, что правило инструкции: "Наличие символов двоеточие или дефис, в случае если такие символы приведены после наименования показателя, не влияет на порядок предоставления сведений в заявке и участнику следует руководствоваться общими правилами настоящей инструкции, если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией" означает, что по общему правилу символы ":" (двоеточие) и "-" (дефис) отделяют наименование показателя от его значения, в данном случае символы не несут какого-то определенного значения, за исключением тех случаев, которые прямо указаны в инструкции.
В позиции 20 "Раствор строительный" установлено требование:
"По средней плотности раствор - должен быть легкий, тяжелый".
Комиссией установлено, что указанный подпадает под следующее правило инструкции: "При установлении требований к показателям, значения которых участник закупки менять не вправе, заказчик использовал фразу "(не) должен (-на, -но, -ны) быть". При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник закупки должен представить в заявке значение показателя, следующих за указанной фразой, без изменений, но без использования слов: "(не) должен (-на, -но, -ны) быть".
Также в инструкции по заполнению заявки определен приоритет указанного выше положения: "Данное правило является приоритетным в случае возникновения противоречия с другими правилами инструкции, кроме положения о возможности указать в значении показателя прочерк или любым иным образом определить, что данный показатель не применяется".
На основании изложенного, в заявке участник должен указать: "По средней плотности раствор - легкий, тяжелый".
Таким образом, инструкцией закреплено общее правило применения знаков ":", "-", а также установлен порядок предоставления значений показателей при установлении Заказчиком требований с использованием знаков ":", "-" в связке с иными словами, знаками и символами, предусмотренными инструкцией по заполнению заявки, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Также в разделе инструкция по заполнению заявки Заказчиком установлено следующее: "При указании Заказчиком требований с использованием знака "-" (дефис, тире), если перед значением показателя указаны фразы: "не менее", "не уже", "минимальное значение", "не более", "не шире", "максимальное значение", "шире", "уже" участник указывает диапазонное значение с учетом следующих правил: "не менее", "не уже", "минимальное значение" Участник может предложить значение диапазона равное или более заявленного заказчиком (то есть диапазон, который предлагается участником, может поглощать диапазон, требуемый заказчиком); "не более", "не шире", "максимальное значение" Участник может предложить значение диапазона равное или менее заявленного заказчиком (то есть диапазон, который предлагается участником, может по верхней и нижней границе быть менее значений, заявленных заказчиком): "шире", "более" Участник должен предложить значение диапазона более заявленного заказчиком (то есть диапазон, который предлагается участником, должен поглощать диапазон, требуемый заказчиком); "уже", "менее" Участник должен предложить значение диапазона менее заявленного заказчиком (то есть диапазон, который предлагается участником, должен входить в диапазон, указанный заказчиком)".
По позиции 30 "Клей" установлено: "Температура эксплуатации диапазон, °С менее от -55 до +65".
Вышеуказанный показатель подпадает под следующее правило инструкции по заполнению заявки: "если диапазон значений сопровождается словом "менее" это означает, что диапазон, предложенный участником, не может по граничным значениям быть равен указанным заказчиком, при этом значение верхней границы предложенного диапазона должно быть менее указанного Заказчиком и значение нижней границы диапазона должно быть менее значения, указанного Заказчиком".
Таким образом, участники должны предложить диапазонное значение, у которого нижняя граница "менее -55"(например "-60"), верхняя граница "менее +65", (например "+60"), что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
По п. 44 раздела описание объекта закупки аукционной документации Заказчиком установлено:
Исходя из требований, установленных по п. 44 описания объекта Заказчику требуется крепежное изделие с полукруглой головкой, с крестообразным шлицем и острым концом, при этом далее по описанию п. 44 указано: "Шлиц прямой/крестообразный".
Согласно разделу инструкция по заполнению заявки: "_Символ "/" - означает, что участнику следует предоставить в заявке одно из разделенных таким образом взаимоисключающих значений, соответствующее предлагаемому товару; если характеристики не являются взаимоисключающими (могут сочетаться в одной единице товара), то указываются в неизменном виде, при этом требуется предоставить товар, сочетающий в себе оба значений одновременно_".
Таким образом, по п. 44 Заказчику требуется шуруп самонарезающий с крестообразным шлицем, при этом, в нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33, п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, далее при описании п. 44 Заказчиком предоставляется выбор шлица прямого или крестообразного, с необходимостью предоставления конкретного вида шлица.
Согласно п. 2 письма ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16: "_В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки_".
На основании изложенного, п. 44 описания объекта закупки противоречит п. 1) ч. 1 ст. 33, п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. В действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Комиссией установлено, что на участие в электронном аукционе поступило 3 заявки, из которых 2 заявки были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика в части установления требований к товарам является для него или других участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО АТ "РусТендер" обоснованной в части нарушения п. 1) ч. 1 ст. 33, п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при установлении требований по п. 44 описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика- МБУК "Дом культуры села Марьина Роща" МО г. Геленджик нарушения п. 1) ч. 1 ст. 33, п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300003718000605).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 октября 2018 г. N ВП-212/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2018