Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей"
в отсутствие <...>, АО "ЕЭТП" (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 29.11.2017 N ИШ/61457/17),
рассмотрев жалобу <...> (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по техническому перевооружению цеха производства кристаллов (реестровый N 2073400000217000047) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в нарушении требований, предъявляемых к содержанию Аукционной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 указанного закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещение и Аукционная документация размещены 31.10.2017. Датой проведения Аукциона определено 04.12.2017.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.11.2017 на участие в процедуре подана одна заявка. Заказчиком принято решение о признании заявки единственного участника соответствующей требованиям Аукционной документации и заключении договора с таким участником.
Как следует из текста жалобы Заявитель указывает, что заказчиком не используется при составлении объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно разделу 8 Аукционной документации торговые наименования материалов следует читать со словами "или эквивалент", так как они приведены для обоснования расчетов. Параметры эквивалентности приведены в таблице "Материалы, используемые Подрядчиком при выполнении работ и требования, предъявляемые к ним".
В таблице N 1 Аукционной документации Заказчиком указаны следующие материалы, используемые подрядчиком при выполнении работ и требования, предъявляемые к ним, в частности:
N |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Общие требования к описанию объекта закупки |
Максимальные значения |
Минимальные значения |
5
|
Уголки стальные Страна происхождения Российская Федерация Товарный знак отсутствует
|
Марка |
Уголок 50х35х3,2 |
|
|
Описание |
стальные гнутые неравнополочные уголки изготовляемые на профилегибочных агрегатах из холоднокатаного и горячекатаного листового проката из стали углеродистой обыкновенного качества |
|
|
||
По точности изготовления: |
обычная |
|
|
||
Ширина полки, мм |
50х35 |
|
|
||
Толщина полки, мм |
|
3,2 |
3,2 |
||
Марка стали |
Ст3пс |
|
|
||
Масса 1 м, кг |
|
2 |
2 |
||
Кривизна углов |
Не превышает 0,1% |
|
|
||
6 |
Уголки стальные Страна происхождения Российская Федерация Товарный знак отсутствует
|
Марка |
Уголок 35х22х2 |
|
|
Описание |
стальные гнутые неравнополочные уголки изготовляемые на профилегибочных агрегатах из холоднокатаного и горячекатаного листового проката из стали углеродистой обыкновенного качества |
|
|
||
По точности изготовления: |
обычная |
|
|
||
Ширина полки, мм |
35х22 |
|
|
||
Толщина полки, мм |
|
2 |
2 |
||
Марка стали |
Ст3пс |
|
|
||
Масса 1 м, кг |
|
0,8 |
0,8 |
||
Кривизна углов |
Не превышает 0,1% |
|
|
||
7 |
Листы стальные просечно-вытяжные Страна происхождения Российская Федерация Товарный знак отсутствует
|
Марка |
ПВ-506 |
|
|
Описание |
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
11 |
Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля Страна происхождения Российская Федерация Товарный знак отсутствует
|
Тип изделия |
отдельные стержни |
|
|
Соответствие нормативной документации |
|
|
|
||
Класс стали |
АIII |
|
|
||
Длина, м |
до 6 |
|
6 |
||
Диаметр, мм |
10 |
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
На заседании Комиссией в соответствии с доводами Заявителя установлено, что
ГОСТ 19771-93 "Уголки стальные гнутые равнополочные. Сортамент" регламентирует выпуск уголков равнополочных и не относится к уголкам неравнополочным с шириной полки 50х35 мм и 35х22 мм.
Также, ГОСТ 19771-93 "Уголки стальные гнутые равнополочные. Сортамент" не регламентирует выпуск листов стальных просечно-вытяжных.
ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия", указанный по позиции N 11, регламентирует выпуск эмали ПФ-115 и никакого отношения к горячекатаной арматурной стали периодического профиля данный стандарт не имеет.
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, по позициям NN 5, 6, 7, 11 таблицы N 1 Аукционной документации допущены технические ошибки в части неверного указания ГОСТов.
По позиции 34 таблицы N 1 Аукционной документации Заказчиком указано следующее:
N |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Общие требования к описанию объекта закупки |
Максимальные значения |
Минимальные значения |
34 |
Огнезащитное покрытие Страна происхождения Российская Федерация |
Объёмная масса, кг/м3 |
не более 1300 |
|
|
Тип, марка |
Firestill |
|
|
||
Группа огнезащитной эффективности по НПБ 236-97 и НПБ 251-98 |
EI 30 (0,5 ч) |
|
|
||
Тип конструкции |
Фольгированный |
|
|
||
Способ нанесения |
Самоклеющаяся основа |
|
|
||
Толщина, мм |
|
5,0 |
6,0 |
Как указывает в жалобе Заявитель, Заказчиком установлено требование к толщине материала "5,0 (столбец "Максимальные значения") 6,0 (столбец "Минимальные значения")" мм., что вводит участников Аукциона в заблуждение и не позволяет сформировать первую часть заявки, указав достоверные сведения относительно данного показателя ввиду невозможно соблюдение одновременно условий "5,0 (столбец "Максимальные значения")" (то есть 5 мм и меньше) и "6,0 (столбец "Минимальные значения")" (то есть 6 мм и больше).
Исходя из письменных пояснений Заказчика следует, что по позиции N 34 указанной выше таблицы допущена техническая ошибка в указании максимального и минимального значений толщины материала.
По позиции 10 таблицы N 1 Аукционной документации Заказчиком указано следующее:
N |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Общие требования к описанию объекта закупки |
Максимальные значения |
Минимальные значения |
|
Эмаль Страна происхождения Российская Федерация Товарный знак отсутствует
|
Марка |
ПФ-115 |
|
|
Метод нанесения |
Распыление; кисть |
|
|
||
Время высыхания каждого слоя эмали при температуре (20_2) °С , ч |
От 22 до 25 |
|
|
||
Расход эмали на однослойное покрытие, г |
100-180 |
|
|
||
Предназначение |
Пригодна для окраски металлических, деревянных и других поверхностей, подвергающихся атмосферным воздействиям, и для окраски внутри помещений |
|
|
||
Внешний вид покрытия |
После высыхания эмаль образовывает гладкую, однородную без расслаивания, оспин, потеков, морщин и посторонних включений поверхность. Бывает небольшая шагрень. |
|
|
Как следует из пункта 14 Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, "от... до..." - означает диапазон значений и включает крайние значения.
Комиссия отмечает, что при установлении Заказчиком в Аукционной документации требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, недопустимо.
Таким образом, на момент подачи заявки потенциальному участнику Аукциона не обязательно иметь в наличии эмаль ПФ-115, в таком случае, значение времени высыхания каждого слоя эмали при температуре (20_2) °С в своей заявке потенциальный участник закупки может указать только исходя из рекомендуемого приложения ГОСТ 6465-76.
Согласно Приложению N 1 (рекомендуемое) ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" эмаль ПФ-115 наносят методом распыления или кистью на сухую, предварительно очищенную от пыли, жировых и других загрязнений, ржавчины, окалины поверхность. Время высыхания каждого слоя эмали при температуре (20 +/- 2) °C - 24 ч.
Как отмечает Заявитель, Заказчиком установлено заведомо завышенное и заведомо заниженное требование к времени высыхания каждого слоя эмали при температуре (20_2) °С "От 22 до 25" ч (включая крайние значения), что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения, противоречащие ГОСТ 6465-76. Более того, исходя из ГОСТ 6465-76, временя высыхания каждого слоя эмали при температуре (20_2) °С имеет конкретное значение, однако участник закупки должен указать в первой части заявки значение данного показателя в виде диапазона.
Комиссия указывает, что в случае установления Заказчиком в Аукционной документации требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным указанным выше стандартом, так и значениям, указанным в документации, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.
Таким образом, Заказчиком установлены некорректные требования к материалах, используемым при выполнении работ, что нарушает пункт 2 часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
Между тем Заявитель заявку на участие в Аукционе не подавал, запрос о разъяснении положений Аукционной документации не направлял (доказательства обратного Комиссии не представлено), на заседание Комиссии не явился, доказательств нарушения своих прав и законных интересов не представил.
Кроме того, Заказчик на заседании Комиссии сообщил, что у Заявителя отсутствует СРО.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на права и законные интересы Заявителя.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 декабря 2017 г. N 1-00-2541/77-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.01.2018