Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_> - руководителя управления, председателя Комиссии,
<_>- заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии;
<_>- главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
в присутствии:
-представителей Государственного казенного учреждения Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 12.01.2018 N 47), <_> (доверенность от 17.01.2018 N 51), <_> (доверенность от 17.01.2018 N 52),
- представителей ООО "Энергостандарт" (далее - Общество) - <_> (доверенность от 17.01.2018 N 3), <_> (доверенность от 17.01.2018 N 2),
рассмотрев обращение Государственного казенного учреждения Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (вх. от 26.12.2017 N 7683) о включении сведений об ООО "Энергостандарт" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением контракта от 13.06.2017 N Ф.2017.201532, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания пожарного депо по адресу: Республика Бурятия, Закаменский район, г.Закаменск, ул.Селецкого,64 для нужд ГПС РБ, номер извещения -0102200001617001736 (далее - Аукцион), в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.06.2017 N Ф.2017.201532 (реестровый номер контракта - 2032602414117000170) с ООО "Энергостандарт", в связи с ненадлежащим исполнением контракта. Генподрядчик в срок до 25.09.2017 принял на себя обязательство на выполнение работ по капитальному ремонту здания пожарного депо для нужд ОГПС РБ, но в установленный срок работы не были выполнены в полном объеме. Актом проверки результатов выполненных работ от 26.10.2017 было установлено, что контракт выполнен не в полном объеме, так отсутствуют откосы на оконных проемах, не установлено сантехническое оборудование в помещениях санузла и душевой комнаты, система вентиляции, электроосвещение, электрооборудование, кабельное оборудование не опробованы и не прошли испытания перед сдачей и т.д.
В соответствии с экспертным заключением от 26.10.2017 N 10/17 стоимость фактически выполненных ремонтных работ по состоянию на 26.10.2017 составила - 9 236 999,00 рублей.
В соответствии с экспертным заключением от 21.11.2017 N 11/17 стоимость фактически выполненных ремонтных работ по состоянию на 21.11.2017 составила - 1 008 551,40 рублей.
Итого стоимость фактически выполненных работ согласно экспертным заключениям составила 10 245 550,40 рублей.
30.11.2017 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение об одностороннем расторжении контракта было размещено в Единой информационной системе, также направлено заказным письмом с уведомлением в адрес поставщика и посредством телефонной связи.
На основании изложенного просят включить ООО "Энергостандарт" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители ООО "Энергостандарт" на заседании Комиссии Бурятского УФАС России пояснили, что Общество своевременно приступило к исполнению контракта, работы были исполнены в срок до 25.09.2017 года, по результатам выполнения работ Заказчику было направлено уведомление о выполнении работ на полную стоимость контракта - 11 629 988,00 рублей.
Заказчик оплатил за стоимость выполненных работ частично (10 245 550,40 рублей), основываясь на экспертном заключении от 26.10.2017 и от 21.11.2017 года.
22.11.2017 в адрес Заказчика были направлены возражения по невыполнению работ в установленных срок, а также с результатами экспертного заключения.
Общество не согласно с экспертным заключением, поскольку в нем содержатся ссылки на смету 019-РД-СМ, которая отсутствовала в составе документации об аукционе, также пояснили, что указанные в Акте проверки результатов исполнения контракта от 26.10.2017 недочеты (такие как отсутствие откосов на оконных проемах, не установка сантехнического оборудования в помещениях санузла и душевой комнаты, не убран мусор и грунт на дворовой территории) не были предусмотрены в составе работ в документации о торгах.
Общество также обратилось за проведением экспертизы для проведения проверки предоставленных результатов работ, по результатам которой сумма не выполненных Обществом работ составила около ста тысяч рублей.
28.11.2017 от Заказчика была получена претензия об уплате неустойки за нарушение срока выполнения работ в размере 55 278,05 рублей, которая была оплачена.
Полагают, что Общество выполнило условия контракта, оплатило неустойку за нарушение срока выполнения работ, недочеты были устранены Обществом в период действия контракта. Просят не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев документы, представленные Заказчиком и Обществом, проведя в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
На заседании комиссии представители ООО "Энергостандарт" заявили ходатайство о переносе рассмотрения обращения Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с необходимостью подготовки аргументов в свою защиту.
Комиссия Бурятского УФАС России ходатайство не удовлетворило по следующим основаниям:
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пунктом 11 Постановления N 1062 информация и документы о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителей), поступившие в территориальный орган ФАС России, подлежат рассмотрению (проверке) в течение десяти рабочих дней с даты поступления таких документов и информации.
Обращение Заказчика поступило 26.12.2017 (вх. N 7683) и рассмотрение обращения было назначено на 17.01.2018 года (десятый рабочий день). Уведомление о месте и времени рассмотрения обращения было выслано в адрес Общества 28.12.2017 (исх N 04-56/5805).
Поскольку обращение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков, подлежит рассмотрению в течение десяти рабочих дней, то возможности отложить данное рассмотрение у Комиссии Бурятского УФАС России не имеется.
Заказчиком был представлен оригинал экспертного заключения, представленный ООО "Энергостандарт" в их адрес, исходя из которого стоимость не выполненных работ составила около 100 тысяч рублей.
28.04.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона, номер извещения - 0102200001617001736. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 994 400,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов на участие в аукционе от 19.07.2017 N 0102200001617002800/2 победителем признано ООО "Энергостандарт", ценовое предложение - 11 629 988,00 рублей.
Реестровый номер контракта - 2032602414117000170.
Дата заключения - 13.06.2017 г.
Срок исполнения контракта - со дня подписания государственного контракта до 25.09.2017 (пункт 3.2 контракта).
Срок действия контракта - контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до 30.11.2017 (пункт 12.1 контракта).
30.11.2017 - в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе и пунктом 12.2 контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
Заказчиком соблюдены требования установленные частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе.
01.12.2017 решение об одностороннем отказе было размещено на официальном сайте, направлено исполнителю заказным письмом с уведомлением о вручении, а также посредством телефонного уведомления.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления решения об одностороннем расторжении - 11.12.2017 решение вручено.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 11.12.2017 года.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления исполнителя им не было устранено нарушение условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем расторжении.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение Заказчика от 30.11.2017 об одностороннем отказе от заключения контракта вступило в силу - 22.12.2017 года.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.
Односторонне расторжение контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о размещении заказов одним из двух оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в аукционах, Комиссия антимонопольного органа должна установить факт недобросовестности и вины участника заказа.
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО "Энергостандарт", выраженного в умышленном не исполнении контракта в установленные сроки.
Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Общества, а также представленными документами.
Так согласно экспертным заключениям Заказчика объем выполненных работ составил 88%, в то время как согласно экспертным заключениям Общества объем выполненных работ составил - 99%. Экспертные заключения, представленные Обществом и Заказчиком, содержат противоречивые сведения, оценить несоответствия Комиссия Бурятского УФАС России не правомочна. Также заказчиком не представлено доказательств обратного, на довод Общества, что указанные в Акте проверки результатов исполнения контракта от 26.10.2017 недочеты (такие как отсутствие откосов на оконных проемах, не установка сантехнического оборудования в помещениях санузла и душевой комнаты, не убран мусор и грунт на дворовой территории) не были предусмотрены в составе работ в документации о торгах.
Принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО "Энергостандарт" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является явно несоразмерным характеру допущенного Обществом нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Бурятского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Энергостандарт" (ИНН - 0323365312, КПП - 032301001, адрес (место нахождения): 670031, г.Улан-Удэ, ул.Бийская,87-27) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 17 января 2018 г. N рнп-03/2-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.01.2018