Резолютивная часть решения оглашена: 03.07.2017
Решение изготовлено в полном объеме: 07.07.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Овезбердыева А.А.
Гайнидинова К.Н. |
- Врио заместителя руководителя, председателя Комиссии, - главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных рынков и рекламы, члена Комиссии; |
Сваловой Ю.А.
Евлампиева А.В. |
- государственного инспектора отдела контроля товарных рынков и рекламы, члена Комиссии; -специалиста-эксперта отдела контроля инфраструктурных рынков и энергетики, члена Комиссии, |
|
|
рассмотрев дело N 10-02-Р/17 по признакам нарушения п. 4 ч. 2, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в осуществлении рекламной деятельности по привлечению заказчиков ритуальных услуг на интернет-сайте www.rityal.pro посредством наименования и адреса местонахождения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - СПб ГБУЗ "БСМЭ" или Заявитель), являющегося самостоятельным юридическим лицом,
в присутствии представителя по доверенности СПб ГБУЗ "БСМЭ" <...>, представителя по доверенности Общества с ограниченной ответственностью "Похоронный дом N 1" (далее - ООО "Похоронный дом N 1") <...>, представителя по доверенности Муниципального предприятия "Ритуальные услуги" Всеволожского района Ленинградской области (далее - МП "Ритуальные услуги") <...>.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области из Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу поступило обращение директора СПб ГБУЗ "БСМЭ" Котлярова А.А. (вх. N 1715 от 07.03.2017) о возможном нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившемся в осуществлении рекламной деятельности по привлечению заказчиков ритуальных услуг на интернет-сайте www.rityal.pro посредством наименования и адреса местонахождения Заявителя, выдаваемой по запросу в поисковой системе "Яндекс".
Указанная информация вводит в заблуждение потребителей по следующим основаниям:
- договор с ООО "Яндекс" или иными лицами на размещение в поисковой системе "Яндекс" рекламной информации об оказываемых услугах или о возможности оказания ритуальных услуг ООО "Похоронный дом N 1" и МП "Ритуальные услуги" по адресу Заявителя не заключался;
- платные ритуальные услуги и реализацию ритуальных товаров Заявитель никогда не осуществлял;
- номер телефона (812) 425-35-01 никогда не принадлежал и не использовался Заявителем;
- на момент размещения информации и по настоящее время ООО "Похоронный дом N 1" и МП "Ритуальные услуги" не имеет законных оснований осуществлять на территории Заявителя предпринимательскую деятельность, оказывать ритуальные услуги и торговать ритуальной продукцией;
- Заявитель не является администратором, данного интернет-сайта www.rityal.pro .
В соответствии с разъяснениями ФАС России (Письмо ФАС России от 28.08.2015 N АК/45828/15 "О рекламе в сети "Интернет") в случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.
Согласно письма того же письма, при выявлении признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудники антимонопольных органов для целей дальнейшего применения административного воздействия вправе зафиксировать факт выявления рекламы, содержащей признаки нарушения Закона о рекламе, любыми способами. Для этих целей может быть составлен акт осмотра сайта, по аналогии с осмотром сайта нотариусом, либо могут быть сделаны принт-скрины страниц сайта. Кроме того, могут быть использованы результаты поиска в архиве Интернета (https://archive.org/web/).
При этом данные доказательства подлежат оценке при рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и дел об административных правонарушениях, в том числе с учетом иных имеющихся доказательств по делу.
28.03.2017 года сотрудниками отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России был произведен осмотр и составлен Акт осмотра N 02/20 Интернет-сайта www.rityal.pro в котором описан процесс последовательного перехода на страницы сайта, и при необходимости фиксации их содержимого, выводились на печать и приобщались к Акту в виде приложений.
Представители ООО "Похоронный дом N 1" и МП "Ритуальный услуги" заранее о факте производства, месте и времени осмотра Интернет-сайта не уведомлялись, что обусловлено требованием недопущения внесения изменений в информацию, размещенной на интернет-сайте на момент осмотра, с целью выявления подтверждения фактов нарушения рекламного законодательства изложенных в заявлении. Кроме того, на дату осмотра сайта Ленинградское УФАС России не располагало сведениями о собственнике сайта или администраторе доменного имени www.rityal.pro.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Понятие "посетитель сайта" не имеет своего определения, в понимании случайного посещения (осмотра) сайта, по рекламной ссылке и целенаправленного открытия сайта (наличие аккаунта, странички, блога), с целью постоянного ознакомления с информацией.
При запросе в поисковой системе "Яндекс" словосочетания "морг на Екатерининском проспекте дом 10", являющегося учреждением Заявителя, на первой странице выходит строка с ссылкой сайт www.rityal.pro.
Так как поисковая система учитывают множество внутренних и внешних параметров сайта при вычислении его релевантности (степень соответствия выдачи поисковых результатов ожиданиям пользователя, обратившегося с данным поисковым запросом), плотность ключевых слов в котором ключевое слово встречается слишком часто, чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него с поисковых систем.
В основе внешних критериев релевантности лежит принцип цитируемости или ссылочной популярности. Данный фактор подразумевает то, что релевантность сайта может определяться его популярностью в сети Интернет, то есть количеством других ресурсов, ссылающихся на рассматриваемую страницу. Чем выше их число, тем больше авторитетный вес сайта, а, следовательно, изложенная на нём информация является более качественной.
Интернет-сайт www.rityal.pro построен таким образом, что при поиске справочной информации о государственных учреждениях здравоохранения таких как СПб ГБУЗ "БСМЭ" в том числе моргах и кладбищах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, потенциальные потребители ритуальных услуг вводят в поисковую систему соответствующие (наиболее часто запрашиваемые) слова, такие как "морг на Екатерининском проспекте дом 10", "кладбище" и т.д. В следствии чего, интернет-сайт www.rityal.pro отображается в числе первых в поисковой системе "Яндекс". При переходе на указанный сайт вместе со справочной информацией о СПб ГБУЗ "БСМЭ" отображается коммерческая информация рекламного характера об услугах, оказываемых ООО "Похоронный дом N 1", что вводит в заблуждение потребителей.
Таким образом, информация о ООО "Похоронный дом N 1" направлена не только на лиц, осуществлявших соответствующий запрос, такой как "морг на Екатерининском проспекте дом 10", но и на иных (не заинтересованных в получении информации о ООО "Похоронный дом N 1" лиц), т.е. направлена на неопределенный круг лиц, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе, является рекламой.
При переходе на указанный сайт отображается информация не соответствующая действительности, а именно в разделе "полезная информация", под данными о СПб ГБУЗ "БСМЭ" отображается номер телефона (812) 425-35-01, используемый ООО "Похоронный дом N 1". Далее идут подразделы с расценками на похоронные услуги оказываемые обществом, такие как традиционные похороны, кремация, ритуальная продукция при переходе по которым отображается коммерческая деятельность организации, что вводит в заблуждение потребителей. Данные факты подтверждены указанным выше актом осмотра.
Согласно акту осмотра интернет-сайта от 20.06.2017 N 02/25 в разделе "полезная информация" в правом вернем углу отображается телефон СПб ГБУЗ "БСМЭ" +7 (812) 544-17-17 ниже идут две ссылки "похороны" и "кремация" (Приложение N 1) при переходе по которым открывается прейскурант цен на данные услуги, оказываемые ООО "Похоронный дом N 1" (Приложение N 2), что также вводит в заблуждение потребителей.
Поскольку платные ритуальные услуги и реализацию ритуальных товаров СПб ГБУЗ "БСМЭ" никогда не осуществлял, а номер телефона (812) 425-35-01 никогда не принадлежал и не использовался Заявителем, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе, так как не допускается реклама, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, реклама ООО "Похоронный дом N 1" на сайте www.rityal.pro размещена с нарушением действующего законодательства.
В рамках расследования Ленинградским УФАС России был направлен запрос в ООО "Яндекс" о предоставлении сведений о размещении на сайте www.rityal.pro ссылки на СПб ГБУЗ "БСМЭ" с перечнем оказания платных услуг ООО "Похоронный дом N 1".
В результате полученного ответа установлено, что ООО "Яндекс" не является администратором (владельцем) сайта www.rityal.pro и не имеет правовых оснований и технической возможности контролировать его содержание, доменное имя, равно как размещать или прекращать размещение информации на указанном сайте.
Также ООО "Яндекс" не заключал договор оказания возмездных услуг с ООО "Похоронный дом N 1".
Ленинградским УФАС России был направлен запрос в Управление Федеральной по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу о предоставлении информации о владельце сайта www.rityal.pro.
Согласно полученного ответа регистратором доменного имени "www.rityal.pro" является АО "Региональный Сетевой Информационный Центр" (далее - АО "РСИЦ").
Из запроса Ленинградского УФАС России в АО "РСИЦ" о предоставлении информации в рамках расследуемого дела, установлено, что администратором домена второго уровня rityal.pro является учредитель и генеральный директор ООО "Похоронный дом N 1" <...>(паспортные данные: <...>).
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Определением Ленинградского УФАС России от 07.06.2017 N О/02/53 возбуждено дело N10-02-Р/17по признакам нарушения п. 4 ч. 2, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
В связи с тем, что Ленинградским УФАС России у ООО "Похоронный дом N 1" и МП "Ритуальные услуги" были запрошены необходимые для рассмотрения обращения документы и информация, а в своем ответе на запрос ООО "Похоронный дом N 1" и МП "Ритуальный услуги" не предоставили в полном объеме запрошенные сведения, определением Ленинградского УФАС России от 20.06.2017 N О/02/59, заседание Комиссии перенесено на 03.07.2017.
Согласно письменных пояснений (вх. 5817 от 03.07.2017) ООО "Похоронный дом N 1", представленных на заседание Комиссии, номер телефона (812) 425-35-01, используемый ООО "Похоронный дом N 1", принадлежит Эльсалиевой Елене Андреевне.
Намерения создания у посетителей сайта мнения о том, что указанный телефон принадлежит СПб ГБУЗ "БСМЭ", ни у Эльсалиевой Е.А., ни у ООО "Похоронный дом N 1" не имелось. Возникшая ситуация связана с неправильным техническим размещением материала на сайте IT-специалистами.
В ходе рассмотрения дела Ленинградским УФАС России установлено, что гражданско-правовые отношения между ООО "Похоронный дом N 1" и МП "Ритуальные услуги" на размещение на сайте www.rityal.pro информации о МП "Ритуальные услуги" отсутствуют.
От МП "Ритуальный услуги" поступило ходатайство о прекращении дела с связи с отсутствием состава правонарушения.
Комиссией в ходе рассмотрения дела, нарушений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в действиях МП "Ритуальные услуги" не выявлено.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно полученным ответам, собственником сайта www.rityal.pro является учредитель и генеральный директор ООО "Похоронный дом N 1" <...>.
Таким образом, рекламодателем информации рекламного характера на сайте www.rityal.pro является ООО "Похоронный дом N 1" а рекламопроизводителем <...>.
На основании части 6 статьи 38, рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Комиссией Ленинградского УФАС России нарушений пункта 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе в действиях ООО "Похоронный дом N 1" не выявлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508,
РЕШИЛА:
Признать в действиях ООО "Похоронный дом N 1" нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в размещении на сайте www.rityal.pro информации о Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" с рекламой о ООО "Похоронный дом N 1", вводящей в заблуждение потребителей, как рекламодателя;
Признать в действиях <...> нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в размещении на сайте www.rityal.pro информации о Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" с рекламой о ООО "Похоронный дом N 1", вводящей в заблуждение потребителей, как рекламопроизводителя;
Выдать ООО "Похоронный дом N 1" предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе;
Выдать Эльсалиевой Елены Андреевны предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе;
Передать материалы уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Похоронный дом N 1";
Передать материалы уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <...>.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 37 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Председатель Комиссии А.А. Овезбердыев
Члены Комиссии: К.Н. Гайнидинов
Ю.А. Свалова
А.В. Евлампиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 3 июля 2017 г. N 10-02-Р/17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.07.2017