Резолютивная часть решения оглашена 19.02.2018
В полном объеме решение изготовлено 22.02.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
*** |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
*** |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
*** |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Уралинвест", в присутствии:
- представителя Администрации Карабашского городского округа Беспаловой Е.В., действующего на основании доверенности N 24 от 09.01.2018,
- члена аукционной комиссии Наумовой И.И, личность удостоверена на основании служебного удостоверения,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 12.02.2018 поступила жалоба ООО "Уралинвест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на разработку комплексной схемы организации дорожного движения Карабашского городского округа (извещение N 0169300040518000009) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 05.02.2018 Администрация Карабашского городского округа объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта -700 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 13.02.2018 в 23:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Уралинвест" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что в документации о закупке содержится необъективное описание предмета закупки, а именно: в техническом задании указан состав работ, которые относятся к работам по разработке проекта организации дорожного движения, а не схемы, как указано в наименовании предмета закупки. Указанные действия заказчика противоречат Приказу Минтранса России от 17.03.2015 N 43.
Представители заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и устно указали следующее.
В документации о закупке указано на необходимость разработки комплексной схемы организации дорожного движения, а также указан состав работ и перечень мероприятий в соответствии с Приказом Минтранса России от 17.03.2015 N 43.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из извещения и пункта 7 информационной карты документации о закупке предметом закупки является разработка комплексной схемы организации дорожного движения Карабашского городского округа согласно техническому заданию документации об аукционе.
В техническом задании содержатся развернутые требования к порядку выполнения работ, в том числе основные цели, задачи и состав работ, требования к нормативно-технической документации, а также требования к содержанию и форме материалов, подлежащих передаче исполнителем заказчику по результатам выполнения работ.
Так, согласно пункту 7 технического задания работы должны выполняться в соответствии с Приказом Минтранса России от 17.03.2015 N 43 "Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения" (далее - Приказ N 43).
В соответствии с пунктом 12 раздела 2 Приказа N 43 комплексная схема организации дорожного движения (далее - КСОДД) должна содержать информацию в текстовом и графическом форматах, включающую:
- характеристику сложившейся ситуации по ОДД на территории, в отношении которой осуществляется разработка КСОДД;
- принципиальные предложения и решения по основным мероприятиям ОДД (варианты проектирования);
- укрупненную оценку предлагаемых вариантов проектирования с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта;
- мероприятия по ОДД для предлагаемого к реализации варианта проектирования;
- очередность реализации мероприятий;
- оценку требуемых объемов финансирования и эффективности мероприятий по ОДД;
- предложения по институциональным преобразованиям, совершенствованию нормативного правового и информационного обеспечения деятельности в сфере ОДД.
При этом, в пунктах 13-19 раздела 2 Приказа N 43 раскрыты требования к результатам работ по каждому мероприятию, указанному в пункте 12 данного Приказа.
Так, в подпунктах 1-4 пункта 8 технического задания содержатся следующие результаты к отчету о выполнении работ:
- результаты натуральных обследований и оценка существующих параметров дорожной сети и схемы организации дорожного движения;
- результаты анализа статистики аварийности с выявлением причин возникновения дорожно-транспортных происшествий;
- результаты анализа парковочного пространства на территории муниципального образования;
- оценка уровня транспортной доступности территории с учетом транспортных корреспонденций с другими муниципальными образованиями и территориями Челябинской области;
Данные требования к отчету соответствуют мероприятиям, указанным в пункте 13 раздела 2 Приказа N 43.
Результаты работ, указанные в пунктах 5-6 пункта 8 технического задания, а именно: результаты моделирования на макроуровне, включающие: картограммы распределения загрузки на улично-дорожной сети в пиковый период, картограммы распределения интенсивности транспортных потоков на улично-дорожной сети в пиковый период, картограмму распределения выбросов вредных веществ по улично-дорожной сети в пиковый период, результаты имитационного моделирования на микроуровне картограммы интенсивности транспортных потоков в узлах содержатся в пункте 15 раздела 2 Приказа N 43.
В подпунктах 6,7 пункта 8 технического задания содержатся требования к необходимости разработки программы взаимоувязанных мероприятий по развитию транспортной системы и оптимизации схемы организации дорожного движения, включая мероприятия по оптимизации парковочного пространства, на территории Кыштымского городского округа с укрупненной оценкой стоимости и результатов реализации программы в форме приложения к отчету, а также графических материалов, что соотносится с требованиями, указанными в пункте 16 раздела 2 Приказа N 43.
Таким образом, как следует из комплексного анализа пункта 8 технического задания, в котором отражены требования к результатам работ по разработке КСОДД, положения Приказа N 43, а также пояснений заказчика, заказчику требуется разработать комплексную схему организации дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем, заявителем не представлено обоснование того, какие именно работы, указанные в техническом задании, относятся к работам по составлению проекта организации дорожного движения в соответствии с разделом 3 Приказа N 43, что не позволяет сделать вывод об обоснованности доводов заявителя.
Кроме того, согласно пункту 20 раздела 3 Приказа N 43 проект организации дорожного движения разрабатывается:
- на период эксплуатации дорог или их участков;
- на период введения временных ограничений или прекращении движения транспортных средств и пешеходов по дорогам;
- для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.
Вместе с тем, из документации о закупке не следует, что КСОДД разрабатывается в целях, указанных в пункте 20 раздела 3 Приказа N 43, тогда как в пункте 5 технического задания установлено, что целью проекта является разработка программы мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности улично-дорожной сети Карабашского городского округа, предупреждения заторных ситуаций с учетом изменения транспортных потребностей города, снижения аварийности и негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
На основании изложенного, антимонопольный орган не усматривает нарушения в действиях заказчика, связанные с описанием объекта закупки, в том числе принимая внимание, что доводы жалобы документально не подтверждены.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042) предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 5 Постановления N 1042 в проекте контракта не установлены штрафные санкции на подрядчика в случае заключения контракта с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
Вместе с тем, учитывая, что по результатам закупки снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 30%, то есть аукцион не проводился за право заключения контракта, то антимонопольный орган принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Уралинвест" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 5 Постановления N 1042.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 февраля 2018 г. N 57-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.02.2018