Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Волгоградской области Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев протокол и материалы дела N 18-03-14.3-02/77 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "Легкий день" (ОГРН 1023404969433 ИНН/КПП 3436008130/343601001, адрес: 403892, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Базарова, д. 101) по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),
в отсутствие представителя ООО "Легкий день" (поступило ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя),
УСТАНОВИЛ:
28 февраля 2018 г. заместителем начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы Волгоградского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Легкий день", где было установлено следующее.
В Волгоградское УФАС России поступили материалы из Камышинской городской прокуратуры, содержащие обращение физических лиц (вх.N 6683 от 17.07.2017), а также аналогичное обращение этих же физических лиц (вх.N 6876 от 24.07.2017) с жалобой на нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе рекламного путем распространения рекламы приложения такси "ГОСТ" следующего содержания: "Скачай приложение "такси ГОСТ" 8-958-545-55-55 фиксированная стоимость поездки без счетчика известна сразу от 30 рублей 8 (84457) 9-55-55 Цены указаны на 25.04.2017".
Заявителями было указано, что данная диспетчерская служба незаконно позиционирует и рекламирует себя как такси, а именно сотрудничает с нелегальными таксистами, у которых отсутствует разрешение на осуществление перевозок легковым такси. Заявитель также указал, что данная реклама распространялась путем размещения наружной рекламы на входных дверях гипермаркета "Магнит", расположенного по адресу г. Камышин, ул. 5 мкр., д. 48Б, путем распространения визиток и уведомлений по почтовым ящикам города Камышин, расклейки листовок на подъездах домов, путем размещения рекламы в печатном издании газеты объявлений Камышин "Легкий День", на радио Европа плюс, на сайте компании https://taxigost.com/kamishin. Также заявитель приложил скриншоты экрана мобильного телефона с работающим приложением "Заказ такси Гост" с номерами машин, обслуживающих заказ, у которых, по его мнению, отсутствуют разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
Специалистами Волгоградского УФАС России был проведен осмотр сайта (http://uad.volgograd.ru/current-activity/services/taksi/reestr-taxi-2/ - реестр выданных комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси), который подтвердил сведения, указанные заявителями. У перевозчиков такси "ГОСТ", указанных заявителями, отсутствуют разрешения на осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси.
В ходе рассмотрения заявления было установлено, что рекламораспространителем, в том числе, является ООО "Легкий день" (ОГРН 1023404969433, ИНН/КПП 3436008130/343601001, адрес: 403892, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Базарова, д. 101) (на основании счет на оплату услуг ООО "Легкий День" N 330 от 27.04.2017 ИП Сотовым С.Н.).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая в данном деле информация является, рекламой, т.к.:
- информация распространена посредством размещения на наружных рекламных конструкциях, в сети интернет, на радио, в газете, путем распространения листовок;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке (приложение такси "ГОСТ и услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси "ГОСТ").
Объектом рекламирования выступают - услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси "ГОСТ", приложение такси "ГОСТ" для заказов такси.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая не соответствует действительности о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара
Согласно п. 7 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
По данному факту определением от 18.09.2017 года Волгоградским УФАС России в отношении ИП Вечканова М.А., ИП Сотова С.Н., ООО "Легкий день", АО "Тандер" было возбуждено производство по делу N 17-03-7-02/536 (см. также письмо ФАС России исх. N АК/82896/17 от 28.11.2017 о наделении полномочиями Волгоградское УФАС России по рассмотрению данного дела).
Одним из рекламораспространителей рассматриваемой рекламы является ООО ООО "Легкий день" (ОГРН 1023404969433, ИНН/КПП 3436008130/343601001, адрес: 403892, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Базарова, д. 101)
ООО "Легкий день" были представлены запрашиваемые документы, а также письменные объяснения, в которых указывалось, что рекламодателем рассматриваемой рекламы в газете является ИП Сотов С.Н., который представил макет рекламы в адрес газеты "Легкий день" по электронной почте. Период размещения рекламы был определен с 05.04.2017 по 30.06.2017. Также Общество считает, что объектом рекламирования является "Приложение "Такси ГОСТ" - программное обеспечение для мобильных устройств, а не услуги по перевозке. Цель информации о стоимости поездки - от 30 рублей - сориентировать потребителей рекламы в ценовой категории приложения, убедить в выгодности установки и пользования приложением. Номер телефона, размещенный в рекламе, является номером диспетчерской службы, в рекламе не указано, что по данному номеру можно вызвать такси. Также в объяснениях указывается на то, что деятельность диспетчерских служб не подлежит лицензированию.
В ходе рассмотрения дела N 17-03-7-02/536 не подтвердились признаки нарушения п. 2 ч. 3 ст.5 Закона о рекламе.
Согласно п. 7 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Как указал Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд в постановлении от 29.07.2016 N 12АП-6577/2016 по делу N А06-602/2016, потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой в его понимании необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель, не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.
Текст рекламы "фиксированная стоимость поездки без счетчика известна сразу от 30 рублей 8 (84457) 9-55-55 Цены указаны на 25.04.2017" доводит до потребителя информацию именно об оказании услуг "такси" (услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси), а не о том, что диспетчерское приложение такси "ГОСТ" осуществляет работу в тестовом режиме, где можно "поиграть" (см. объяснения ИП Вечканова М.А. в рамках дела N 17-03-7-02/536).
Кроме того, факт рекламирования именно услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси подтверждается тем, что на радио первоначально распространялись объявления о наборе водителей в такси "ГОСТ", что опровергает довод ИП Вечканова М.А. о том, фактически перевозки пассажиров не осуществлялись и не планировались.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Волгоградской области уполномоченным органом исполнительной власти является Комитет транспорта и дорожного хозяйства по Волгоградской области.
Данный Комитет на своем сайте uad.volgograd.ru размещает Реестр выданных Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
Осмотр сайта (http://uad.volgograd.ru/current-activity/services/taksi/reestr-taxi-2/) подтвердил сведения, указанные заявителями. У перевозчиков такси "ГОСТ" отсутствуют разрешения.
Таким образом, факт отсутствия разрешений на осуществления деятельности у перевозчиков такси "ГОСТ" подтвердился.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение п. 7 ст. 7 Закона о рекламе.
По результатам рассмотрения дела N 17-03-7-02/536 реклама такси "ГОСТ" следующего содержания:"Скачай приложение "такси ГОСТ" 8-958-545-55-55 фиксированная стоимость поездки без счетчика известна сразу от 30 рублей 8 (84457) 9-55-55 Цены указаны на 25.04.2017".", распространяемая в период с 05.04.207 по 30.06.2017 в печатном издании ООО "Легкий день" была признана ненадлежащей, нарушающей требования п. 7 ст. 7 Закона о рекламе.
Для составления протокола в адрес ООО "Легкий день" (ОГРН 1023404969433 ИНН/КПП 3436008130/343601001, адрес: 403892, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Базарова, д. 101) направлено уведомление о составлении протокола (исх. N 02-17/626 от 06.02.2018, получено 10.02.2018).
На составление протокола представитель ООО "Легкий день" не явился, поступило ходатайство о составлении протокола в его отсутствие (вх. N 1236 от 16.02.2018).
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела N 18-03-14.3-02/77 (на 14.03.2018 г. в 11 часов 00 минут) было направлено 28.02.2018 года в адрес ООО "Легкий день" (исх. N 02-17/1142; почтовый идентификатор 40000516237516, получено 03.02.2018).
От ООО "Легкий день" поступило ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие представителя.
Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Легкий день" является рекламораспространителем указанной рекламы.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение п. 7 ст. 7 Закона о рекламе.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В действиях ООО "Легкий день" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ - нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе, а именно распространение ООО "Легкий день" в печатном издании "Легкий день" рекламы с нарушением п. 7 ч. 7 Закона о рекламе в период с 05.04.2017 по 30.06.2017.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы, а также регламентированный порядок осуществления предпринимательской деятельности.
Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы, нарушающей требования законодательства о рекламе.
Субъектом правонарушения является ООО "Легкий день", выступивший в качестве рекламораспространителя ненадлежащей рекламы.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ООО "Легкий день" имелась возможность для соблюдения в своей деятельности правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С 04.07.2016 вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, связанные с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 1 статьи 4.1.1 "Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением" (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ) установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Согласно реестру субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы https://mrsp.nalog.ru/search.html ООО "Легкий день" является малым предприятием, что подтверждается выпиской из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства N ЮЭ9965-18-3114227.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применяется при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, в т.ч. ст. 14.3 КоАП при наличии обстоятельств, установленных частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 3.4. "Предупреждение" установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как указано в п. 19.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Должностным лицом при рассмотрении дела установлены обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (правонарушение совершено впервые, угрозы вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба в результате совершенного правонарушения нет).
Должностное лицо, рассматривающее дело, в данном случае усматривает основания для применения ст.4.1.1. КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, 24.5, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО "Легкий день" (ОГРН 1023404969433 ИНН/КПП 3436008130/343601001, адрес: 403892, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Базарова, д. 101) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
На основании статьи 4.1.1 КоАП РФ заменить административный штраф на предупреждение.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
На основании статьи 30.3 КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1. КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 14 марта 2018 г. N 18-03-14.3-02/77
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.03.2018