Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 03-17/02-2018, возбужденного в отношении садоводческого некоммерческого товарищества "Университет" (ОГРН: 1021001118335; ИНН: 1020006362; дата регистрации: 28.11.1975; место нахождения: 185000, РК, Прионежский р - он, д. Машезеро; председатель Е.И. Аликин (ИНН: 100106478696); далее - СНТ "Университет") по факту нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела
УСТАНОВИЛ:
22.12.2017 в Управление поступило заявление председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества "Теплосеть" <...> (далее также заявитель, СНТ "Теплосеть") с жалобой на действия СНТ "Университет", выразившиеся в нарушении законным владельцем объекта электросетевого хозяйства Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Обращение в Карельское УФАС России вызвано тем, что СНТ "Университет" планирует прекратить энергоснабжение жилых домов, расположенных на территории СНТ "Теплосеть".
Заявитель просит привлечь виновное лицо к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Из заявления и приложенных к нему документов следует, что между СНТ "Теплосеть" и СНТ "Университет" был заключен транзитный договор купли - продажи электрической энергии от 01.09.2012 (далее - договор). Пунктом 7.1 договора определен срок его действия до 31.12.2014, с возможностью его продления в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
12.06.2017 СНТ "Университет" уведомило СНТ "Теплосеть" о прекращении с 01.01.2018 действия данного договора.
Кроме того, в заявлении указано, что 14.12.2017 председатель СНТ "Университет" <...> сообщил по телефону о предстоящем отключении СНТ "Теплосеть" от линии энергоснабжения и прекращении подачи электроэнергии с 30.12.2017.
Заявитель также указал, что электроустановки СНТ "Теплосеть" опосредованно через электрические сети СНТ "Университет" присоединены к сетям публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК"). Осуществляется фактическая передача электроэнергии в СНТ "Теплосеть", что подтверждает факт технологического присоединения.
К заявлению приложены письма ПАО "МРСК" в адрес председателя СНТ "Теплосеть" <...>. Так, письмами от 15.09.2017 N МР2/3/135-2803, 27.09.2017 N МР2/3/003/7908 и 12.12.2017 N МР2/3/135-14/10310 ПАО "МРСК" в ответ на обращения председателя СНТ "Теплосеть" <...> сообщало о том, что объект СНТ "Теплосеть" уже присоединен ранее и не требует повторного технологического присоединения.
Отвечая на запрос Карельского УФАС России ПАО "МРСК" в письме от 10.01.2018 N МР2/3/119-07/62 (вх. от 12.01.2018 N 98) сообщило, что СНТ "Теплосеть" обращалось в сетевую организацию с просьбой о его подключении напрямую к трансформатору ПАО "МРСК" в связи с получением уведомления от СНТ "Университет", а также о выдаче технических условий и осуществлении технологического присоединения.
В ответ на указанные выше обращения ПАО "МРСК" разъяснило СНТ "Теплосеть", которое образовано 06.05.1969, что электроснабжение последнего осуществляется через электрические сети 0,4 кВ, принадлежащие СНТ "Университет", которое образовано 28.11.1975. Фактическое присоединение к электрической сети и сложившиеся отношения по электроснабжению СНТ "Теплосеть" подтверждаются актом разграничения балансовой принадлежности от 30.05.2007 между ПАО "МРСК" и СНТ "Университет" к договору энергоснабжения от 12.01.1999 N 938, однолинейной схемой электроснабжения СНТ "Университет" к указанному договору, где в качестве субабонента указано товарищество, действующим с 01.09.2012.
Необходимо отметить, что в представленной однолинейной схеме электроснабжения СНТ "Университет" в качестве субабонента указано СТ "Объединенных котельных".
По результатам рассмотрения заявления определением от 22.01.2018 "О возбуждении дела N 03-17/02-2018 об административном правонарушении и проведении административного расследования" в отношении СНТ "Университет" было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
Согласно сведениям с сайта Почты России - www.pochta.ru почтовые отправления председателем правления СНТ "Университет" <...> и представителем по доверенности в интересах СНТ "Теплосеть" "_" отмечены как неудачная попытка вручения (срок хранения истек).
В соответствии с указанным определением СНТ "Университет" и СНТ "Теплосеть" надлежало в трехдневный срок со дня получения определения представить объяснения и иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.
Запрошенная информация СНТ "Университет", СНТ "Теплосеть" не предоставлена.
Определением от 24.01.2018 "Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении N 03-17/02-2018" акционерному обществу "ТНС энерго Карелия" (далее - АО "ТНС энерго Карелия", Общество) надлежало в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в Карельское УФАС России копии всех договоров энергоснабжения (в том числе договор энергоснабжения от 12.01.1999 N 938) с приложениями и дополнениями, заключенных СНТ "Университет" с целью приобретения электрической энергии; документы о технологическом присоединении электрической сети 0,4 кВ, принадлежащей СНТ "Университет" к объектам электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Северо-Запада"; документы, подтверждающие право собственности на электрическую сеть 0,4 кВ.
АО "ТНС энерго Карелия" в письме от 29.01.2018 N 146-06-4699 (вх. от 30.01.2018 N 372) сообщило, что у Общества отсутствуют документы, подтверждающие право собственности или иные законные права владения и (или) пользования на электрическую сеть 0,4 кВ.
Кроме того, АО "ТНС энерго Карелия" предоставило копию действующего в настоящее время договора энергоснабжения от 01.01.2017 N 938, заключенного между Обществом и СНТ "Университет", а также акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 30.05.2007 с приложением однолинейных схем электроснабжения абонента.
Определением от 24.01.2018 "Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении N 03-17/02-2018" АО "ТНС энерго Карелия" повторно надлежало в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в Карельское УФАС России запрашиваемую информацию, а именно копию договора энергоснабжения от 12.01.1999 N 938, стороной по которому являлось СНТ "Университет" либо указание на отсутствие такового; документы , на основании которых осуществлялась поставка электрической энергии СНТ "Университет" до заключения договора энергоснабжения от 01.01.2007 N 938 (с приложением подтверждающих документов); сведения о наличии субабонента СНТ "Теплосеть", опосредованно присоединенного через электрические сети СНТ "Университет", пояснения о порядке расчета за электрическую энергию субабонентом.
В письме от 06.02.2018 N 146-06-6176 (вх. от 09.02.2018 N 533) АО "ТНС энерго Карелия" сообщило об отсутствии у Общества документов, на основании которых осуществлялась поставка электрической энергии СНТ "Университет" до заключения договора энергоснабжения от 01.01.2017 N 938, в том числе договора энергоснабжения энергоснабжения от 12.01.1999 N 938.
Кроме того, АО "ТНС энерго Карелия" пояснило, что не заключало с СНТ "Теплосеть" договор энергоснабжения, в качестве субабонента по договору энергоснабжения от 01.01.2017 N 938 последнее не указано, расчеты за электрическую энергию между Обществом и СНТ "Теплосеть" не осуществляются.
Относительно сведений о наличии субабонента СНТ "Теплосеть", опосредованно присоединенного через электрические сети СНТ "Университет", Общество пояснило следующее.
В соответствии с приложением N 2 к договору энергоснабжения от 01.01.2017 N 938 точками поставки электрической энергии СНТ "Университет" являются: насосная, расположенная в д. Машезеро, Прионежского р -на; садовые домики, расположенные в д. Машезеро, Прионежского р - на.
В силу положений части 5 статьи 28.7 КоАП РФ в связи с необходимостью получения, запрашиваемой определениями информации срок проведения административного расследования может быть продлен.
Так, определением от 09.02.2018 "Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении N 03-17/02-2018" у Управления по вопросам миграции МВД по РК истребованы сведения об адресе регистрации по месту жительства и месту пребывания председателя правления СНТ "Университет"<...> (зарегистрирован в ИФНС России по г. Петрозаводску в качестве председателя правления СНТ "Университет" 11.06.2014; ИНН: 100106478696).
Почтовое уведомление получено Управлением 15.02.2018, информация в адрес Карельского УФАС России по состоянию на 20.02.2018 не поступила.
В связи с чем определением от 20.02.2018 "О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении N 03-17/02-2018" (далее - Определение) срок проведения административного расследования был продлен до 22.03.2018.
После получения 21.02.2018 от Управления по вопросам миграции МВД по РК информации об адресе регистрации по месту жительства и месту пребывания председателя правления СНТ "Университет" <...>, в адрес последнего направлено соответствующие определения.
В соответствии с определением от 20.02.2018 СНТ "Университет" надлежало в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в адрес Карельского УФАС России документы о технологическом присоединении энергопринимающих устройств СНТ "Университет" к сетям сетевой организации; акты, оформленные в ходе прекращения энергоснабжения, в случае отсутствия таковых сведения о дате и способе введения ограничения; копию решения правления СНТ "Университет" от 11.06.2017 о расторжении договора с СНТ "Теплосеть" и прекращении энергоснабжения последнего; документы, подтверждающие право собственности на объекты энергосетевого хозяйства (линии электропередачи); письменные правовые основания принятия решения об отключении энергопринимающих устройств СНТ "Теплосеть"; иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.
Представителю СНТ "Теплосеть" в трехдневный срок со дня получения определения от 20.02.2018 предоставить в Карельское УФАС России письменные пояснения о том какой имущественный и/или моральный вред причинен СНТ "Теплосеть" вследствие действий СНТ "Университет", выразившихся в нарушении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, с приложением подтверждающих документов (при наличии); договор энергоснабжения, заключенный СНТ "Теплосеть" с гарантирующим поставщиком; документы о технологическом присоединении; документы об оплате стоимости потребленной электрической энергии; документы об оплате электрической энергии до 2012 года (дата заключения договора).
Из письменных пояснений председателя правления СНТ "Теплосеть" <...>, предоставленных с письмом от 20.02.2018 (вх. N 802) следует, что в настоящий момент отключение СНТ "Теплосеть" от линии энергоснабжения СНТ "Университет" не осуществлено.
Кроме имеющихся в материалах расследования документов СНТ "Теплосеть" предоставило копии показаний электросчетчика СНТ "Теплосеть" за разные периоды 2011 - 2017 гг. и квитанции, подтверждающие оплату за потребленную электроэнергию напрямую СНТ "Университет".
Дополнительно предоставлена копия решения Прионежского районного суда Республики Карелия от 14.02.2018 N 2-68/2018 об оставлении без удовлетворения требований члена СНТ "Теплосеть" по иску к СНТ "Университет" о признании решения СНТ "Университет" от 11.06.2017 о расторжении с 01.01.2018 договора транзита электроэнергии и прекращении с 30.12.2017 подачи электроэнергии в СНТ "Теплосеть" (в том числе в жилой дом истца) недействительными, обязании СНТ "Университет" не чинить препятствия истцу в пользовании электрической энергии по адресу регистрации последнего. При этом суд принял во внимание отсутствие доказательств прекращения подачи электрической энергии.
Отвечая на запрос Карельского УФАС России председатель правления СНТ "Университет" <....> в письме (вх. от 05.03.2018 N 1061) сообщил, что СНТ "Университет" не прекращало и не вводило ограничения электроснабжения СНТ "Теплосеть".
Кроме того, председатель правления СНТ "Университет" <...> пояснил, что в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" (далее - Закон о дачных объединениях) в июне 2007 года общим собранием членов СНТ "Университет" было принято решение о проведении линий электропередач в надлежащее состояние (замена столбов, опор, модернизация). В результате в СНТ "Университет" было создано на целевые взносы членов данного СНТ имущество общего пользования (электросетевое хозяйство), полностью обеспечивающее по своей мощности и пропускной способности удовлетворение потребностей граждан - членов объединения в электроснабжении своих индивидуальных садовых участков. В тоже время СНТ "Теплосеть" на предложение СНТ "Университет" рассмотреть договор о некоммерческом партнёрстве не отреагировало.
Рассмотрев полученные в ходе рассмотрения дела документы, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, установлением порядка деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, прав и обязанностей членов регулируется Законом о дачных объединениях.
Статьей 7 Закона о дачных объединениях определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе, в том числе заключать договоры.
В силу пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
С учетом изложенного, СНТ "Университет" не может препятствовать передаче (перетоку) электроэнергии по своим сетям к сетям СНТ "Теплосеть при наличии надлежащего технологического присоединения последнего к сетям СНТ "Университет".
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 2513/12 по делу N А50-5359/2011 (далее - постановление Президиума ВАС РФ) отмечено, что соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа.
Вместе с тем, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ, опосредованное присоединение, которое в силу положений Правил недискриминационного доступа обязывает не препятствовать перетоку электроэнергии, не исключает необходимость наличия технологического присоединения.
Согласно абзацу 5 пункта 2 Правил недискриминационного доступа документами, свидетельствующими о технологическом присоединении являются документы составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442) документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, далее - Правила технологического присоединения) предусмотрено, что факт надлежащего технологического присоединения в настоящее время подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1.
В материалах административного расследования имеются следующие документы: технические условия от 10.06.1974 о подключении СК "Госуниверситет" с суммарной мощностью 40 кВт; акт от 21.07.1974 N 2107774 Министерства энергетики и электрофикации Государственной инспекции по энергонадзору энергосбыт "Карелэнерго" о проверке технического состояния вновь вмонтированного оборудования ВЛ-0,4 кв садоводческого кооператива Петрозаводского государственного университета в д. Машезеро (далее - СК ПГУ); акт на скрытые работы по заглублению опор 0,4 кв; акт от 08.06.1974 о проверке удельного сопротивления группы контуров повторного заземления СК ПГУ; протокол осмотра заземляющего контура перед закрытием; схема повторных контуров заземления на линии 0,4 кв от 04.07.1974; журнал N 1 установки деревянных опор для ЛЭП напряжением 0,4 кв от 1974 года; паспорт воздушной линии электропередачи низкого напряжения кооператива при ПГУ д. Машезеро; письмо от 30.10.1987 директору Южно - Карельских электрических сетей о принятии на баланс КТП; акт от 29.12.1987 N 43 о передаче ТП-160 кВа на баланс Южно - Карельских электрических сетей; транзитный договор купли - продажи электрической энергии от 01.09.2012; однолинейная схемой электроснабжения СНТ "Университет" к указанному договору, где в качестве субабонента указано СТ "Объединенных котельных", действующим с 01.09.2012; договор энергоснабжения от 01.01.2017 N 938, заключенный между АО "ТНС энерго Карелия" и СНТ "Университет", а также акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 30.05.2007 с приложением однолинейных схем электроснабжения абонента.
Из вышеуказанного перечня имеющихся документов ни один документ не является надлежащим документом подтверждающим технологическое присоединение электроустановок СНТ "Теплосеть" к электрическим сетям СНТ "Университет".
Кроме того, ПАО "МРСК" в письмах к СНТ "Теплосеть" указывает на факт технологического присоединения СНТ "Теплосеть" к электрическим сетям СНТ "Университет", свидетельствующее об отсутствии оснований для повторного технологического присоединения, вместе с тем ПАО "МРСК" не предоставило в материалы расследования документов, доказывающих о надлежащем опосредованном технологическом присоединении энергопринимающих устройств СНТ "Теплосеть" к электрическим сетям ПАО "МРСК" через объекты СНТ "Университет".
Отсутствуют также доказательств, свидетельствующие о прекращении СНТ "Университет" подачи электрической энергии к энергопринимающим устройствам СНТ "Теплосеть".
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, в случае если собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства препятствует перетоку электрической энергии через данные объекты электросетевого хозяйства на объекты (энергопринимающие устройства) третьих лиц, присоединенных в надлежащем порядке на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного с сетевой организацией и с согласия такого законного владельца, такие действия собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, должны быть рассмотрены на предмет нарушения пункта 6 Правила недискриминационного доступа.
Вместе с тем, как установлено выше предоставленными документами не подтверждается факт надлежащего технологического присоединения электроустановок СНТ "Теплосеть" к электрическим сетям СНТ "Университет".
Кроме того, отсутствует факт нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа СНТ "Университет", то есть факт препятствования передаче (перетоку) электроэнергии по своим сетям к сетям СНТ "Теплосеть, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в том числе при отсутствии события и состава административного правонарушения.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств в рассматриваемых действиях СНТ "Университет" отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин К.Е.,
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении N 03-17/02-2018 в отношении СНТ "Университет" прекратить, ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 22 марта 2018 г. N 03-17/02-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.03.2018