Резолютивная часть решения оглашена 05 апреля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 10 апреля 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
|
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
|
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений о ООО "СТРОЙ-ГЕОСЕТЬ" (далее - Победитель, Общество), учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "СТРОЙ-ГЕОСЕТЬ" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по межеванию земельных участков и выполнению необходимых действий для постановки на кадастровый учет земельных участков при строительстве автомобильной дороги Копытово-граница Курганской области, при реконструкции мостового перехода через реку М. Сыростан на км 15 автомобильной дороги Миасс-Златоуст, при реконструкции мостового перехода через реку Уфалейка на км 7 автомобильной дороги Верхний Уфалей-граница Свердловской области (изв. N0169200003618000014), в отсутствие представителей Заказчика и Победителя, надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений о ООО "СТРОЙ-ГЕОСЕТЬ", его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по межеванию земельных участков и выполнению необходимых действий для постановки на кадастровый учет земельных участков при строительстве автомобильной дороги Копытово-граница Курганской области, при реконструкции мостового перехода через реку М. Сыростан на км 15 автомобильной дороги Миасс-Златоуст, при реконструкции мостового перехода через реку Уфалейка на км 7 автомобильной дороги Верхний Уфалей-граница Свердловской области (изв. N0169200003618000014).
Согласно представленным документам 13.02.2018 Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 573 750,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.03.2018 победителем закупки признано ООО "СТРОЙ-ГЕОСЕТЬ".
Заказчиком в соответствии с требованиями части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе 07.03.2018 опубликован проект контракта в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) для дальнейшего его подписания победителем закупки.
Победителем 17.03.20418 на ОАО "Единая электронная торговая площадка" опубликован подписанный контракт, в качестве обеспечения исполнения контракта представлена банковская гарантия от 16.03.2018 N 056685 АБ Банк "Абсолют Банк".
По мнению Заказчик предоставленная Обществом банковская гарантия не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
На основании указанного, ООО "СТРОЙ-ГЕОСЕТЬ" признано уклонившимся от заключения контракта 21.03.2018.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон Комиссия руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный: лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил, требования, предусмотренные статьей 37 настоящею Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта, на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Заказчиком в соответствии с требованиями части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе 13.02.2018 опубликован проект контракта в ЕИС для дальнейшего его подписания победителем закупки.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.03.2018 победителем закупки признано ООО "СТРОЙ-ГЕОСЕТЬ".
Заказчиком в соответствии с требованиями части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе 07.03.2018 опубликован проект контракта в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) для дальнейшего его подписания победителем закупки.
Победителем 17.03.20418 на ОАО "Единая электронная торговая площадка" опубликован подписанный контракт, в качестве обеспечения исполнения контракта представлена банковская гарантия от 16.03.2018 N 056685 АБ Банк "Абсолют Банк".
Как следует из протокола отказа от заключения контракта от 21.03.2018 Заказчик отказался от заключения контракта с победителем закупки - ООО "СТРОЙ-ГЕОСЕТЬ" ввиду несоответствия банковской гарантии, представленной Обществом, требованиям документации о закупке и пункту 2 части 2, части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с доводами Заказчика, Общество 23.03.2018 направило в Челябинское УФАС России жалобу на действия Заказчика при проведении рассматриваемого электронного аукциона (извещения N0169200003618000014).
Согласно доводам жалобы Заказчик необоснованно отказался от заключения контракта, так как предоставленная обществом банковская гарантия соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Антимонопольным органом 29.03.2018 данная жалоба рассмотрена по существу, принято решение N 171-ж/2018, согласно которому доводы жалобы Общества на действия Заказчика признаны необоснованными.
Согласно письменный пояснениям, представленным ООО "СТРОЙ-ГЕОСЕТЬ" на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, Общество совершило все возможные действия, чтобы заключить рассматриваемый контракт и готово выполнить работы по межеванию земельных участков согласно контракту в полном объеме.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь серьезный экономический характер.
Согласно материалам дела Победитель электронного аукциона в регламентированный законом срок подписал контракт, однако представил банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, не соответствующую требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
Как установлено, Победитель предпринял все зависящие от него действия по подписанию контракта и предоставлению обеспечения исполнения контракта в регламентированный срок. Доказательства, подтверждающие умысел ООО "СТРОЙ-ГЕОСЕТЬ" в представлении Заказчику несоответствующей банковской гарантии не представлены ни на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы N171-ж/2018, ни на заседании Комиссии по рассмотрению вопроса о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений о ООО "СТРОЙ-ГЕОСЕТЬ".
Более того, Общество неоднократно выражало намерение заключить контракт по итогам рассматриваемой закупки.
Исходя из указанного, Комиссия Челябинского УФАС России делает вывод о невозможности включения ООО "СТРОЙ-ГЕОСЕТЬ", его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа в реестр недобросовестных поставщиков в результате уклонения от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по межеванию земельных участков и выполнению необходимых действий для постановки на кадастровый учет земельных участков при строительстве автомобильной дороги Копытово-граница Курганской области, при реконструкции мостового перехода через реку М. Сыростан на км 15 автомобильной дороги Миасс-Златоуст, при реконструкции мостового перехода через реку Уфалейка на км 7 автомобильной дороги Верхний Уфалей-граница Свердловской области, поскольку Победитель закупки подписал контракт, чем подтвердил свою добросовестность.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, в отношении ООО "СТРОЙ-ГЕОСЕТЬ", его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 апреля 2018 г. N РНП-74-40/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.04.2018