Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>
при участии представителей: <...>
рассмотрев жалобу ООО "Аскрин" от 16.04.2018 N 233 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении конкурса на право заключения договора на поставку оборудования среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) для нужд ПАО Сбербанк (извещение N 31806109181), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Аскрин" (далее - Заявитель) от 16.04.2018 N 233 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на поставку оборудования среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) для нужд ПАО Сбербанк (извещение N 31806109181) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" N 2348, утвержденным Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 113 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 07.02.2018;
начальная (максимальная) цена договора - 88 500 000 рублей;
дата окончания заявок - 02.03.2018;
дата подведения итогов Конкурса - 20.03.2018;
на участие в Конкурсе подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации;
согласно информации, размещенной в ЕИС, по результатам проведения Конкурса заключен договор от 19.04.2018.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Заказчиком принято неправомерное решение о допуске ООО "П-М-Т Софт" к участию в Конкурсе, ввиду несоответствия ООО "П-М-Т Софт" требованию о наличии у участника закупки опыта по реализации крупных мультимедийных проектов для музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов за период с 01.01.2013 г. по настоящее время;
Заказчиком в протоколе рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, от 12.03.2018 N 014/18 неправомерно не указан расчет баллов, присвоенных участникам Конкурса, в результате оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Конкурсе, по каждому критерию оценки.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение о допуске ООО "П-М-Т Софт" к участию в Конкурсе, ввиду несоответствия ООО "П-М-Т Софт" требованию о наличии у участника закупки опыта по реализации крупных мультимедийных проектов для музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов за период с 01.01.2013 г. по настоящее время.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип предусмотрен пунктом 1.2 Положения о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, от 12.03.2018 N 014/18 все заявки, поданные на участие в Конкурсе, признаны соответствующими требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 4.2.1 Документации, для допуска участника к Конкурсу устанавливается, в том числе, дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта реализации крупных мультимедийных проектов для музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов за период с 01.01.2013 г. по настоящее время (рассматриваются проекты общей стоимостью от 30 млн. руб.).
В подтверждение соответствия указанному требованию Документации участник Конкурса в составе заявки на участие в Конкурсе должен представить фото и видео документы с описанием сути реализованных мультимедийных проектов для ведущих музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов компаний за период с 01.01.2013 г. по настоящее время, копии договоров, копии актов выполненных работ (допускается исключение /скрытие информации, являющейся коммерческой тайной организации). Рассматриваются проекты общей стоимостью от 30 млн. руб.).
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку ООО "П-М-Т Софт" и пояснил, что ООО "П-М-Т Софт" в составе заявки на участие в Конкурсе, в подтверждение требования, установленного пунктом 4.2.1 Документации, представило документы, подтверждающие наличие установленного в Документации опыта реализации крупных мультимедийных проектов для музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов, а именно: 1) выполнение мультимедийного проекта по созданию корпоративного музея на базе шоу-рума, расположенного в ТЦ "Атриум" г. Москвы, на общую сумму: 47 452 775, 59 рублей; 2) реализация крупного мультимедийного проекта для стенда ПАО Сбербанк на ПМЭФ, на общую сумму 43 977 435 рублей, что соответствует требованиям Документации и не является основанием для отклонении заявки участника в соответствии с требованиями Документации.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в протоколе рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, от 12.03.2018 N 014/18 неправомерно не указан расчет баллов, присвоенных участникам Конкурса, в результате оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Конкурсе, по каждому критерию оценки.
Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Пунктами 34, 36 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке" (далее - Постановление N 908) установлен порядок размещения протоколов, составленных в ходе закупки.
Пунктом 34 Постановления N 908 установлено, что протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Законом о закупках и положением о закупке, размещенном на официальном сайте.
В пунктах 8.6.2, 8.10.3 Положения о закупке перечислены сведения, которые может содержать протокол рассмотрения заявок.
Вместе с тем, Законом о закупках не предусмотрена обязанность заказчиков размещать сведения, в том числе, фамилии, имена, отчества членов закупочной комиссии, подписавших протоколы, составленные в ходе проведения закупки.
Кроме того, согласно пункту 35 Постановления N 908, протоколы, составленные в ходе проведения закупки, размещаются в ЕИС в графическом виде.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, Протокол рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в Конкурсе, размещен в ЕИС в формате PDF, и содержит сведения, определенные Постановлением N 908, Положением о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что Заказчиком соблюдены требования Закона о закупках, Постановления N 908, Положения о закупках при составлении и опубликовании протокола рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, Котировочной или котировочной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4.2.1 Документации, для допуска участника к Конкурсу устанавливается, в том числе, дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта реализации крупных мультимедийных проектов для музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов за период с 01.01.2013 г. по настоящее время (рассматриваются проекты общей стоимостью от 30 млн. руб.).
В подтверждение соответствия указанному требованию Документации участник Конкурса в составе заявки на участие в Конкурсе должен представить фото и видео документы с описанием сути реализованных мультимедийных проектов для ведущих музеев, культурных центров, корпоративных музейных комплексов компаний за период с 01.01.2013 г. по настоящее время, копии договоров, копии актов выполненных работ (допускается исключение /скрытие информации, являющейся коммерческой тайной организации). Рассматриваются проекты общей стоимостью от 30 млн. руб.).
Вместе с тем, отсутствие у данного поставщика фактов выполнения работ по предмету закупки не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Конкурса, поскольку по указанному основанию заявки участников Конкурса не отклонялись.
4. В соответствии с пунктом 4.4 Документации, банк оставляет за собой право уточнить и проверить достоверность сведений, предоставленных каждым участником в рамках закупочной процедуры, путем обращения непосредственно к участнику (в том числе с посещением производственных и иных помещений и территории участника) и/или к независимым открытым источникам информации, и/или внешним экспертам.
Кроме того, пунктом 10.1 Документации установлено, что банк может запросить у участников конкурса разъяснения их конкурсных заявок. Предоставленные участником разъяснения не должны изменять суть конкурсной заявки.
Также пунктом 10.2 Документации установлено, что банк оставляет за собой право проводить с Участниками и победителем Конкурса дополнительные переговоры по оптимизации условий закупки. Способ и условия проведения переговоров будут доведены до их участников дополнительно.
Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса, поскольку указанные права Заказчика при рассмотрении заявок, поданных на участие в Конкурсе не применялись.
5. В соответствии с пунктом 4.1 Документации установлены требования к участникам закупки, в том числе:
отсутствие решения суда, административного органа о наложении ареста на имущество участника (отсутствие возбужденного исполнительного производства о наложении ареста), стоимость которого составляет 25% активов и более (пункт 4.1.5 Документации);
отсутствие информации о возбуждении уголовного дела правоохранительными и судебными органами в отношении руководителей участника на предмет установления в их действиях уголовно наказуемых деяний на момент рассмотрения заявки (пункт 4.1.9 Документации);
отсутствие у участника просроченной задолженности перед банком (более 30 календарных дней) на момент рассмотрения заявки (пункт 4.1.10 Документации).
Кроме того, согласно приложению N 4 Приложения N 9 Документации, участник в составе заявки должен представить, в том числе:
расшифровки кредитов и займов к представленным балансам и на текущую дату с указанием кредиторов, суммы задолженности, даты получения и погашения заемных средств, просроченной задолженности, соглашений о реструктуризации задолженности и их основных условий;
справку о наличии/отсутствии текущей картотеки просроченных неоплаченных расчетных документов, выставленных к банковским счетам;
расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности к представленным балансам с выделением просроченной задолженности с указанием наименований кредиторов и дебиторов и дат возникновения задолженности;
справку из подразделения ФНС России (МНС России) о состоянии расчетов с бюджетом или акт сверки расчетов с бюджетом. При наличии просроченной задолженности перед бюджетами какого-либо уровня - справка налогоплательщика с указанием сроков, объемов и причин возникновения долга.
Вместе с тем, предоставление указанных документов в составе заявки на участие в Конкурсе не влияет на исполнение обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса, поскольку по указанным основаниям заявки участников Конкурса не отклонялись.
6. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуг.
Аналогичное положение установлено пунктом 7.1.3 Положения о закупке.
Пунктом 3.6 Раздела 3 "Требования к условиям исполнения договора" Документации установлено: "порядок оплаты: Авансирование (не более 30%)".
Из данного положения Документации не представляется возможным определить конкретный размер авансового платежа, что ограничивает участников закупки надлежащим образом сформировать коммерческое предложение при участии в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего конкретный размер авансового платежа, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 7.1.3 Положения о закупке, нарушают пункт 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно части 2 статьи 4.1 Закона о закупках, в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона о закупках, в реестр договоров.
Вместе с тем, согласно информации, размещенной в ЕИС, договор по результатам проведения Конкурса заключен 19.04.2018, при этом сведения о соответствующем заключенном договоре опубликованы в ЕИС 04.05.2018, то есть по истечению трех рабочих дней со дня заключения договора.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в установленные частью 2 статьи 4.1 Закона о закупках сроки сведения о заключенном по результатам проведения закупки договоре, нарушают часть 2 статьи 4.1 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аскрин" (ИНН: 7804472253, ОГРН: 1117847470047) от 16.04.2018 N 233 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" (ИНН: 7707083893; ОГРН: 1027700132195) при проведении конкурса на право заключения договора на поставку оборудования среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) для нужд ПАО Сбербанк (извещение N 31806109181) необоснованной.
Признать ПАО "Сбербанк России" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 6 части 10 статьи 4, часть 2 статьи 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку по результатам проведения Конкурса заключен договор.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.05.2018 N 223-ФЗ-307/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 мая 2018 г. N 223-ФЗ-307/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.05.2018