Резолютивная часть решения оглашена 16 августа 2018 года г. Краснодар
В полном объеме решение изготовлено 17 августа 2018 года
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 252/2018 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Дегтярева Р.В. - заместитель руководителя Управления,
Члены Комиссии:
Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
Осипян А.К. - главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
в присутствии директора ООО "Медтехника-Сервис" <_>, в отсутствие надлежаще уведомленного МБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3", рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства N 252/2018 по признакам нарушения МБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3" (место нахождения: 350078, г. Краснодар, ул. Тургенева, д. 203; ИНН 2311039999) при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники" (извещение N 03183001119418000111) части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении требования о наличии у участника аукциона действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) поступило заявление ООО "Медтехника-Сервис" (вх. эл./п. N 1971 от 06.03.2018) на действия МБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3" при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники" (извещение N 03183001119418000111) (далее - Аукцион).
Из указанного заявления следует, что МБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3" неправомерно установило к участникам Аукциона требование о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Приказом от 06.06.2018 N 214 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено дело N 252/2018 по признакам нарушения МБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3" части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и назначено к рассмотрению на 19.07.2018 определением от 14.06.2018 (исх. N 15175/5). На заседании Комиссией объявлен перерыв на срок до 25.07.2018. В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела N 252/2018, в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции определением Краснодарского УФАС России от 25.07.2018 (исх. N 192579/5) рассмотрение дела отложено на 16.08.2018.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Краснодарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на Аукционе.
В ходе рассмотрения дела N 252/2018 Комиссией установлено следующее.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно документам и сведениям, представленным в составе заявления, а также МБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3" по запросу Краснодарского УФАС России установлено следующее.
19.02.2018 в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники" (N 0318300119418000111).
В графе "Требования к участникам" установлено требование о наличии двух действующих лицензий, а именно: 1) на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; 2) на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 67/2- ЭП электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что признаны несоответствующими требованиям документации об электронном аукционе вторые части заявок на участие в электронном аукционе всех участников. Основанием для признания несоответствующими вторых частей заявок послужило непредставление и представление в неполном объеме лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением, случая если эти источники используются в медицинской деятельности).
В соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит обязательному лицензированию деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Нормы подпункта 39 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 N3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Положения "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278, закрепляют обязательность лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения - рентгеновских аппаратов.
В силу пункта 3 Положения лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению, а именно: проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих); конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих); производство источников ионизирующего излучения (генерирующих); размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих), эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих); техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих); хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих); утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих); проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Таким образом, процесс использования источников ионизирующего излучении начинается с проектирования и заканчивается утилизацией, в силу этого лицензированию подлежат все вышепоименованные формы взаимодействия с источником ионизирующего излучения, как в активных, так и в пассивных формах.
Лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 2 указанного Положения).
Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.10.2003 N 293-22/233 введены в действие Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники", в соответствии с которыми техническое обслуживание медицинской техники это комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
Согласно пункту 5.2 Методических рекомендаций к видам работ по техническому обслуживанию медицинской техники отнесены: ввод в эксплуатацию; контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; текущий ремонт.
ООО "Медтехника-Сервис" осуществляет техническое обслуживание медицинской техники в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469, имея действующую лицензию Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Рентгеновские аппараты, подлежащие техническому обслуживанию в рамках Аукциона, не принадлежат ООО "Медтехника-Сервис" на праве собственности, также как и помещения, в которых находятся рентгеновские аппараты.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, Комиссия пришла к выводу, что действующим законодательством предусмотрено лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности, следовательно, на техническое обслуживание источника ионизирующего излучения (генерирующих), используемого в медицинской деятельности, получение лицензии не требуется.
Следовательно, является неправомерным предъявление к участникам закупки требования о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) при наличии одновременного требования о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
При наличии у ООО "Медтехника-Сервис" лицензии на техническое обслуживание медицинской техники, у общества отсутствует обязанность получать лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), в том числе для осуществления технического обслуживания медицинской техники, в том числе рентгеновского аппарата, используемого исключительно в медицинской деятельности.
Письменные возражения сторон на заключение об обстоятельствах дела N 252/2018 в Краснодарское УФАС России не поступали.
Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях МБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3" при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники" (извещение N 03183001119418000111) установлено нарушение части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении требования о наличии у участника аукциона действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях МБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3" при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники" (извещение N 03183001119418000111) факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении требования о наличии у участника аукциона действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
2. В связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела N 252/2018 уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии Р.В. Дегтярева
Члены комиссии О.А. Мурадян
А.К. Осипян
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 августа 2018 г. N 252/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.08.2018