Резолютивная часть решения оглашена 05 сентября 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 сентября 2018 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
|
начальника отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
|
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ГБУЗ "Городская больница N 1 г. Копейск" о включении сведений об ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС", его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку мягкого инвентаря (одеяла байковые) (извещение N 0369300127718000190), после объявленного перерыва, в присутствии:
- представителя ГБУЗ "Городская больница N 1 г. Копейск" (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности от 25.04.2018;
- представителя ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" (далее - Общество, победитель закупки), действующего на основании доверенности N 17 от 16.09.2018;
- директора ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС", действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС", его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку мягкого инвентаря (одеяла байковые) (извещение N0369300127718000190).
Согласно материалам дела Заказчиком 19.07.2018 объявлено о проведении электронного аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 96 220 рублей.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 27,52 %.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.08.2018 N 0369300127718000190-2-1 победителем закупки признано ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС".
Победителю электронного аукциона 10.08.2018 направлен проект контракта для подписания.
Срок подписания контракта ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" истек 16.08.2018, в связи с чем, 17.08.2018 Общество признано Заказчиком уклонившимся от заключения контракта.
Согласно доводам представителя ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС", Общество не имело намерений уклоняться от заключения контракта, контракт не подписан в регламентированный срок по причине сбоя в работе компьютерной сети победителя закупки, однако Обществом на счет Заказчика перечислена сумма в размере обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением. Более того, Заказчик незамедлительно уведомлен о возникновении обстоятельств, препятствующих подписанию контракта по телефону и электронной почте.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон Комиссия руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Материалами дела установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.08.2018 N 0369300127718000190-2-1 победителем закупки признано ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС".
Карточка контракта создана Заказчиком с помощью функционала ООО "РТС-Тендер" 06.08.2018.
Победителю электронного аукциона 10.08.2018 направлен проект контракта для подписания.
Согласно переписке по электронной почте между Заказчиком и победителем закупки от 06.08.2018, представленной ГБУЗ "Городская больница N 1 г. Копейск" на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" предложило к поставке лоскутных одеяла, состоящие из 6-10 частей. Заказчик сообщил о невозможности принять такой товар, поскольку его потребности отвечают только цельнокройные одеяла.
В связи с невозможностью поставить цельнокройные одеяла по цене контракта (по причине финансовой невыгодности, согласно пояснениям представителя Общества), Общество направило в адрес ГБУЗ "Городская больница N 1 г.Копейск" отказ от заключения контракта (письмо от 06.08.2018, направлено по электронной почте и размещено в качестве запроса на разъяснения положений документации об электронном аукционе c помощью функционала ООО РТС-Тендер 06.08.2018).
Представитель Общества на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" после направления данного уведомления нашло поставщика требуемого Заказчику товара, что подтверждается перепиской по электронной почте, представленной в материалах дела, однако контракт не был подписан победителем закупки в регламентированный срок по причине сбоя в работе компьютерной сети победителя, вызванной проблемой с арендодателем офисного помещения Общества.
Вместе с тем, Обществом на счет Заказчика перечислена сумма в размере обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N245 от 24.08.2018. Более того, Заказчик уведомлен о возникновении обстоятельств, препятствующих подписанию контракта по телефону и электронной почте.
Срок подписания контракта ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" истёк 16.08.2018, в связи с чем, 17.08.2018 Общество признано Заказчиком уклонившимся от заключения контракта.
ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" 27.08.2018 направило в Челябинское УФАС России жалобу на действия заказчика. Согласно доводам, изложенным в данной жалобе, ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" неправомерно признано Заказчиком уклонившимся от заключения контракта.
Решением Комиссии Челябинского УФАС Росси N 555-ж/2018 от 03.09.2018 доводы жалобы ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку мягкого инвентаря (одеяла байковые) (извещение N 0369300127718000190) признаны необоснованными, а действия Заказчика по признанию Общества уклонившимся от заключения контракта соответствующими Закону о контрактной системе.
Заказчиком на заседании Комиссии Челябинского УФАС Росси к материалам дела приобщено письмо Общества от 24.08.2018 с уведомлением о невозможности подписания рассматриваемого контракта по причинам, не зависящим от ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС". В данном письме победитель закупки выразил намерение исполнить обязательства по контракту.
Также Заказчиком представлено платежное поручение N 245 от 24.08.2018, подтверждающее перечисление на счет Заказчика обеспечения исполнения контракта в полуторном размере в силу части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" в срок до 16.08.2018 не подписало контракт и не представило Заказчику обеспечение исполнения контракта. Доказательств наличия объективных причин, свидетельствующих о невозможности совершения указанных действий в регламентированный срок, не смотря на объявленный перерыв в заседании Комиссии, в антимонопольный орган не представлено.
Обществом подана заявка на участие в закупки, согласно которой ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" обязалось поставить одеяла двусторонние байковые с составом ткани - 100 % хлопок, плотностью ткани 470 гр/м2, расцветкой - по согласованию с Заказчиком в пределах колорамы производителя, длиной 202 см, шириной 140 см.
Данная заявка признана аукционной комиссией соответствующей требованиям документации об электронном аукционе в силу протокола рассмотрения заявок на участие в закупке от 30.07.2018.
В ходе электронного аукциона начальная (максимальная) цена снижена Обществом на 27,52 %.
Комиссия Челябинского УФАС Росси отмечает, что в приложении N 1 к документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки" и в заявке победителя закупки отсутствует условие о поставке именно "цельнокройных" одеял, следовательно, довод Общество о невозможности поставки лоскутных одеял в связи с отказам принять такой товар ГБУЗ "Городская больница N 1 г. Копейск" не принимается Комиссией Челябинского УФАС России, поскольку в силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных, документацией о закупке и заявкой.
Представленная ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" на заседании Комиссии Челябинского УФАС России переписка с поставщиками товара по вопросу поставки одеял (по электронной почте от 02.08.2018, 06.08.2018, 17.08.2018) не является безусловным подтверждением намерения Общества исполнить обязательства по такому контракту, данные сведения не подтверждают наличие такого товара у ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" как в течение срока подписания контракта победителем закупки, так и в период с даты истечения такого срока до рассмотрения настоящего дела в антимонопольном органе.
Довод Общества о том, что Заказчик был незамедлительно уведомлен о невозможности подписания победителем закупки контракта по независящим от него обстоятельствам (сбой в работе компьютерной системы) не находит своего подтверждения, поскольку письмо ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" с рассматриваемым уведомлением датировано 24.08.2018, вместе с тем, срок подписания контракта победителем закупки истек 16.08.2018. Иных подтверждений уведомления Заказчика в установленный частью 16 статьи 83.2 Закона о контрактной системе срок на заседании Комиссии Челябинского УФАС России не представлено.
Необходимо отметить, что сбой в работе компьютерной сети победителя закупки не расценивается как обстоятельство непреодолимой силы и в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации является предпринимательским риском ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС", следовательно, положение части 16 статьи 83.2 Закона о контрактной системе о приостановке срока подписания контракта на срок действия таких обстоятельств не подлежит применению в рассматриваемом случае.
Более того, документального подтверждения наличия такого сбоя в течение срока подписания контракта победителем закупки не представлено Обществом на заседании Комиссии Челябинского УФАС России.
Также ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" представило Заказчику письмо с отказом от заключения контракта от 06.08.2018, что стало объективной причиной для ГБУЗ "Городская больница N 1 г. Копейск" сделать вывод об отсутствии у победителя закупки намерений заключить рассматриваемый контракт.
Довод Общества о наличии Платежного поручения N 245 от 24.08.2018, подтверждающего перечисление на счет Заказчика обеспечения исполнения контракта, не принимается Комиссией Челябинского УФАС России как выражение намерения Общества заключить контракт, поскольку данное платежное поручение свидетельствует о предоставлении обеспечения исполнения контракта после регламентированного срока подписания такого контракта. Вместе с тем, контракт не подписан победителем закупки.
Таким образом, установлен и подтвержден факт недобросовестного поведения победителя, выразившийся в неисполнении требований документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе о подписании контракта и представлении надлежащего обеспечения исполнения контракта победителем закупки, что, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, является основанием для включения сведений об ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС", его директоре и учредителях в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные ГБУЗ "Городская больница N 1 г. Копейск", об ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" (454047, г. Челябинск, ул. Дегтярева, д.6, кв.8) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с даты присвоения реестровой записи в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Включить сведения, представленные ГБУЗ "Городская больница N 1 г. Копейск", о директоре ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с даты присвоения реестровой записи в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
3. Включить сведения, представленные ГБУЗ "Городская больница N 1 г.Копейск", об учредителе ООО "УРАЛБЫТСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с даты присвоения реестровой записи в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru .
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 сентября 2018 г. N РНП-74-105/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.09.2018