Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии:
от ПАО "Мосэнерго": <...> по доверенности от 06.03.2018 N ДG100-18-95; <...> по доверенности от 16.11.2017 N ДG100-18-387
от ООО "ППТК" (далее - Организатор торгов): <...> по доверенности от 08.12.2016 N 393/12;
от ООО "НПП Фолтер": <...> (Ордер от 02.04.2018 N 123);
рассмотрев жалобу ООО "НПП Фолтер" (далее - Заявитель) на действия ПАО "Мосэнерго" (далее - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного запроса предложений без проведения предварительного отбора на право заключения договора на выполнение работ по разработке методики испытаний воздушных фильтров, разработка и изготовление опытного образца стенда для испытаний фильтров для КВОУ ГТУ для нужд филиалов ПАО "Мосэнерго" (реестровый N 31806182281) (далее - Запрос предложений);
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений.
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении Запроса предложений выразилось в необоснованном отклонении заявки ООО "НПП Фолтер" от дальнейшего участия в процедуре.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Установлено, что жалоба Заявителя отвечает требованиям части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения доводов жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
16.11.2017 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
27.02.2018 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Запроса предложений (далее - Извещение) с начальной (максимальной) ценой договора - 26 361 000,00 руб.
Согласно Извещению дата начала подачи заявок - 27.02.2018; дата окончания подачи заявок - 07.03.2018. Дата рассмотрения заявок - 20.03.2018. Дата подведения итогов - 20.03.2018.
На основании пунктов 2, 3, 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В п. 9.3 Положения о закупке установлено, что документация о Запросе предложений должна содержать следующие сведения, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пп. 9.6.1 Положения о закупках для участия в запросе предложений участник процедуры закупки подает заявку на участие в запросе предложений в соответствии с требованиями, установленными в документации о Запросе предложений.
В силу пп. 9.8.8.2 Положения о закупке по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках запроса предложений, проведенных Организатором, Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в случае отсутствия документов, определенных документацией о запросе предложений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или о закупаемых товарах (работах, услугах).
В соответствии с п. 2.3.1 Раздела 2 документации о Запросе предложений заявка должна включать:
- Письмо о подаче оферты (форма 1 раздела 4) (пп. 2.3.1.1 документации о Запросе предложений);
- Опись документов, включенных в Заявку (форма 2 раздела 4) (пп. 2.3.1.2 документации о Запросе предложений);
- Декларация соответствия Участника (форма 3 раздела 4) (пп. 2.3.1.3 документации о Запросе предложений);
- Заполненные формы (4.4.1-4.4.9) и документы, подтверждающие соответствие Участника требованиям Документации (4.4.10) (форма 4 раздела 4) (пп. 2.3.1.4 документации о Запросе предложений);
- При наличии субподрядчиков (соисполнителей) - заполненные формы и документы (учредительные, финансовые и т.д.), подтверждающие соответствие субподрядчика (соисполнителя), предлагаемого Участником к выполнению договора, требованиям Документации (в соответствии с формой 4.4.4 и п.1.4) (пп. 2.3.1.5 документации о Запросе предложений);
- Техническое предложение (форма 5 раздела 4) (пп. 2.3.1.6 документации о Запросе предложений).
- Коммерческое предложение (форма 6 раздела 4). В целях предоставления Приоритета (в соответствии с п.1.3.5) участник в обязательном порядке в коммерческом предложении указывает наименование страны происхождения каждого наименования поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг
(пп. 2.3.1.7 документации о Запросе предложений);
Дополнительные и информационные материалы (при наличии) (пп. 2.3.1.8 документации о Запросе предложений);
В случае, если техническим заданием предусмотрен объем работ в части выполнения требований информационной безопасности (раздел 5 - "Информационная безопасность") заявка должна содержать письменное согласие Участника на выполнение этих требований (в произвольной форме) (пп. 2.3.1.9 документации о Запросе предложений).
В силу пп. 2.18.6 документации о Запросе предложений по результатам анализа Заявок и проверки информации об Участниках, проведенных Организатором, Комиссия вправе отклонить Заявку в случае отсутствия или ненадлежащего оформления документов, определенных документацией (разделы 4 и 5). Отсутствие или ненадлежащее оформление, предусмотренное к порядку заполнения документов Заявки, указанному в инструкциях о заполнении форм документов, определенных документацией о Запросе предложений. Отсутствие в Заявке (в Коммерческом предложении) информации о стране происхождения поставляемого товара, выполняемых работ, услуг не является основанием для отклонения Заявки, и такая Заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.
В разделе 4 документации о Запросе предложений закреплены образцы форм документов.
В п. 4.4.10 Приложения к Форме 4 установлен перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям, в том числе:
- Информация о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с приложением списка участников общества (для организаций, имеющих организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью) или копии выписки из реестра акционеров (для акционерных обществ) с указанием информации о руков одителе, цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) с подтверждением документами, указанными в соответствующей форме (пп. 4.4.10.2 Приложения);
- Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (Код по КНД 1120101), со сведениями из налоговой инспекции актуальностью не более 3-х месяцев до дня размещения извещения о закупке в Единой информационной системе в сети Интернет. Справка должна иметь отметку налогового органа и указание на дату выдачи (составления) документа с отметкой налоговой инспекции (подпись должностного лица с штампом/печатью ИФНС, при электронном документообороте: квитанция о приеме, заверенная электронной подписью) (пп. 4.4.10.17 Приложения).
В соответствии с протоколом N 358/МЭ заседания Комиссии по подведению итогов запросов предложений на определение лучших условий поставки МТР, выполнения работ, оказания услуг для нужд филиалов ПАО "Мосэнерго" (в части подведения итогов открытого одноэтапного запроса предложений без предварительного отбора N 3789) от 19.03.2018 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям со следующим обоснованием: "Отклонить заявку участника открытого запроса предложений без проведения предварительного отбора N 3789 в связи с несоответствием требованиям документации о запросе предложений: ООО "НПП "ФОЛТЕР" (г. Москва) по причине: в нарушение п. 2.18.6 Документации о запросе предложений N 3789:
- в составе заявки не представлен список участников Общества;
- в составе заявки участника представлены ненадлежаще оформленные документы: справка, оформленная в электронном виде по ТКС об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов без отметки налогового органа (без квитанции о приеме).
Согласно доводам жалобы Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя от дальнейшего участия в процедуре, так как, в свою очередь, Заявителем в составе заявки были представлены необходимые в соответствии с требованиями документации о Запросе предложений документы, в том числе информация о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с приложением списка участников общества (для организаций, имеющих организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью) или копии выписки из реестра акционеров (для акционерных обществ) с указанием информации о руководителе, цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) с подтверждением документами, указанными в соответствующей форме (далее - Информация о цепочке собственников); справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (Код по КНД 1120101), со сведениями из налоговой инспекции актуальностью не более 3-х месяцев до дня размещения извещения о закупке в Единой информационной системе в сети Интернет (далее - Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов).
1. Согласно доводам Заказчика справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, представленная Заявителем, не содержала квитанции о приемке-электронного документа, подтверждающего ее подлинность, что в свою очередь не соответствовало требованиям документации о Запросе предложений, ввиду следующего.
Между тем, данное требование установлено Заказчиком во исполнение ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Участник имеет возможность получить указанную Справку непосредственно в налоговом органе или в электронном виде. На справке, полученной непосредственно в налоговом органе проставляется штамп налогового органа и дата выдачи справки.
Порядок обмена электронными документами между налоговыми органами и налогоплательщиками при предоставлении налогоплательщиками информационных услуг и информировании налогоплательщиков в электронной форме регулируется приказом ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@ (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с требованиями Методических рекомендаций вместе со справкой об исполнении налогоплательщиков обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций налоговым органом предоставляется квитанция о приеме справки.
Пунктом 1 Методических рекомендаций закреплено, что квитанция о приеме - это формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема на обработку представленного налогоплательщиком (представителем) запроса (обращения) в электронной форме по ТКС. Форма и формат документа утверждены приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (приложения N 3 и N 4 к Порядку).
Приказом ФНС N ММВ-7-6/362@ утвержден Порядок предоставления организациями и индивидуальными предпринимателями, а также нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 НК РФ, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок).
В соответствии с пп. 11, 12 Порядка сообщение считается принятым налоговым органом, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица налогового органа (уведомление о результате приема, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица уполномоченного налогового органа).
При получении налогоплательщиком квитанции о приеме (уведомлении о результате приема) сообщения датой его получения налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о приеме (в уведомлении о результате приема).
В документации о Запросе предложений установлено требование относительно предоставления в составе заявки участников справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (Код по КНД 1120101), со сведениями из налоговой инспекции актуальностью не более 3-х месяцев до дня размещения извещения о закупке в Единой информационной системе в сети Интернет. Справка должна иметь отметку налогового органа и указание на дату выдачи (составления) документа с отметкой налоговой инспекции (подпись должностного лица с штампом/печатью ИФНС, при электронном документообороте: квитанция о приеме, заверенная электронной подписью) (пп. 4.4.10.17 Приложения).
Установлено, что в составе заявки Заявителя приложена Справка N 39040 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 12.02.2018 заверенная ЭЦП ИФНС России N 13 по г. Москве.
Приказом Федеральной налоговой службы от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ "Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме" (далее - Приказ ФНС от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@) установлена форма справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
В соответствии с п. 8 Приложения к Приказу ФНС от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ справка, формируемая в электронной форме, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать выдавший налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
Между тем, данным Приказом не предусмотрено предоставление в составе справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов квитанции о приеме справки.
Справка, представленная Заявителем в электронной форме подписана усиленной квалифицированной электронной подписью и выдана не позднее 3 месяцев до дня размещения извещения о закупке в Единой информационной системе в сети Интернет, что в силу Приказа ФНС от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ является достаточным.
Довод Заказчика относительно установления в силу ст. 23 НК РФ требования о предоставлении в составе справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов квитанции о приеме документа не нашел своего правового подтверждения.
Так как, в ч. 5.1 ст. 23 НК РФ закреплено, что лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с п. 3 ст. 80 указанного кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Указанное в абзаце первом данного пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Таким образом, Заказчик фактически устанавливает требования к предоставлению налоговой декларации, а не к содержанию справки.
Из чего следует, что требование о предоставление в составе справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, полученной при электронном документообороте, квитанции о приеме, заверенной электронной подписью является избыточным.
Таким образом, довод Заявителя в данной части признается обоснованной.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
2. Согласно письменным пояснениям Заказчика заявка Заявителя была отклонена от дальнейшего участия в процедуре в связи с предоставлением участником ненадлежащем образом оформленных документов, так в силу положений п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.02.1998 N 14 "Об общества с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) Заявителю надлежало в составе предоставления Информации о цепочке собственников представить список участников общества.
В документации о Запросе предложений установлено требование относительно предоставления в составе заявки информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с приложением списка участников общества (для организаций, имеющих организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью) или копии выписки из реестра акционеров (для акционерных обществ) с указанием информации о руководителе, цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) с подтверждением документами, указанными в соответствующей форме. В п. 4.4.3 Формы 4 Заказчиком установлен рекомендуемый образец предоставления Информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с приложением необходимых документов, в который включены обязательные для предоставления сведения, в том числе участникам необходимо указать долю участия собственников в % от уставного капитала; для акционерных обществ указываются номинальная стоимость и количество акций.
В приложенной Заявителем составе заявки Информации о цепочке собственников, представлены данные о 3 участниках-бенефициарах с указанием сведений ИНН; серии и номера паспорта; адреса регистрации и выписки из ЕГРЮЛ.
В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общество ведет список участников общества с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом, что не соответствует требованиям, установленным Заказчиком в документации о Запросе предложений.
Выявлено, что Информация о цепочке собственников, представленная Заявителем в составе заявки, не содержит сведения о размере доли участников в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом.
В соответствии с положениями документации о Запросе предложений в случае, если по каким-либо причинам Участник не может представить требуемый документацией о Запросе предложений документ, он должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа, а также содержащую заверения Организатору о соответствии Участника данному требованию.
Между тем, Заявителем не представлено доказательств невозможности предоставления указанных сведений, а также не дано объективных обоснований невозможности предоставления надлежаще оформленного списка участников общества.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего правового подтверждения и тем самым признается необоснованным.
Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПП Фолтер" (ОГРН: 1037739425514 ИНН: 7713034421) на действия ПАО "Мосэнерго" (ОГРН: 1027700302420; ИНН: 7705035012) при проведении открытого одноэтапного запроса предложений без проведения предварительного отбора на право заключения договора на выполнение работ по разработке методики испытаний воздушных фильтров, разработка и изготовление опытного образца стенда для испытаний фильтров для КВОУ ГТУ для нужд филиалов ПАО "Мосэнерго" (реестровый N 31806182281) обоснованной в части отклонения по основанию непредоставления Заявителем квитанции о приеме справки, оформленной в электронном виде по ТКС об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, в остальной части необоснованной.
2. Установить в действиях ПАО "Мосэнерго" нарушение пункта 2 части 1
статьи 3 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнение предписание не выдавать, поскольку имелись иные правовые основания для отклонения заявки Заявителя.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 апреля 2018 г. N 1-00-590/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.09.2018