Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - временно исполняющий обязанности начальника отдела контроля органов власти и рекламы Шаганц А.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Пелевина С.А.,
с участием:
от заявителя - АО "Спецавтобаза N 1" <_> (по доверенности, до перерыва),
от заказчика закупки - ПАО "ОДК-Сатурн", <_> (по доверенности, после перерыва),
рассмотрев жалобу АО "Спецавтобаза N 1" на действия заказчика закупки - ПАО "ОДК-Сатурн" в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
13.09.2018 года в Ярославское УФАС России от поступила жалоба АО "Спецавтобаза N 1" (далее также - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика закупки - Публичное акционерное общество "ОДК-Сатурн" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение такелажно-монтажных работ по перебазировке оборудования согласно Техническому заданию (номер извещения - 31806845317) (далее - Закупка).
Обжалуемые действия (бездействие) - ПАО "ОДК-Сатурн" допущены нарушения в части формирования закупочной документации, а именно - в проекте договора, а именно в части предъявления к соблюдению подрядчиком определенных требований, а также в части формирования условий страхования.
На заседании Комиссии представитель Заявителя в полном объеме поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители Заказчика закупки с доводами жалобы не согласилась, считают, что нарушений действующего законодательства при проведении закупки допущено не было, представили письменные пояснения с обоснованием своей правовой позиции, а также документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация о Закупке утверждена председателем комиссии ПАО "ОДК-Сатурн" А.А. Соболевым (далее - Документация о закупке).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Документации о закупке проведение данной процедуры конкурса регулируется нормами, предусмотренными статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации и Единым положением о закупке Государственной корпорации "Ростех" (в редакции, действующей на дату официального размещения извещения).
Единое положение о закупке государственной корпорации "Ростех", утвержденное Наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростех" (Протокол от 18 марта 2015 N 2) (далее - Положение о закупке) определяет единые правила осуществления закупочной деятельности и подлежит обязательному применению в Корпорации и в организациях Корпорации, которые присоединились к нему в порядке, установленном в подразделе 1.3 Положения, вне зависимости от их организационно-правовой формы, направлений деятельности, особенностей управления и уровня подчинения Корпорации.
Согласно пункту 1.1.10 Положения в случае если какие-либо вопросы не урегулированы настоящим Положением, необходимые сведения и информация могут быть уточнены в документации о закупке с учетом целей и принципов закупочной деятельности, установленных в Положении, и норм законодательства.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Положения о закупке предусмотрены основные принципы осуществления закупок, в том числе: информационная открытость, обеспечение гласности и прозрачности закупок, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам, обеспечение целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение продукции (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции), реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.
Как было установлено Комиссией, 22.08.2018 года на сайте Электронной торговой площадки по адресу http://etprf.ru Заказчиком закупки было размещено извещение о проведении Закупки, а также закупочная документация.
06.09.2018 Протоколом N 761/009-1498 было установлено, что на участие в закупке было подано пять (5) заявок. Закупочная комиссия рассмотрела заявки участников процедуры закупки, документы и утвердила результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, в соответствии с которыми все заявки были допущены к участию в закупке.
Оценка и сопоставление заявок была осуществлена закупочной комиссией в соответствии с порядком, предусмотренным разделом 4.13 извещения, с учетом единственного критерия оценки - "Цена договора". На основании приведенной ранжировки заявок победителем был признан участник закупки с идентификационным номером 15221, заявка которого заняла первое место в ранжировке с предложенной ценой договора: 1 354 952,67 рублей с НДС, с объемом поставляемой продукции: в соответствии с техническим заданием, сроком исполнения договора.
В соответствии с пунктом 4.1.5 договора на выполнение работ подрядчик обязан соблюдать требования охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст.212), "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Вместе с тем в зависимости от вида выполняемой работы подрядчик обязан соблюдать требования следующих нормативных правовых актов:
- "Правила по охране труда в строительстве" утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.06.2015 N336н;
- СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ;
- СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования"; СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" (на добровольной основе);
- "Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок", утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 N328н;
- "Правил по охране труда при работе на высоте" утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.03.2014 N155н;
- "Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ" утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.12.2014 N1101н;
- "Правил по охране труда при работе с инструментами и приспособлениями", утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.08.2015 N552н;
- "Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах", утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.09.2014 N 642н;
- ФНП в области промышленной безопасности: "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" утверждены Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533; "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" утверждены приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116; "Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах" утверждены Приказом Ростехназора от 14.03.2014 N 102.
Соответственно, заказчиком закупки определены условия соблюдения предусмотренных в пункте 4.1.5 договора на выполнение работ требований в зависимости от вида выполняемых работ.
Относительного второго довода Заявителя Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 10.1 договора на выполнение работ подрядчик до начала выполнения работ страхует оборудование Заказчика по полной стоимости на весь срок выполнения работ с ответственностью "за все риски", исключая террористические акты, гражданские волнения, забастовки и беспорядки, с представлением оригинала полиса, в котором ПАО "ОДК-Сатурн" является выгодоприобретателем (бенефициаром), Заказчику. Страховой полис должен быть выдан страховой компанией, рейтинг которой по классификации РА "Эксперт" не ниже ruAA.
Закон о закупках не содержит ни перечня требований (в том числе квалификационных), ни правил или ограничений по их установлению. Единственное правило, предусмотренное в Законе о закупках по этому поводу, заключается в запрете на установление неизмеряемых требований к участникам закупки (п. 4 ч. 1 см. 3 Закона о закупке). К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Пунктом 10.3 договора предусмотрено, что страховая сумма (лимит возмещения), установленная в каждом страховом сертификате/полисе не менее 200 000 000, 00 (двести миллионов рублей и 00/100) рублей.
Вместе с тем в соответствии со статьей 947 ГК РФ при страховании имущества или предпринимательского риска, если договором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховой стоимости).
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом; неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Соответственно, вопросы, указанные в жалобе АО "Спецавтобаза N 1" не нарушают положения части 10 статьи 3 Закона о закупке. Вместе с тем указанные действия могут образовывать состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
р е ш и л а:
Признать жалобу АО "Спецавтобаза N 1" на действия организатора торгов - Публичное акционерное общество "ОДК-Сатурн", при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение такелажно-монтажных работ по перебазировке оборудования согласно Техническому заданию (номер извещения - 31806845317), необоснованной.
Снять ограничения, наложенные письмом Ярославского УФАС России от 17.09.2018 исх. N 10208/06-07.
Передать материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении ПАО "ОДК-Сатурн".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии:
А.А. Шаганц
С.А. Пелевина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 сентября 2018 г. N 06-07/98-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.09.2018