Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Кузина А.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сибторг" на действия заказчика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" при проведении открытого аукциона в электронной форме, на поставку цифровой печатной машины (извещение N 31807045100 на сайте www.zakupki.gov.ru),
в присутствии: представителя ООО "Сибторг" - <_> (по доверенности N3 от 06.11.2018 г.);
представителей Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" <_> (по доверенности) и <_> (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Сибторг" на действия заказчика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" при проведении открытого аукциона в электронной форме, на поставку цифровой печатной машины (извещение N 31807045100 на сайте www.zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
Согласно требованиям части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке това-ров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными норматив-ными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о за-купке).Положение о закупке является документом, который регламентирует закупоч-ную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и ус-ловия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона о закуп-ках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. Порядок размещения в единой ин-формационной системе информации о закупке, в том числе порядок размещения положения о закупке, согласно части 18 статьи 4 Закона о закупках устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок определен "Положением о размещении на официальном сайте информации о закупке" (далее - Положение о размещении информации) и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908.
Согласно требованиям пункта 9 постановления Правительства РФ от10.09.2012 N 908, сведения размещаемые заказчиком на официальном сайте долж-ны обеспечивать возможность их сохранения на технических средствах пользовате-лей, а формат файлов, содержащих такие документы должен допускать после их со-хранения возможность поиска и копирования в этих документах произвольного фрагмента текста.
В настоящее время при проведении электронного аукциона на поставку циф-ровой печатной машины заказчик руководствуется пятой версией Положения о закуп-ке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного автономного об-разовательного учреждения высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" (Новосибирский государственный университет, НГУ) (далее - Положение о закупке НГУ).
Указанное Положение о закупке НГУ размещено заказчиком на официальном сайте 27.06.2014 в формате не допускающем после его сохранения возможность по-иска и копирования в этом документе произвольного фрагмента текста.
При этом согласно требованиям пункта 13 Положения о размещении инфор-мации изменения в положение о закупке считаются размещенными на официаль-ном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 По-ложения о размещении информации в общедоступной части официального сайта документов, предусмотренных пунктом 12 Положения о размещении информации. В соответствии с требованиями пункта 12 указанного Положения о размещении ин-формации, для размещения информации о внесении изменений в положение о за-купке представитель заказчика размещает измененный электронный вид положе-ния о закупке, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 указанного Положения о размещении информации. При этом согласно требованиям пункта 5 Положения о размещении информации, изменение разме-щенной на официальном сайте информации о закупке осуществляется в соответст-вии с Положением о размещении информации, т.е. должно соответствовать, в том числе и требованиям пункта 9 Положения о размещении информации. Таким обра-зом, размещаемый заказчиком файл должен содержать измененные документы и изменения в такие документы в формате, обеспечивающем возможность его сохра-нения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.
Учитывая вышеизложенное, Заявитель считает, что пятая версия Положения о закупке НГУ, размещенная заказчиком на официальном сайте 27.06.2014 в формате pdf, не допускающем после его сохранения возможность поиска и копирования в этом доку-менте произвольного фрагмента текста не соответствует требованиям законода-тельства о закупках и согласно требованиям пунктов 5, 9, 12 и 13 Положения о раз-мещении информации не может быть признана размещенной надлежащим обра-зом.
Действия заказчика по размещению на официальном сайте информации о закупке - Положения о закупке НГУ, в формате не допускающем после его сохране-ния возможность поиска и копирования в этом документе произвольного фрагмента текста противоречат требованиям пункта 9 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 908.
Отсутствие у участников закупки возможности полноценной работы с Поло-жением о закупке НГУ, для поиска в этом документе фрагментов текста существенно затрудняют работу с документацией о закупке, в которой содержатся ссылки на пункты и статьи Положения о закупке НГУ, необоснованно усложняют подготовку заявок для участия в электронном аукционе.
Таким образом, заказчик, в нарушение требований частей 1 и 18 статьи 4 За-кона о закупках, не разместил в порядке установленном Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ утвержденное положение о закупке, и согласно требова-ниям части 4 статьи 8 Закона о закупках, при осуществлении закупок такой заказчик обязан руководствоваться положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспе-чения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения надлежащим образом утвержденно-го положения о закупке.
Основываясь на вышеизложенном, Заявитель считает, что осуществление заказчиком закупок, в отсутствие надлежащим образом размещенного на официальном сайте Положения о закупке, не может осуществляться в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ. Восстановить нарушенные права и законные интересы участников закупки в результате нарушения порядка организации и проведения тор-гов возможно, только устранив допущенные заказчиком нарушения законодательст-ва, связанные с ненадлежащим размещением в единой информационной системе обязательной информации о закупке. Для этого заказчик обязан отменить объявлен-ную им процедуру закупки N 31502350322, проводимую им в нарушение законода-тельства о закупках. При этом заказчик вправе, в соответствии с требованиями части 4 статьи 8 Закона о закупках осуществить такую закупку руководствуясь положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ. Либо после размещения надлежащим образом на официальном сайте утвержденного положения о закупке за-казчик вправе осуществить такую закупку заново, основываясь на положениях Феде-рального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ.
Жалоба ООО "Сибторг" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" представил следующие возражения на жалобу.
Заявитель считает, что Заказчик при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку цифровой печатной машины разместил Положение о закупках Новосибирского государственного университета в формате необоснованно усложняющем подготовку заявок на участие в электронном аукционе.
Заказчик считает довод Заявителя несостоятельным по следующим причинам:
В тексте документации открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку цифровой печатной машины содержится ровно 4 упоминания Положения о закупках НГУ (в том числе на титульном листе документации и в проекте контракта). В документации нет ни одной ссылки на "пункты и статьи Положения о закупке НГУ", о чём пишет Заявитель в своей жалобе. Таким образом, из текста жалобы становится понятно, что Заявитель либо невнимательно читал документацию аукциона либо сознательно пытается ввести комиссию Новосибирского УФАС в заблуждение, пытаясь убедить её в "необоснованном усложнении подачи заявки". Более того, 22.10.2018 г. Заявителем был подан запрос разъяснений (ответ на него был размещен 23.10.2018 г.) в котором он обвинял Заказчика в нарушении положений Федерального закона 44-ФЗ.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" "Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью".
Таким образом, размещённое в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" Положение о закупках НГУ соответствует требованиям, предъявляемым к электронным документам и равнозначен положению в бумажном виде.
Согласно п. 28 ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст): текстовым документом является документ, "содержащий речевую информацию, зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи".
Таким образом, размещенное в единой информационной системе Положение о закупках НГУ является текстовым документом. В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 данный документ не защищён и позволяет копировать любой фрагмент содержимого.
Поиск необходимой информации в Положении о закупке, о невозможности которого пишет Заявитель, также возможен и не представляет особых сложностей. Согласно Большому экономическому словарю "ПОИСК ИНФОРМАЦИИ - совокупность логических и технических операций, конечной целью которых является извлечение из массива документов нужной информации или документа по заданным признакам в соответствии с запросом". Положение о закупках НГУ небольшое (17 страниц) и хорошо структурированное, информация, касающаяся проведения аукциона занимает менее 1 страницы.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
19.10.2018 г. на сайте www.zakupki.gov.ru НГУ было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку цифровой печатной машины, извещение N 31807045100.
Открытый аукцион проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
НГУ осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" Утвержденное решением наблюдательного совета, протокол N1 от 27.06.2014 г.
В соответствии с п. 1.2 Приказа Казначейства России от 30.12.2015 N 26н "Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок" в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что, Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" размещено в ЕИС в общедоступном формате, доступно для ознакомления и не зашифровано. Размещение документов в формате PDF не ограничивает возможностей участников закупки по ознакомлению с данными документами, а также по копированию и поиску фрагментов документов.
Размещение заказчиком Положения о закупке товаров, работ, услуг в формате pdf требованиям законодательства не противоречит; файлы в формате pdf предусмотрены Порядком N 26н; информация размещена без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
При таких обстоятельствах Комиссия Новосибирского УФАС, установила, что Положение о закупке товаров, работ, услуг размещена в формате, допустимом для загрузки файлов на официальном сайте размещения заказов, доступна для ознакомления всем потенциальным участникам размещения заказа, размещение части документации в формате pdf не привело к ограничению числа участников закупки.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сибторг" на действия заказчика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" при проведении открытого аукциона в электронной форме, на поставку цифровой печатной машины (извещение N 31807045100 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 8 ноября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.11.2018