Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения ООО "СВ-Стиль" (далее также - Общество) от заключения договора с ОАО "РЖД" (далее также - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту силовых установок (реестровый N 31705803641, далее - Аукцион), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1211) (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение Заказчика о проведении проверки факта уклонения ООО "СВ-Стиль" от заключения договора.
Исходя из доводов обращения Общество признано уклонившимся от заключения договора в связи с непредставлением в установленный Аукционной документацией срок подписанного проекта договора, а также сведений о владельцах, включая конечных бенефициаров.
Выслушав представителей, явившихся на заседание Комиссии, изучив документы, представленные в материалы дела, Комиссия приходит в выводу об отсутствии в действиях ООО "СВ-Стиль" оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков исходя из следующего.
Согласно протоколу проведения Аукциона N 11585/ОАЭ-ЦДРП/17/2 от 01.02.2018 победителем Аукциона признан участник ООО "СВ-Стиль".
07.02.2018 посредством электронной почты Заказчиком был направлен проект договора с приложениями в адрес победителя для заполнения и последующего согласования с Заказчиком.
Вместе с тем Заказчик в своем письме указал на необходимость направления отсканированного подписанного проекта контракта на электронную почту Заказчика.
В соответствии с пунктом 296 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупках) Договор заключается на условиях, указанных в аукционной документации и в аукционной заявке победителя или участника, с которым заключается договор.
Согласно пункту 8.3.3 Аукционной документации участник Ааукциона, с которым заключается договор, должен предоставить обеспечение исполнения договора, иные документы, если документацией предусмотрено их представление на этапе заключения договора и подписанный со своей стороны договор не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты получения проекта договора от заказчика.
Таким образом, крайним сроком направления указанных документов является 14.02.2018.
Как установила Комиссия, подписанный со своей руки проект договора в отсканированном виде была направлен в адрес электронной почты Заказчика 07.02.2018, как было указано при направлении проекта договора Заказчиком.
14.02.2018 в адрес ОАО "РЖД" в качестве обеспечения исполнения договора Обществом были перечислены денежные средства на сумму 226 261, 38 руб., что подтверждается копией платежного поручения N 90 от 14.02.2018.
При этом подписанный со своей стороны проект договора, а также сведения о владельцах ООО "СВ-Стиль" на бумажном носителе поступили в адрес Заказчика 21.02.2018, то есть в нарушение установленного Аукционной документацией срока.
Вместе с тем 20.02.2018 письмом N 6 Общество сообщило Заказчику причину нарушения регламентированных сроков связанную с пребыванием ответственного сотрудника по договорам на больничном. Указанное подтверждается копиями больничных листов, имеющихся в материалах дела.
В соответствии с пунктом 298 Положения о закупках если победитель открытого аукциона, не подписал протокол аукциона либо уклонился от подписания договора, либо не представил в установленные аукционной документацией сроки надлежащего обеспечения исполнения договора, он признается уклонившимся от заключения договора.
В виду нарушения сроков представления документов, установленных Аукционной документацией, Общество протоколом заседания конкурсной комиссии N 11585/ОАЭ-ЦДРП/17/3 от 15.03.2018 было признано уклонившимся от заключения договора.
Как следует из смысла статьи 55 Конституции Российской Федерации (в истолковании Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П; Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) применяемые государственными органами санкции должны соответствовать характеру совершённого деяния, принципу юридического равенства, основываться на соразмерности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, исключать произвольное толкование и применение.
Для признания Общества недобросовестным поставщиком, уклонившимся от заключения договора, Комиссия не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоответствия действий лица положениям законодательства (Документации), а обязана выяснить все обстоятельства дела, установить недобросовестность лица в совершении действий или бездействия, осуществленных намеренно с целью уклонения от заключения договора, так и в их совершении по неосторожности, когда участник по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является совокупность факта несоответствия действий лица положениям законодательства (документации), а также факта недобросовестного поведения (в контексте изложенной выше правовой позиции) в виде уклонения от заключения договора или от исполнения его условий.
На заседании Комиссии было установлено, что скан-копия подписанного договора была направлена в адрес заказчика посредством электронной почты в день получения Обществом проекта договора. Денежные средства в качестве обеспечения исполнения договора были переведены на счет Заказчика в установленные Аукционной документацией сроки. В материалы дела представлены доказательства, подтверждающие нахождение сотрудника на больничном. В конечном итоге Обществом были направлены все требуемые Аукционной документацией документы для заключения договора.
Комиссией установлено, что в действиях ООО "СВ-Стиль" отсутствуют признаки недобросовестности, являющиеся основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку им совершены все возможные и зависящие от него действия.
Комиссия, исходя из конкретных обстоятельств проведения Аукциона, оценивает доказательства, представленные в материалы дела, из которых следует, что действия Общества не имели недобросовестного умысла, а также не повлияли на ограничение конкуренции. Указанное подтверждается направлением денежных средств в адрес Заказчика в качестве обеспечения исполнения договора, а также представление подписанного проекта договора и сведений о владельцах, включая конечных бенефициаров. Следовательно, формальное незаключение договора в установленные сроки не свидетельствует об уклонении Общества от его заключения.
В настоящем случае Комиссией не установлено в действиях Общества признаков недобросовестного поведения в форме совершения действий или бездействия, осуществленных намеренно с целью уклонения от заключения договора, так и в их совершении по неосторожности, когда участник по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков будет только такое уклонение лица, которое свидетельствует о недобросовестном поведении, совершении умышленных действий (бездействия), которое привело к невозможности заключения контракта с этим лицом, признанным победителем Закупки, и нарушающих права заказчика относительно условий или к нарушению срока исполнения договора.
Закон о закупках и Постановление N 1211 не обязывают Комиссию включать сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки действий в каждом конкретном случае.
Комиссия также считает необходимым отметить, что с участником, заявке которого было присвоено второе место, заключен договор от 22.05.2018 N 2926204, в связи с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии существенных негативных последствий для Заказчика.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия не усматривает оснований для включения сведений об ООО "СВ-Стиль" в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, приказом ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 Комиссия
ЗАКЛЮЧИЛА:
Не рекомендовать включение сведений об ООО "СВ-Стиль" (адрес: 394005, Воронеж, ул. Мордасовой, д. 7А, оф. 84, ОГРН:1073668014133, ИНН:3662129643) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 5 Закон о закупках включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июля 2018 г. N 2-19-7980/77-18 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - проект договора - аукционная документация - заключение договора - обеспечение исполнения контракта)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.12.2018