Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе
04 декабря 2018 г., рассмотрев дело N 13-Р/18 от 12.11.2018 г., возбужденное в отношении ООО "Евромедцентр" (ИНН 0411162110, ОГРН 1120411005406, г. Горно-Алтайск, ул. Заводская, 13), по факту размещения рекламного объявления об оказании медицинских услуг специалистами ООО "Евромедцентр" в с. Турочак с признаками нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
в отсутствии заявителя - межрегионального общественного фонда "Здоровье Сибири" (уведомлен надлежащим образом);
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО "Евромедцентр" (доверенность 18.07.2018 г. б/н),
УСТАНОВИЛА:
В адрес УФАС по РА поступило заявление МОФ "Здоровье Сибири" (вх. N3596 от 12.10.18г.) о размещении объявления об оказании медицинских услуг специалистами ООО "Евромедцентр" в с. Турочак следующего содержания: "13 октября 2018 года с 10-00 ч. по адресу: Турочакский район, с. Турочак, ул. Набережная, 1 прием будут вести специалисты медицинской клиники ООО "Евромедцентр":
1. Акушер-гинеколог (включая УЗИ, УЗИ по беременности);
2. офтальмолог;
3. оториноларинголог;
4. невролог.
тел. 8(388-22) 22979".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространяемая вышеуказанным способом информация об оказываемых услугах акушера-гинеколога, офтальмолога, оториноларинголога, невролога является рекламой, так как она публична, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания и формирование интереса к объекту рекламирования - услугам акушера-гинеколога, офтальмолога, оториноларинголога, невролога, что способствует продвижению указанных услуг на рынке.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В свою очередь, под диагностикой, понимается комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий (пункт 7), под лечением - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8).
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих специальных методов.
В соответствии с приложением к приказу Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" услуги врача акушера - гинеколога (код услуги В.01.001.001), невролога (код услуги B01.023.001), оториноларинголога (код услуги B01.028.001), офтальмолога (код услуги B01.029.001) относятся к медицинским услугам.
Системный анализ приказа Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" позволяет сделать вывод, что рекламируемые услуги акушера - гинеколога, невролога, оториноларинголога, офтальмолога являются медицинскими услугами.
На территории Российской Федерации порядок и условия рекламирования лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники определены статьей 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемой рекламе отсутствует пометка о наличии противопоказаний к пользованию медицинскими услугами и необходимости получения консультации специалистов, что противоречит части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признается ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований статьи 24 Федерального закона "О рекламе", ответственность возложена на рекламодателя.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
01.11.2018 г. ООО "Евромедцентр" представлены пояснения (вх. N 3834), согласно которым рассматриваемая реклама была изготовлена самостоятельно силами ООО "Евромедцентр" на офисном принтере и распространялась сотрудниками ООО "Евромедцентр", что свидетельствует о том, что данная реклама принадлежит ООО "Евромедцентр" (ИНН 0411162110, ОГРН 1120411005406, г. Горно-Алтайск, ул. Заводская, 13).
13.11.2018 г. ООО "Евромедцентр" представлены пояснения (вх. N 3996), согласно которым рассматриваемая реклама распространялась среди сел Турочакского района сотрудниками ООО "Евромедцентр", о необходимости сопровождения рекламы медицинских услуг предупреждениями о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов осведомлены не были.
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Евромедцентр".
При решении вопроса о возможности выдачи предписания, Комиссия УФАС по РА руководствовалась тем фактом, что распространение ООО "Евромедцентр" рассматриваемой рекламы в с. Турочак носило разовый характер (в рекламе указана дата оказания медицинских услуг 13.10.2018 г.).
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "13 октября 2018 года с 10-00 ч. по адресу: Турочакский район, с. Турочак, ул. Набережная, 1 прием будут вести специалисты медицинской клиники ООО "Евромедцентр":
1. Акушер-гинеколог (включая УЗИ, УЗИ по беременности);
2. офтальмолог;
3. оториноларинголог;
4. невролог.
тел. 8(388-22) 22979", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", а именно отсутствует пометка о наличии противопоказаний к пользованию медицинскими услугами и необходимости получения консультации специалистов;
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ в отношении ООО "Евромедцентр", виновного в нарушении рекламного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Алтай в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 18 декабря 2018 г. N 13-Р/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.12.2018