Руководитель Северо-Осетинского УФАС России Плиев Роман Русланович, рассмотрев протокол и другие материалы дела об административном правонарушении N 34-11/К-18, возбужденного в отношении ООО "Иртелком" по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Северо-Осетинским УФАС России осуществляется контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при проведении торговых процедур, во исполнение Поручения ФАС России от 06.07.2018 г. N АЦ/51668/18.
По результатам изучения и анализа полученной информации установлено, что участниками торговых процедур (электронные аукционы с реестровыми номерами 0310200000318000172, 0310200000318000103, 0310200000318000099) в 2016 году использовались одинаковые IP-адреса подачи ценовых предложений и подписания контрактов, а также осуществлялись выходы в сеть Интернет на ресурс http://www.roseltorg.ru/ с IP-адреса 78.110.148.10, провайдером которого является ООО "Иртелком".
Управлением был направлен запрос информации (исх. N 3827 от 26.09.2018 г.) в адрес ООО "Иртелком", о предоставлении следующих сведений:
- о хозяйствующих субъектах, за которыми зарегистрирован указанный IP-адрес (наименование/Ф.И.О.; адрес; телефон; N договора);
- сведения о выходах на ресурсы электронных торговых площадок с указанного адреса;
- письменные пояснения о возможностях выхода в сеть Интернет с использованием данного IP-адреса с разных фактических адресов;
- копии соответствующих договоров, а также письменные пояснения о возможностях выхода в сеть Интернет с использованием данного IP-адреса с разных фактических адресов.
Письмом от 10.10.2018 г. исх. N 466 ООО "Иртелком" был представлен отказ от предоставления запрашиваемой информации, со ссылкой на положения пункта 1.1 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), при этом указав, что согласно статье 53 Закона о связи сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции") антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме.
На антимонопольный орган Законом о защите конкуренции и иными нормативными правовыми актами возложены, в том числе, функции по выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер для прекращения данных нарушений и привлечению к ответственности за эти нарушения.
В ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и иных лиц с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах (часть 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции установлена обязанность коммерческих организаций и иных лиц представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Таким образом, случаи и порядок предоставления антимонопольному органу сведений, составляющих любую охраняемую законом тайну, предусмотрены статьей 25 Закона о защите конкуренции, а их непредставление по мотивированному запросу антимонопольного органа, если они необходимы для реализации возложенных на антимонопольный орган полномочий, противоречит данной норме Закона о защите конкуренции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 3.1 Постановления от 17.03.2013 N 1-П непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) могут повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование антимонопольными органами соответствующих фактических обстоятельств, специфики товарных рынков и, как следствие, - искажение результатов контрольных мероприятий, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц.
В силу положений части 1 статьи 53 Закона о связи, сведения об абонентах как персональные данные по общему правилу не подлежат раскрытию операторами связи перед третьими лицами.
В то же время нормами федерального законодательства предусмотрены случаи обязательного представления персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 53, части 1 статьи 64 Закона о связи предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом и другими федеральными законами. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
Антимонопольный орган наделен правом получения такой информации в силу положений статьи 25 Закона о защите конкуренции. При этом гарантией соблюдения установленных законом ограничений в предоставлении персональных данных является статья 26 Закона о защите конкуренции, которой установлена обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, а также ответственность органа и его сотрудников.
В настоящем случае Северо-Осетинское УФАС России в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при проведении торгов, во исполнение Поручения ФАС России запрашивало у ООО "Иртелком" необходимую информацию, в соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции.
Непредставление запрашиваемой информации препятствует Северо-Осетинскому УФАС России осуществлению необходимых, возложенных на антимонопольный орган законом, полномочий, что послужило основанием для составления протокола N 34-11/К-18 об административном правонарушении от 20.12.2018 г.
Протокол был составлен с участием законного представителя ООО "Иртелком" Л.В.Х., действующего на основании доверенности от 14.12.2018 г. N 38. Копия протокола была вручена уполномоченному представителю ООО "Иртелком", а также направлена заказным письмом с уведомлением о вручении.
Таким образом, в действиях ООО "Иртелком" содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, в соответствии с которой непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случав, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений, за исключением случаев, предусмотренных часть 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо препятствий к своевременному представлению информации по делу не установлено.
Таким образом, ООО "Иртелком" не предприняло все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение своих обязанностей по представлению информации антимонопольному органу, им не соблюдена та необходимая степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась при предоставлении запрашиваемой информации, необходимой Северо-Осетинскому УФАС России в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при проведении торговых процедур, во исполнение Поручения ФАС России.
ООО "Иртелком" в своем объяснении по делу N 34-11/К-18 указало, что в соответствии со статьей 53 Закона о связи, сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. К сведениям об абонентах относятся наименование абонента - юридического лица, ФИО руководителя и работников юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.
В силу статьи 64 Закона о связи операторы обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
В статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-Фз "Об оперативно-розыскной деятельности" указаны органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, среди которых антимонопольный орган не указан.
ООО "Иртелком" считает, что названный закон не содержит прямого указания на полномочия Федеральной антимонопольной службы запрашивать у операторов связи сведения о абонентах.
По мнению Общества, в действиях ООО "Иртелком" отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст.19.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения ООО "Иртелком" подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Время совершения административного правонарушения - 10 октября 2018 года.
Место совершения административного правонарушения - Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул.Калинина, д. 2А.
Дело рассмотрено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Дело рассмотрено в отсутствие законного (уполномоченного) представителя ООО "Иртелком" надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления N 36200130810608.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, а так же отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, руководствуясь статьями 2.1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, 23.48, ч.1 ст.29.9, ч.5 ст.19.8 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью "Иртелком" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить ООО "Иртелком" наказание в виде административного штрафа в размере - 50 000 рублей (пятидесяти тысяч рублей).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 8 (8672) 54-52-52) копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
В соответствии частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд или вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель управления Р.Р.Плиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 11 января 2019 г. N 34-11/К-18 (ключевые темы: антимонопольный орган - оперативно-розыскная деятельность - услуги связи - охраняемая законом информация - закон о защите конкуренции)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.01.2019