Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Руководитель управления <_.>.
члены Комиссии:
<_.>, начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
<_.>, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;
рассмотрев дело N 21 по признакам нарушения ООО "ТелеНэт" (ИНН: 3811165577) пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Забайкальского УФАС России поступило заявление филиала ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в Забайкальском крае, указывающее на признаки нарушения законодательства о рекламе со стороны ООО "ТелеНэт" (ИНН: 3811165577).
Согласно заявлению на территории города Чита, распространяются рекламные листовки следующего содержания: "ТЕЛ. <_.>ВСЕ ПО ОДНОЙ ЦЕНЕ СУПЕР АКЦИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЕ 99 руб./месс СУПЕР АКЦИЯ ИНТЕРНЕТ 99 руб./мес ТЕЛЕНЭТ - ЭТО НИЗКАЯ ЦЕНА И ВЫСОВОЕ КАЧЕСТВО ИНТЕРНЕТ 99 РУБ.МЕС ТЕЛЕВИДЕНИЕ 99 РУБ. МЕС 8-924-<_.>".
Как указывает заявитель, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации, относительно срока проведения акции, условий подключения и стоимости предоставляемой услуги, что является признаком недостоверности и введения в заблуждение потребителей.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товаром, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержания интереса к объекту рекламирования - услугам по подключению потребителей к сети "Интернет" и кабельному телевидению, и нацелена на продвижение указанного товара на рынке, следовательно, является рекламой.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Комиссией Забайкальского УФАС России проведен осмотр официального интернет-сайта ООО "ТелеНэт", по его результатам составлен акт. На странице, посвященной разделу "Новости и акции", содержащей различные предложения общества по услугам подключения доступа к сети "Интернет" и кабельному телевидению, среди прочего обнаружена информация об акции под названием "Все по 99 рублей" - https://telenet-c<_.>. Указанная акция на сайте имеет описание следующего содержания: "В преддверии жаркого сезона мы запускаем новую акцию "Все по 99 рублей". Вы можете подключить интернет со скоростью 100 Мбит/с всего за 99 руб./мес. Акция распространяется и на услугу кабельное телевидение - смотри около 200 телеканалов всего за 99 руб./мес. После истечения срока действия акции абонент переводится на обычный тарифный план интернет 100 Мбит/с - 400 руб./мес. и телевидение 200 телеканалов - 150 руб./мес. Акция действуют на территории г.Читы для новых абонентов компании, а также абонентов, которые не пользуются услугами компании более 3 (трёх) месяцев и не имеют задолженности. Срок действия акции 3 месяца с момента подключения. Услуги оказывает ООО "ТелеНэт" при наличии технической возможности. Оставить заявку можно у нас на сайте или по телефон <_.>".
В соответствии с вышеуказанным, Управлением установлено, что рассматриваемая информация распространяется посредством рекламных листовок (объявлений) и путем размещения на официальном сайте ООО "ТелеНэт". Согласно положениям Письма Федеральной антимонопольной службы от 28 августа 2015 г. N АК/45828/15 "О рекламе в сети "Интернет", не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компании. Ввиду того, что информация об акции, размещенная на официальном сайте общества, представлена в ином, чем в рекламных листовках (объявлениях) объеме, с указанием всех условий предоставления услуги, включая ограниченный срок и круг лиц, то действия общества, рассматриваются с позиции оценки на предмет соответствия рекламному законодательству. Сведений о дополнительных видах, способах распространения ранее указанной информации, в материалах дела не имеется.
Пункт 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" гласит о том, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг/приобретения товара.
Размер скидки, а именно стоимость услуги в период акции значителен для потребителя, так как товар, который заинтересовал гражданина, вне сроков ее проведения превышает цену более, чем в три раза. Цена на товар - один из ведущих факторов конкурентной борьбы, указание в рекламе конкретного размера скидки привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования и способно сформировать их интерес к именно рекламируемому товару. Кроме того, скрытые условия предоставления услуги по акции, не позволяют впоследствии всем желающим потребителям ею воспользоваться, то есть указания на ограничение круга лиц и срока действия предложения - также одни из основных условий, которые не позволяют потенциальному потребителю, объективно оценить возможность приобретения товара (услуги). Следовательно, у потребителей отсутствовала фактическая возможность получить рекламируемую услугу с определенными потребительскими характеристиками, по заявленной цене непосредственно у оператора связи "ТелеНэт".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
В соответствии с частью 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) рекламы лицо. В данном случае, рекламодателем является ООО "ТелеНэт".
Таким образом, в действиях ООО "ТелеНэт" усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе".
Согласно письменным пояснениям, представленным ООО "ТелеНэт", рассматриваемые рекламные листовки общество не распространяло. Как указано в пояснениях, общество проводило акцию "Все по 99 рублей", условия и сроки которой размещались на официальном сайте общества (telenet-<_.>). Также общество считает, что данную рекламу распространяли конкуренты с целью дискредитации компании.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела N 21, состоявшегося 08.10.2018, в присутствии представителя по доверенности от 14.01.2016 г. ПАО "МТС" <_.>., директор ООО "ТелеНэт" <_.>., на вопросы членов Комиссии пояснил следующее. Акция "Все по 99 рублей" действует по настоящее время, общество осуществляет свою деятельность на территории г. <_.>, г. <_.> и <_.> области. Лично <_.>. рассматриваемая реклама никогда не была выявлена в распространении, работа с сотрудниками общества по выяснению данного вопроса не проведена. Общество регулярно рекламирует предоставление своих услуг посредством телемаркетинга, телевизионной рекламы, размещения информации на каналах (частотах) радиостанций, размещения информации на таких сайтах, как "<_.>" и "<_.>", официального сайта общества в том числе. Основную деятельность общество осуществляет на территории поселка "<_.>" г. <_.>, где согласно пояснениям представителя по доверенности от 14.01.2016 г. ПАО "МТС" <_.>., и были выявлены рекламные листовки. Также <_.>. пояснено, что в настоящее время на территории, где было выявлено распространение спорной рекламы, распространяется иная реклама - также с указанием информации об обществе.
Для целей реализации антимонопольным органом возложенных на него полномочий, антимонопольный орган должен обладать документами и доказательствами, необходимыми для обоснованного решения.
На основании вышеизложенного, для объективного и всестороннего рассмотрения дела N 21, необходима дополнительная информация.
Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, для получения, дополнительных доказательств, в соответствии с пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Рассмотрение дела N 21 отложить.
2. Назначить дело N 21 к рассмотрению на <_.> ноября 2018 года в 11 часов 00 минут, по адресу: г. Чита, ул. Лермонтова 14, каб. 1.
3. Явка законных представителей с надлежащим образом заверенными доверенностями на участие в рассмотрении дела обязательна.
4. ООО "ТелеНэт" в срок до <_.> ноября 2018 года представить следующие документы и материалы:
- надлежащим образом заверенный список численности всех сотрудников общества (за период с мая 2018 года по настоящее время), в том числе трудоустроенных для целей распространения информации об обществе (его деятельности);
- сведения о территории распространения информации по рассматриваемой рекламной акции, в том числе указанных рекламных листовок, а также период действия акции и распространения данных листовок;
- согласованные рекламные материалы (макеты/кадры), распространенные впоследствии посредством телевизионной рекламы, в сети "Интернет" (рекламные статьи в том числе), посредством рекламных листовок, в период с февраля 2017 года по настоящее время (октябрь 2018);
- договоры с рекламопроизводителями/рекламораспространителями, платежные документы, акты сдачи-приемки выполненных работ, по рекламным материалам, изготовляемым в виде буклетов/листовок, распространяемым любым способом (в виде изображений различного формата для размещения на сайтах, в виде буклетов для распространения в точках оформления (офисах продаж) предоставляемых услуг) за период с 2017 по 2018 год, электронная переписка об их согласовании при наличии;
- дополнительные письменные пояснения по признакам нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", при наличии.
Одновременно напоминаем, что в соответствии с частью 6 статьи 19.8 КоАП непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Председатель Комиссии <_.>
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 9 октября 2018 г. N 02-06-21/2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.10.2018