Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Членов Комиссии:
К <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
С<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя АО "СОГАЗ" - Т<_>
от заказчика - Управления Росгвардии по Алтайскому краю - У<_>, Д<_>,
рассмотрев жалобу АО "СОГАЗ" на действия заказчика по закупке N 0117400000219000002 "Услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
АО "СОГАЗ" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на действия заказчика по закупке N 0117400000219000002 "Услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)".
Заявитель полагает, установленный порядок оценки нарушает требования действующего законодательства, а именно: заказчиком неправомерно не применяются стоимостные критерии оценки "Цена контракта" и "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ" и их значимость, установлены критерии оценки, создающие преимущество только одному страховщику АО "АльфаСтрахование", незаконно установлена обязанность подрядчика осуществлять эвакуацию за счет Страховщика транспортного средства владельца транспортного средства, неправильно установлено обеспечение исполнения Контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены Контракта, без учета того, что оплата страхового полиса производится на условиях 100% предоплаты, что по существу является авансовым платежом.
На основании изложенного заявитель просит приостановить закупку до рассмотрения настоящей жалобы по существу, провести внеплановую проверку по размещению данной закупки, признать жалобу обоснованной, признать Заказчика нарушившим ст. 8, ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе, обязать Заказчика внести изменения в конкурсную документацию, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание в соответствии с действующим законодательством.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, представили обоснование своих позиций.
Ознакомившись с пояснениям сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия пришла к следующим выводам.
18.02.2019 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация по открытому конкурсу в электронной форме N 0117400000219000002, предмет закупки - услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
1. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки установлены следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортах средств" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется указанием Банка России от 4 декабря 2018 г. N 5000-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Таким образом, заказчиком правомерно не применяются стоимостные критерии оценки "Цена контракта" и "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ" и их значимость.
Доводы заявителя, что Заказчиком в нарушение ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлены критерии оценки, создающие преимущество только одному страховщику АО "АльфаСтрахование", не обоснованы в силу нижеследующего.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в случае подачи жалобы заявителем к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Жалоба содержит "Анализ показателей, являющихся предметом оценки показателей наличия финансовых ресурсов по утвержденной заказчиком шкале оценок", который подтверждает, по мнению заявителя, доводы о том, что победитель по данной закупке определен на этапе публикации документации о закупке. В заседании комиссии представитель заявителя пояснила, что в данном анализе представлены не все участники страхового рынка, а только самые крупные.
Между тем, приведенный анализ не свидетельствует о незаконности установленных критериев оценки, создающих преимущество только одному страховщику АО "АльфаСтрахование", иных доказательств жалоба не содержит.
2. Заказчиком в качестве одного из показателей критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлено наличие у Страховщика возможности осуществления эвакуации за счет Страховщика транспортного средства владельца транспортного средства, пострадавшего в результате дорожно- транспортного происшествия.
Пунктом 2.5 проекта государственного контракта предусмотрено, что Страховщик обязан осуществить эвакуацию за счет Страховщика транспортного средства владельца транспортного средства, пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия. Данный пункт включается в контракт в случае, если в заявке на участие в конкурсе участник закупки по соответствующему показателю указал наличие такой возможности.
Возможность эвакуации является нестоимостным критерием оценки заявок на участие в конкурсе, позволяет определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям Заказчика, прямо связано с оказанием услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обеспечивает наиболее качественное оказание услуг. Кроме того, осуществление эвакуации условиями контракта поставлено в зависимость от наличия такой возможности у участника закупки.
3. В соответствии с п. 3.3. проекта государственного контракта оплата страхового полиса производится на условиях 100% предоплаты страховой премии за каждое транспортное средство, на основании счета, выставленного в течение 2 рабочих дней с момента заключения настоящего контракта.
В соответствии с п. 27 "Информационной карты" обеспечение исполнения Контракта устанавливается в размере 10% от начальной (максимальной) цены Контракта.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
По мнению Заявителя оплата страхового полиса на условиях 100% предоплаты страховой премии является 100% авансированием, следовательно размер обеспечения должен быть установлен в размере аванса, то есть 100% от начальной (максимальной) цены Контракта
Между тем, согласно пункту 1 статьи 954 Гражданского кодекса Российской Федерации под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования. Страховая премия представляет собой предусмотренное договором вознаграждение страховщика за принятие им на себя обязательства по страховой выплате в случае наступлении страхового случая.
Авансом является предварительная выплата заказчиком определенной денежной суммы в счет предстоящих платежей за поставленные ему товары, выполняемые для него работы, услуги. Аванс представляет форму предоплаты, призванную заинтересовать исполнителя, гарантировать получение денег со стороны заказчика, возместить предстоящие расходы исполнителей. В случае расторжения договора аванс подлежит полному или частичному возврату.
В этой связи внесение страховых премий не является уплатой авансовых платежей, обеспечение исполнения контракта в размере 10 % начальной (максимальной) цены контракта установлено в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "СОГАЗ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 14 марта 2019 г. N 022/06/50-31/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.03.2019