На основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", Комиссией Липецкого УФАС России по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия), в составе:
проведена проверка подтверждения достоверности фактов, содержащихся в документах и сведениях, поступивших от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (далее также - заказчик) об уклонении ООО "Управляющая Компания "Капремстрой" от заключения договора по итогам проведения аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в целях заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: Липецкая область, г.Липецк, мкр.15-й, д.3, Липецкая область, г.Липецк, мкр.15-й, д.33, Липецкая область, г.Липецк, пр-кт Победы, д.94, Липецкая область, г.Липецк, ул.Доватора, д.8, Липецкая область, г.Липецк, ул.Космонавтов, д.62/1, Липецкая область, г.Липецк, ул.Титова, д.7/4, Липецкая область, г.Липецк, ул.Титова, д.7/5 (извещение NРТС248А180120) (далее- аукцион).
Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.
Проверка проведена присутствии представителей:
- ООО "Управляющая Компания "Капремстрой" - Кутафиной Е.А. (по доверенности),
- Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области Пирожкова О.О. (по доверенности).
Комиссией при рассмотрении материалов в рамках проведения проверки установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 21.02.2019, в порядке, установленном Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N615, (далее - Положение) от заказчика поступили сведения в связи с уклонением единственного участника аукциона- ООО "Управляющая Компания "Капремстрой" (далее также- участник; общество) от заключения договора по итогам проведения аукциона. Согласно представленной информации, данный участник аукциона не представил заказчику подписанный договор о проведении капитального ремонта и не представил обеспечение исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта. В связи с чем, указанное общество было признано уклонившимся от заключения договора.
Данный факт полностью подтвердил представитель заказчика, присутствующий при проведении проверки, а также пояснил, что общество неоднократно добросовестно исполняло обязательства перед заказчиком по другим договорам. Об обстоятельствах, не позволивших обществу предоставить обеспечение исполнения договора, заказчик был уведомлен. При этом, заказчик полагает, что сведения об обществе не подлежат включению в реестр, поскольку общество добросовестно исполняло свои обязательства по большому количеству договоров, заключенных с заказчиком.
Представитель ООО "Управляющая Компания "Капремстрой" пояснил, что договор был подписан в установленные сроки. Однако, ни один из банков, к которому общество обратилось за предоставлением банковской гарантии, ее не предоставил. Внести обеспечение в виде денежных средств не представлялось возможным, в связи с тем, что для исполнения еще одного договора, заключенного с заказчиком, были закуплены материалы на большую сумму. Осуществить заем денежных средств также было невозможно, поскольку последние банки отказали непосредственно перед подписанием договора, что сделало невозможным быстрый заем средств.
Как установлено, Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (далее - заказчик) проведен электронный аукцион оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в целях заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: Липецкая область, г.Липецк, мкр.15-й, д.3, Липецкая область, г.Липецк, мкр.15-й, д.33, Липецкая область, г.Липецк, пр-кт Победы, д.94, Липецкая область, г. Липецк, ул.Доватора, д.8, Липецкая область, г. Липецк, ул. Космонавтов, д.62/1, Липецкая область, г. Липецк, ул.Титова, д.7/4, Липецкая область, г.Липецк, ул.Титова, д.7/5 (извещение NРТС248А180120).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок аукциона NРТС248А180120 от 16.01.2019, рассматриваемый аукцион признан несостоявшимся ввиду того, что на его участие подана единственная заявка, которая была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 185 Положения, заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона передает победителю электронного аукциона проект договора о проведении капитального ремонта, который составляется путем включения цены договора о проведении капитального ремонта, предложенной победителем электронного аукциона при проведении электронного аукциона, в проект договора о проведении капитального ремонта, прилагаемый к документации об электронном аукционе. Договор о проведении капитального ремонта заключается с победителем электронного аукциона. Сведения о заключенном договоре о проведении капитального ремонта в течение 2 рабочих дней со дня его подписания направляются заказчиком оператору электронной площадки.
Данное требование также содержится в пункте 4 раздела IX документации об электронном аукционе.
При этом, как установлено, пункт 24 раздела X "Информационная карта" документации об электронном аукционе содержит срок, в течение которого победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, должен подписать договор о проведении капитального ремонта и передать его заказчику. Так, победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, обязан подписать такой договор и передать его заказчику в течение десяти календарных дней со дня получения проекта договора о проведении капитального ремонта. При этом победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается договор, одновременно с договором обязан представить заказчику документ, подтверждающий обеспечение исполнения обязательств по договору в установленном размере.
Согласно представленным сведения, 15.02.2019 обществом подписан проект договора, но не представлен документ, подтверждающий обеспечение исполнения обязательств по договору в установленном размере.
Согласно пункту 206 Положения и пункта 12 раздела IX документации об электронном аукционе, исполнение обязательств по договору о проведении капитального ремонта обеспечивается:
а) банковской гарантией, выданной банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - банковская гарантия);
б) обеспечительным платежом.
При этом, в силу пункта 205 Положения, договор о проведении капитального ремонта заключается только после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, обеспечения исполнения обязательств по договора о проведении капитального ремонта в размере, указанном в извещении о проведении электронного аукциона.
Исходя из представленных документов и сведений следует, что общество в период с 19.01.2019 по 15.02.2019 обращалось в 11 банковских организаций для получения банковской гарантии для обеспечения исполнения обязательств по договору.
Однако ни один из банков не одобрил предоставление банковской гарантии обществу.
При этом, данные банковские организации неоднократно предоставляли банковские гарантии обществу для обеспечения исполнения обязательств по иным договорам, заключенным с заказчиком.
Согласно пункта 199 Положения, в случае если единственный участник, допущенный к участию в электронном аукционе, или единственный участник электронного аукциона в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе, не представил заказчику подписанный договор о проведении капитального ремонта, переданный ему и (или) не представил обеспечение исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта, то победитель электронного аукциона (или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник, допущенный к участию в электронном аукционе, или единственный участник электронного аукциона) признается уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 200 Положения, в случае уклонения победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственного участника, допущенного к участию в электронном аукционе, или единственного участника электронного аукциона, от заключения договора о проведении капитального ремонта заказчиком составляется акт об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, которое уклонилось от заключения договора о проведении капитального ремонта, сведения о фактах, являющихся основанием признания победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственного участника, допущенного к участию в электронном аукционе, или единственного участника электронного аукциона, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Указанный акт размещается заказчиком на официальном сайте и направляется оператору электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после дня его подписания. Заказчик в течение 2 рабочих дней со дня подписания указанного акта направляет заверенную заказчиком копию указанного акта лицу, признанному уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.
Как установлено, 15.02.2019 заказчиком был составлен акт об уклонении общества от заключения договора о проведении капитального ремонта в связи с непредставлением документа, подтверждающего обеспечение исполнения обязательств по договору.
При этом, указанный акт в этот же день был размещен заказчиком на официальном сайте и направлен оператору электронной площадки. Кроме того, заверенная копия указанного акта направлена лицу, признанному уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.
Согласно пункта 254 Положения, ведение реестра недобросовестных подрядных организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с утвержденными им методическими рекомендациями.
При этом следует отметить, что Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных подрядных организаций без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Реестр недобросовестных подрядных организаций представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
Реестр недобросовестных подрядных организаций является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках закупочной процедуры.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных подрядных организаций по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном подрядчике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Свобода экономической деятельности не является абсолютным правом и может быть ограничена законом.
Однако сама возможность ограничений, так и характер определяется законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П).
При рассмотрении вопроса о признании подрядной организации уклонившейся от заключения договора, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта такого уклонения, либо наличием решения заказчика о расторжении договора в одностороннем порядке, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины подрядчика, правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении договора и т.д.
По результатам рассмотрения обращения Комиссией установлен факт не предоставления обеспечения исполнения обязательств по договору, вместе с тем, в данном случае сам по себе факт указанного нарушения обществом не свидетельствует о его недобросовестном поведении, и обусловлено объективными причинами, подтвержденными документально.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку общество не имело цели уклониться от заключения контракта.
В связи с вышеизложенным, Комиссия, руководствуясь главой 7 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615,
РЕШИЛА:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных подрядных организаций сведений об ООО "Управляющая Компания "Капремстрой" (398017 Липецкая область, город Липецк, улица 9-го Мая, дом 22, помещение 11, офис 24, ОГРН: 1114823008464, ИНН: 4823052033, КПП: 482301001, директор: Сизов Олег Александрович), в связи с не подтверждением достоверности фактов, содержащихся в документах и сведениях, поступивших от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области об уклонении данного общества от заключения договора по итогам проведения аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в целях заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: Липецкая область, г.Липецк, мкр.15-й, д.3, Липецкая область, г.Липецк, мкр.15-й, д.33, Липецкая область, г.Липецк, пр-кт Победы, д.94, Липецкая область, г.Липецк, ул.Доватора, д.8, Липецкая область, г.Липецк, ул.Космонавтов, д.62/1, Липецкая область, г.Липецк, ул.Титова, д.7/4, Липецкая область, г.Липецк, ул.Титова, д.7/5 (извещение NРТС248А180120).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 12 марта 2019 г. N 048/10/18.1-114/2019 (ключевые темы: капитальный ремонт - электронный аукцион - многоквартирный дом - ремонт общего имущества - заключение договора)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.03.2019