Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:
<_> - заместитель Председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<_> - член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<_> - член Комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
в присутствии представителей Заказчика - ГБУЗ "РОД" <_>, <_> (доверенности в материалах дела);
в присутствии представителя Заявителя - ООО "Биотэк" <_> (копия доверенности в материалах дела);
рассмотрев жалобу ООО "Биотэк" на действия комиссии Заказчика - ГБУЗ "РОД" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Абиратерон) для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканский онкологический диспансер" (извещение N 0306200011419000043) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262)
установила:
В своей жалобе Заявитель указывает, что его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, которая в нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе допустила к участию в аукционе и признала его победителем ЗАО "БИОКАД", представившего в составе своей заявки информацию о товаре, несоответствующую требованиям части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Так, в составе заявке ЗАО "БИОКАД" к поставке предложен лекарственный препарат с торговым наименованием "Абиратерон", лекарственная форма "таблетки, покрытые пленочной оболочкой 250 мг" (регистрационное удостоверение N ЛП-004919 от 12.07.2018, держатель РУ - ЗАО "БИОКАД", Россия), который не включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Кроме того, цена на указанный препарат, предложенный в составе заявки ЗАО "Биокад", отсутствует в Государственном реестре предельных отпускных цен на лекарственные препараты.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования электронного аукциона.
Заказчик в представленных письменных пояснениях (исх.N 443 от 22.03.2019) с доводами, указанными в жалобе, не согласился, просит признать жалобу необоснованной.
Документация об аукционе утверждена Главным врачом ГБУЗ "РОД" <_> и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) 15.02.2019.
Номер извещения: 0306200011419000043.
Краткое наименование электронного аукциона: поставка лекарственных препаратов (Абиратерон) для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканский онкологический диспансер".
Способ закупки: электронный аукцион.
Заказчик: ГБУЗ "РОД".
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 250 137,60 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.03.2019 N0306200011419000043-1, в адрес Заказчика поступили 3 (три) заявки. По результатам рассмотрения первых частей заявок все заявки были допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.03.2019 N 0306200011419000043-3, победителем аукциона признано ЗАО "Биокад" с предложенной ценой контракта 6 062 633,46 рублей.
Рассмотрение жалобы назначено на 29.03.2019 в 11 час. 00 мин., состоялось в указанное время. В связи с необходимостью получения дополнительной информации в рассмотрении настоящей жалобы объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 01.04.2019.
После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось Комиссией в прежнем составе без участия представителей сторон.
Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика, представителя Заявителя, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при закупке лекарственных средств документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 (далее - Постановление N 1380).
Согласно пункту 2 Постановления N 1380 при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают:
а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);
б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;
в) остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пунктам 1, 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 указанной статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Описание объекта закупки, установленное в разделе 3 "Техническое задание" документации об аукционе, содержит следующие требования к товару с МНН "Абираторен":
N п/п |
Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам и прочим конкретным показателям товара (параметры эквивалентности) |
||||
Международное непатентованное наименование |
Лекарственная форма, дозировка* |
Срок годности на день поставки товара от срока, указанного на упаковке (мес) |
Ед изм. |
Кол-во |
|
1 |
Абираторен |
таблетки, 250 мг |
не менее 16 мес. |
шт |
3840 |
**- Поставщик может предложить лекарственный препарат в кратной дозировке и двойном количестве (п.2, п/п "б" постановления N 1380 от 15.11.2017 г.: допускается установление лекарственного препарата без установления кратности).
На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заявителя пояснил, что извещение о проведении электронного аукциона является неотъемлемой частью документации о таком аукционе.
Поскольку в извещении установлено, что требуемый к поставке лекарственный препарат с МНН "Абираторен" включен в Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, аукционная комиссия должна была признать заявку ЗАО "БИОКАД" несоответствующей требованиям документации об аукционе, ввиду предоставления лекарственного препарата, не включенного в вышеуказанный перечень.
В свою очередь, представители Заказчика пояснили, что форма извещения, формируемая в единой информационной системе в сфере закупок, включает в себя сведения о наличии или отсутствии лекарственного препарата в перечне жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации (далее - Перечень ЖНВЛП).
Заказчику при формировании извещения в ЕИС необходимо выбрать вышеуказанную информацию, иначе опубликовать закупку будет невозможно.
Кроме того, при составлении технического задания были использованы данные коммерческих предложений и Государственного реестра лекарственных препаратов (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx), согласно которому на сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано не менее восьми лекарственных препаратов с характеристиками, соответствующими техническому заданию документации об аукционе:
п/п |
Торговое наименование |
Международное непатентованное наименование или группировочное (химическое) наименование |
Форма выпуска |
Наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата |
Страна держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата |
Регистрационный номер |
Дата государственной регистрации |
Дата окончания действ. рег. уд. |
Дата переоформления РУ |
Состояние |
1 |
Абиратерон АФ |
Абиратерон |
таблетки; |
Общество с ограниченной ответственностью "АБИРОФАРМ" (ООО "АБИРОФАРМ") |
Россия |
ЛП-005171 |
08.11.2018 |
08.11.2023 |
|
Д |
2 |
Теронред |
Абиратерон |
таблетки, покрытые пленочной оболочкой; |
Д-р Редди'с Лабораторис Лтд |
Индия |
ЛП-005021 |
30.08.2018 |
30.08.2023 |
|
Д |
3 |
Абиратерон |
Абиратерон |
таблетки, покрытые пленочной оболочкой; |
Закрытое акционерное общество "БИОКАД" (ЗАО "БИОКАД") |
Россия |
ЛП-004919 |
12.07.2018 |
12.07.2023 |
|
Д |
4 |
Абиратерон-ТЛ |
Абиратерон |
таблетки; |
Общество с ограниченной ответственностью "Технология лекарств" (ООО "Технология лекарств") |
Россия |
ЛП-004543 |
15.11.2017 |
15.11.2022 |
|
Д |
5 |
Абитера |
Абиратерон |
таблетки; |
Акционерное общество "Фармасинтез-Норд" (АО "Фармасинтез-Норд") |
Россия |
ЛП-004531 |
13.11.2017 |
13.11.2022 |
|
Д |
6 |
Зитига |
Абиратерон |
таблетки, покрытые пленочной оболочкой; |
ООО "Джонсон & Джонсон" |
Россия |
ЛП-003965 |
15.11.2016 |
15.11.2021 |
12.12.2017 |
Д |
7 |
Абиратерон НВ |
Абиратерон |
таблетки; |
ООО "НьюВак" |
Россия |
ЛП-003831 |
14.09.2016 |
14.09.2021 |
|
Д |
8 |
Амиранта |
Абиратерон |
таблетки; |
Лаборатория Тютор С.А.С.И.Ф.И.А. |
Аргентина |
ЛП-003630 |
16.05.2016 |
16.05.2021 |
|
Д |
9 |
Зитига |
Абиратерон |
таблетки; |
ООО "Джонсон & Джонсон" |
Россия |
ЛП-001632 |
06.04.2012 |
|
05.07.2018 |
Д |
В соответствии с приложением N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 2738-р в Перечень ЖНВЛП на 2019 год входит лекарственный препарат с МНН "Абиратерон" только с лекарственной формой - таблетки. Поэтому лекарственные препараты с торговыми наименованиями: "Теронред", "Абиратерон", "Зитига" не входят в вышеуказанный перечень, в связи с чем, для их оборота (реализация, получение, отпуск, применение) не требуется регистрация цены.
Кроме того, перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов был создан в целях регулирования цен на лекарственные средства. Задачей государственного регулирования цен на лекарственные препараты является повышение доступности лекарственных средств для населения и лечебно-профилактических учреждений.
Закон о контрактной системе не содержит запрета на закупку лекарственных препаратов, не включенных в вышеуказанный перечень.
В соответствии с подпунктами а) и б) пункта 2 Постановления N 1380 поставщик вправе предложить эквивалентную форму лекарственного препарата (таблетки или таблетки покрытые пленочной оболочкой) в кратной дозировке или двойном количестве, в связи с чем, к участию в аукционе могут быть допущены хозяйствующие субъекты, предложившие лекарственный препарат Абиратерон в дозировке, соответствующей требованиям, указанным в документации, а именно: 250 мг или в кратной дозировке или двойном количестве в лекарственной форме для приема внутрь (таблетки, таблетки, покрытые пленочной оболочкой и др.).
Кроме того, лекарственные формы "таблетки" и "таблетки, покрытые пленочной оболочкой" являются эквивалентными лекарственными формами. Эквивалентность данных лекарственных форм основана на положениях статьи 27.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращениях лекарственных средств", пунктом 2 части 1 которого установлено, что "под эквивалентными лекарственными формами понимаются разные лекарственные формы, имеющие одинаковые способ введения и способ применения, обладающие сопоставимыми фармакокинетическими характеристиками и фармакологическим действием и обеспечивающие также достижение необходимого клинического эффекта".
После перерыва в заседании Комиссии Карельского УФАС России в материалы дела были представлены письменные пояснения заинтересованного лица - ЗАО "БИОКАД" (вх. N 1616 от 01.04.2019), предложившего в составе заявки следующий лекарственный препарат:
МНН |
Торговое наименование / Сведения о качественных характеристиках товара, форма выпуска |
Производитель |
Нормативный срок годности |
Страна происхождения товара |
|
| |||||
Абиратерон |
Абиратерон, таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 250 мг N120 |
Владелец РУ: ЗАО "БИОКАД" - Россия; Пр.,Перв.Уп.,Втор.Уп.,Вып.к.-ОАО "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" (ОАО "Фармстандарт-УфаВИТА") - Россия. |
2 года |
РОССИЯ |
|
Данный препарат (регистрационный номер - ЛП 004919) признан взаимозаменяемым референтному (оригинальному) лекарственному препарату (регистрационный номер - ЛП 001632):
МНН |
Торговое наименование / Сведения о качественных характеристиках товара, форма выпуска |
Производитель |
Нормативный срок годности |
|
| ||||
Абиратерон |
ЗитигаR, таблетки, 250 мг N120 |
Владелец РУ: ООО "Джонсон & Джонсон"- Россия; Пр. готовой ЛФ - Патеон Инк., Канада; Патеон Франс, Франция Перв.Уп., - Патеон Инк., Канада; Янссен-Силаг С.п.А., Италия Втор.Уп.,Вып.к.- Янссен-Силаг С.п.А., Италия |
2 года |
|
Информация о взаимозаменяемости является открытой и отражается в Государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx).
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП не могут быть реализованы и отпущены до момента регистрации предельной отпускной цены на такие препараты. Данное требование установлено с целью контроля цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. С учетом ценности таких лекарственных препаратов завышение цены на них недопустимо.
Лекарственный препарат "Абиратерон" производства ЗАО "БИОКАД" не включен в Перечень ЖНВЛП, хотя и является взаимозаменяемым лекарственному препарату "Зитига" (МНН "Абиратерон") производства ООО "Джонсон & Джонсон", который включен в Перечень ЖНВЛП. Разница данных препаратов заключается только в лекарственной форме "таблетки, покрытые пленочной оболочкой" и "таблетки" соответственно. При этом оба препарата достигают одинаковый терапевтический эффект.
Предельная отпускная цена на лекарственные препараты с МНН "Абиратерон", включенные в перечень ЖНВЛП, зарегистрирована.
Однако в ходе аукциона, проведенного Заказчиком, победителем закупки признано ЗАО "БИОКАД", предложившее поставить препарат, не включенный в перечень ЖНВЛП. То есть, в ходе конкурентной борьбы Заказчику в соответствии с его потребностью предложен требуемый препарат по максимально низкой цене. Отсутствие зарегистрированной предельной отпускной цены на лекарственный препарат производства ЗАО "БИОКАД" не воспрепятствовало снизить цену и предложить ее ниже, чем у Заявителя по жалобе, предложившего в составе заявки препарат, включенный в перечень ЖНВЛП.
Таким образом, с учетом установленной взаимозаменяемости лекарственного препарата производства ЗАО "БИОКАД" (не включен в ЖНВЛП) и референтного лекарственного препарата производства ООО "Джонсон & Джонсон" (включен в ЖНВЛП), признание в качестве победителя аукциона участника, предложившего большую цену, будет не соответствовать законодательству о контрактной системе, но и нарушать принцип эффективного расходования бюджетных средств.
На основании анализа указанных норм, Комиссия Карелського УФАС России установила, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Заказчиком при описании объекта закупки учитывалась необходимость достижения конечного результата - закупки лекарственного препарата, необходимого для обеспечения прав граждан на своевременную, качественную и высокотехнологическую медицинскую помощь; при описании объекта закупки использовались объективные характеристики, соответствующие указанной потребности заказчика.
В рассматриваемом случае, Комиссия Карельского УФАС России установила факт отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки: на участие в аукционе было подано 3 (три) заявки, 2 (два) участника принимали участие в аукционе, соответственно, цель закупки достигнута, по результатам конкурентной процедуры выявлен победитель.
На основании вышеизложенного, Комиссия Карельского УФАС России не усматривает в действиях комиссии Заказчика нарушений пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в части допуска к участию в аукционе ЗАО "БИОКАД" и признании его победителем.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Биотэк" на действия комиссии Заказчика - ГБУЗ "РОД" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Абиратерон) для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканский онкологический диспансер" (извещение N 0306200011419000043) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.
Заместитель Председателя Комиссии ____________ <_>
Члены комиссии ____________ <_>
____________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 3 апреля 2019 г. N 010/06/105-166/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.04.2019