Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2019
Решение изготовлено в полном объеме 14.05.2019
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
|
рассмотрев дело N 08-51/2018 по признакам нарушения ООО "Северо-Курильский морской порт" (сокращенное наименование - ООО "СКМП", ОГРН 1186501001730 ИНН 6515003476, юридический адрес: 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Сахалинская, д.34), ООО "СК Навигатор" (ОГРН 1086515000065, ИНН 6515002306, юридический адрес: 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, д.6), ООО "Скат" (ОГРН 1126504000226, ИНН 6515003229, 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Сахалинская, д. 69. оф. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также по признакам нарушения ООО "СКМП" пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
07.06.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Управление) поступили заявления ООО "Брамс-Ойл" (вх. N 1802Э/п), ООО "Транссервис" (вх. N 1805Э/п), ООО "СК МАК" (вх. N 1799Э/п) на нарушения ООО "Северо-Курильский морской порт" (далее - ООО "СКМП"), ООО "СК Навигатор", ООО "Скат" антимонопольного законодательства.
В обоснование своих жалоб заявители указывают, что без прохождения обязательных процедур по государственному регулированию стоимости услуг в морском порту ООО "СКМП" и ООО "СК Навигатор" самостоятельно установили монопольно высокие цены на услуги в морском терминале Северо-Курильск, в том числе, на услуги буксира, а ООО "Скат" отказывает в предоставлении услуг агента по причине неоплаты вышеуказанных услуг.
Так, 06.06.2018 по указанным причинам в морской терминал Северо-Курильск не смог зайти и выгрузить целевое топливо для муниципальных нужд танкер "Брамс" ИМО: 8910794, судовладельцем которого является ООО "Транссервис", осуществляющий морскую перевозку по договору с ООО "Брамс-Ойл". В связи с данными обстоятельствами поставщик топлива - ООО "Брамс-Ойл" несет колоссальные убытки в связи с невозможностью исполнения Договора N 8-2018/44 на поставку дизельного топлива летнего ИКЗ для МП "Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа", которые впоследствии будут выставлены перевозчику - ООО "Транссервис".
В дополнение к ранее направленному заявлению ООО "СК МАК" сообщил письмом от 06.07.2018 (вх. N 2083-Эл), что 15.06.2018 по договору N МС2018/1506/СП им было зафрахтовано судно ТР "Марин Стар". 25-26.06.2018 указанное судно произвело выгрузку груза и убыло из морского терминала Северо-Курильск порта Невельск. По договору фрахта агентирование судна ТР "Марин Стар" производилось ООО "Скат". По условиям договора фрахтования судна конечным плательщиком портовых сборов и платежей в морском терминале, связанных с судозаходом, является фрахтователь - ООО "СК МАК".
Из заявлений ООО "Брамс-Ойл", ООО "Транссервис", ООО "СК МАК" следует, что "Токай Мару - 8" - это единственный буксир на территории морского терминала Северо-Курильск и принадлежит он ООО "СК Навигатор", которое самостоятельно установило монопольно высокие цены на услуги буксира.
В целях всестороннего и объективного рассмотрения доводов вышеуказанных заявлений Управлением в адрес заявителей были запрошены документы, подтверждающие изложенные в заявлении факты злоупотребления ООО "СКМП", ООО "СК Навигатор", ООО "Скат" доминирующим положением.
В адрес ФГУП "Нацрыбресурс" были запрошены письменные пояснения, передавалось ли имущество морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск в аренду от ФГУП "Нацрыбресурс" к ООО "СКМП", а также документы, на основании которых производилась указанная передача.
ФГУП "Нацрыбресурс" письмом от 22.06.2018 N НРР-01/849-07 сообщило, что гидротехнические сооружения - Южный причал, Западный мол, Причальные стенки 2-3, Северный мол, Восточный мол, общей протяженностью 889,2 п.м., расположенные по адресу: Сахалинская область, г. Северо-Курильск, Портпункт, 16.04.2018 переданы ООО "СКМП" на основании договора N НРР-68/18 аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения.
Также в ООО "СК Навигатор" и ООО "СКМП" запрошены документы, на основании которых установлены тарифы на услуги в морском терминале Северо-Курильск.
Письмом от 10.07.2018 (вх. N 2236) ООО "СКМП" сообщило, что в соответствии с положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", до принятия уполномоченным органом решения о включении хозяйствующего субъекта в реестр естественных монополий, хозяйствующий субъект вправе осуществлять деятельность по предоставлению услуг в морском порту с применением цены, определяемой по соглашению сторон в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 147-ФЗ для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
В силу части 3 статьи 8 Закона N 147-ФЗ субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях относится к основным функциями ФАС России и ее территориальных органов.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
09.07.2018 приказом Сахалинского УФАС России N 202 было возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 08-51/2018 по признакам нарушения ООО "СКМП", ООО "СК Навигатор", ООО "Скат" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 24.07.2018 дело N 08-51/2018 было назначено к рассмотрению на 24.08.2018.
Определением от 24.09.2018 к участию в настоящем деле в качестве заявителей были привлечены ООО "Спиро" и Сахалинская транспортная прокуратура.
Определением от 15.11.2018 от лиц, участвующих в деле, были запрошены следующие сведения (информация), документы:
от ООО "Транссервис":
письменные пояснения относительно указанных в заявлении в антимонопольный орган обстоятельств невозможности захода в порт танкера "Брамс" 06.06.2018, тогда как в заявке на проведение бункеровочных операций морских судов (исх. N 142 от 01.01.2018) указан период для проведения бункеровочных операций с 01 по 04 июня 2018 года;
надлежащим образом заверенные договоры с ООО "СК МАК" об агентском обслуживании судов, заключенных с ООО "Навигатор" (при наличии);
от ООО "СК МАК" и ООО "Спиро":
надлежащим образом заверенные копии свидетельств о праве собственности на судна "Рефрижератор-605" ИМО 8225668, "Смольнинский" ИМО 8847131, "Марин Стар" ИМО 8617770;
надлежащим образом заверенные копии договоров фрахтования на указанные судна;
письменные доказательства обращения ООО "Спиро", ООО "СК МАК" к ООО "СК Навигатор" с целью предоставления доступа к услугам буксира для захода указанного судна в морской терминал Северо-Курильск морского порта Невельск и выхода из морского терминала в указанные в обращении сроки;
письменные доказательства отказа ООО "СК Навигатор" от предоставления вышеуказанных услуг;
письменные доказательства невозможности захода судов в морской терминал Северо-Курильск морского порта Невельск и выхода судов из данного терминала непосредственно, без участия ООО "Скат";
надлежащим образом заверенные копии заявок либо обращений в иной письменной форме на услуги ООО "Скат";
от ООО "Брамс-Ойл" - сведения об убытках в результате указанных в заявлении действий ответчиков по данному делу;
от ООО "Скат" - надлежащим образом заверенные копии договоров с ООО "СКМП", ООО "Навигатор", которыми регламентируются взаимоотношения при осуществлении деятельности в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск;
от ООО "СКМП":
письменные пояснения относительно схемы взаимодействия службы капитана морского порта Невельск и ООО "Северо-Курильский морской порт" по контролю захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта, а также документы, на основании которых осуществляется данное взаимодействие;
письменные пояснения, каким образом и на основании каких документов осуществляется буксирное обеспечение, обязательное при швартовных операциях судов, установленное Приказом Минтранса России от 22.01.2014 N 15 "Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Невельск";
типовые формы заявок на предоставление буксирного обеспечения;
заявки на предоставление буксирного обеспечения и журналы учета таких заявок за период с 01.05.2018 по 30.09.2018 (при наличии);
копии документов, направленных в ФАС России для установления государственного регулирования деятельности в отношении ООО "СКМП";
доказательства добросовестности своих действий до вышеуказанного обращения в ФАС России, выразившихся в использовании тарифов, запрошенных в ФАС России;
надлежащим образом заверенные копии договоров с ООО "Скат", ООО "Навигатор", которыми регламентируются взаимоотношения при осуществлении деятельности в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск;
от ООО "СК Навигатор":
письменные пояснения, каким образом и на основании каких документов осуществляется буксирное обеспечение, обязательное при швартовных операциях судов, установленное Приказом Минтранса России от 22.01.2014 N 15 "Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Невельск";
типовые формы заявок на предоставление буксирного обеспечения;
заявки на предоставление буксирного обеспечения и журналы учета таких заявок за период с 01.05.2018 по 30.09.2018 (при наличии);
надлежащим образом заверенные копии договоров с ООО "Скат", ООО "СКМП", которыми регламентируются взаимоотношения при осуществлении деятельности в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск;
копии документов, направленных в ФАС России для установления государственного регулирования деятельности в отношении ООО "Навигатор".
Определениями от 18.12.2018, 18.02.2019 в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении сторон о времени и месте рассмотрении дела, а также непредставлением вышеуказанных сведений, рассмотрение дела откладывалось, сведения запрашивались повторно.
ООО "СК Навигатор" и ООО "Скат" запрашиваемые сведения не представили, на рассмотрение дела представителей не направили.
Проанализировав материалы дела, Управлением было установлено следующее.
16.04.2018 между ФГУП "Нацрыбресурс" и ООО "СКМП" был заключен договор N НРР-68/18 аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения (далее - Договор аренды), в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование гидротехнические сооружения: Восточный мол, Западный мол, Северный мол, Причальные стенки 2-3, Южный причал, расположенные по адресу: Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, портпункт (далее - Объекты).
Согласно пункту 1.1 Договора аренды целью использования Объектов являются обслуживание судов рыбопромыслового флота и судов иного назначения, выполнение погрузо-разгрузочных работ в отношении рыбы, рыбопродукции, морепродуктов и иных грузов в соответствии с паспортным назначением Объектов, схемой допустимых нагрузок, поддержание Объектов и иных объектов инфраструктуры порта в надлежащем техническом состоянии, осуществление инвестиций в создание и модернизацию объектов портовой и иной инфраструктуры.
Таким образом, 16.04.2018 ООО "СКМП" получило имущество, необходимое для осуществления портовой деятельности.
03.05.2018 между ООО "СКМП" (Исполнитель) и ООО "Транссервис" (Заказчик) был заключен договор N 9 (далее - Договор N 9), который регламентирует взаимоотношения, порядок расчетов между Сторонами по обслуживанию судов во время их стоянки у причала морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск (далее - причал), предоставлению территории причалов для временного складирования (технологического накопления) грузов Заказчика, предоставлению причала для проведения погрузо-разгрузочных работ.
В соответствии с п. 3.1 Договора N 9 стоимость услуг, указанных в п. 1.1 настоящего Договора, рассчитывается исходя из фактически оказанного объема услуг и единичных расценок, согласно Приложению N 1 к настоящему Договору. Пунктом 3.3 Договора N 9 установлено, что единичные расценки оказания услуг могут быть изменены Исполнителем в одностороннем порядке путем направления Уведомления.
В Приложении N 1 к Договору N 9 установлены единичные расценки на оказание следующих видов услуг:
- предоставление причальной стенки причала для стоянки судна (стоянка судна у причала) без проведения ПРР;
- предоставление причальной стенки причала для длительной стоянки судов, кроме промысловых и маломерных судов, без проведения ПРР;
- предоставление причальной стенки причала для стоянки маломерных судов у причала, без проведения ПРР;
- технологическое накопление грузов на причале;
- швартовка и отшвартовка судна;
- накопление ТБО;
- подготовка причала;
- предоставление причалов для осуществления погрузочно-разгрузочных работ.
Также 17.04.2018 ООО "СКМП" были заключены договоры N 6 с ООО "Скат", N 10 с ООО "СК Навигатор", а 11.05.2018 - договор N 18 с ООО "СК МАК" (далее - Договор N 18) на возмездное оказание услуг с аналогичными условиями.
Для проведения анализа конкуренции на товарном рынке материалы настоящего дела были переданы в отдел анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации Сахалинского УФАС России.
В ходе проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по предоставлению причалов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, проведенного в рамках рассмотрения настоящего дела, было установлено следующее.
Исходя из описания услуг и обязательств ООО "СКМП" по договорам N 18 от 11.05.2018 и N 9 от 03.05.2018 следует, что указанным обществом оказываются услуги по предоставлению причалов.
Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293, (далее - Положение) определяет основы ценообразования на данные услуги. В соответствии с п. 5 данного Положения тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Указанный перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, включает:
1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту
2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам
3. Обеспечение лоцманской проводки судов
4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации
5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков
6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему
7. Предоставление причалов
8. Обеспечение экологической безопасности в порту
9. Погрузка и выгрузка грузов
10. Хранение грузов
11. Услуги буксиров
12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах
13. Обслуживание пассажиров
14. Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.
Таким образом, услуги по предоставлению причалов, оказываемые ООО "СКМП" по указанным выше договорам, входят в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые подлежат государственному регулированию.
Статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В абзаце 5 п. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Следовательно, ООО "СКМП" является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Поскольку цены и тарифы на услуги субъектов естественных монополий подлежат государственному регулированию посредством определения перечня товаров (работ и услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, ООО "СКМП" не правомочно самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на услуги, включенные в перечень, в том числе, на услуги по предоставлению причалов.
По результатам проведения указанного анализа положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, - ООО "СКМП" признано доминирующим.
Также при проведении отделом анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации Сахалинского УФАС России анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг буксира в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск было установлено следующее.
10.01.2017 между ООО "СК Навигатор" (Исполнитель) и ООО "СК МАК" (Заказчик) был заключен договор на оказание услуг N ТМ-1/2017, согласно которому Исполнитель обязуется по письменной или устной заявке Заказчика оказывать услуги, указанные в Приложении N 1 к настоящему Договору. Из пункта 1.2 указанного Договора следует, что услуги производятся посредством буксира Токай Мару N 8, принадлежащего Исполнителю на праве собственности. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2017. Договор считается ежегодно пролонгированным, если ни одна из сторон не заявит о расторжении Договора за 10 дней до окончания действия настоящего договора (п. 2.1 Договора N ТМ-1/2017). В силу пункта 3.1 настоящего Договора Заказчик по окончании выполненных услуг предоставляет Исполнителю клиентскую справку о выполненных работах буксира Токай Мару N 8, Исполнитель на основании клиентской справки выставляет счет и акт выполненных работ.
Согласно приложению N 1 к договору на оказание услуг N ТМ-1/2017 стоимость услуг, оказываемых настоящим договором, составляет:
- работа катера на рейде в пределах акватории м/т Северо-Курильска (1 рейс с подходом к судну) 15 000,00 рублей;
- работа катера за пределами м/т Северо-Курильска (1 рейс с подходом к судну) 18 000,00 рублей;
- работа катера в ковше (1 час) 8 000,00 рублей;
- буксировка аварийного судна (1 час) - 20 000,00 рублей;
- стоимость услуг, не указанных в настоящем приложении является договорной.
Стоимость услуг, оказываемых настоящим договором после 18.00 ч. составляет:
- работа катера на рейде в пределах акватории м/т Северо-Курильска (1 рейс с подходом к судну) 18 750,00 рублей;
- работа катера за пределами м/т Северо-Курильска (1 рейс с подходом к судну) 22 500,00 рублей;
- работа катера в ковше (1 час) 10 000,00 рублей;
- буксировка аварийного судна (1 час) - 25 000,00 рублей.
В материалах дела имеются акты и счета на оплату услуг буксира Токай Мару N 8, выставленные в адрес ООО "Спиро" от имени ООО "СК Навигатор":
- N 25 от 17.01.2018 на сумму 15000 рублей,
- N 26 от 17.01.2018 на сумму 15000 рублей,
- N 38 от 29.01.2018 на сумму 30000 рублей,
- N 53 от 07.02.2018 на сумму 30000 рублей,
- N 95 от 15.03.2018 на сумму 30000 рублей,
- N 98 от 20.03.2018 на сумму 15000 рублей,
- N 109 от 29.03.2018 на сумму 30000 рублей,
- N 124 от 16.04.2018 на сумму 30000 рублей,
- N 155 от 21.05.2018 на сумму 20000 рублей,
- N 160 от 25.05.2018 на сумму 40000 рублей,
- N 164 от 30.05.2018 на сумму 20000 рублей,
- N 212 от 16.07.2018 на сумму 20000 рублей,
а также выставленные в адрес ООО "Скат" от имени ООО "СК Навигатор":
- N 72 от 28.02.2017 на сумму 37500 рублей,
- N 83 от 13.03.2017 на сумму 38000 рублей,
- N 111 от 17.04.2017 на сумму 30000 рублей,
- N 123 от 24.05.2017 на сумму 16000 рублей,
- N 126 от 05.06.2017 на сумму 16000 рублей,
- N 156 от 01.07.2017 на сумму 16000 рублей,
- N 139 от 07.05.2018 на сумму 40000 рублей,
- N 187 от 26.06.2018 на сумму 40000 рублей.
Положением утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В состав перечня входят, в том числе, услуги буксиров.
Таким образом, услуги буксира, оказываемые ООО "СК Навигатор", входят в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые подлежат государственному регулированию.
Статья 3 Закона N 147-ФЗ определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В абзаце 5 п.1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Следовательно, ООО "СК Навигатор" является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Поскольку цены и тарифы на услуги субъектов естественных монополий подлежат государственному регулированию посредством определения перечня товаров (работ и услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, ООО "СК Навигатор" не правомочно самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на услуги, включенные в перечень, в том числе на услуги буксира.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг буксира в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, проведенного отделом анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации Сахалинского УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела, положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, - ООО "СК Навигатор" признано доминирующим.
В материалах дела имеется письмо ФАС России о том, что приказом от 21.12.2018 N 1829/18 "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий" в отношении ООО "СКМП" введено государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии и данная организация включена в реестр субъектов естественных монополий. Также в этом письме сообщается о принятии к рассмотрению заявления ООО "СК Навигатор" и открытии дела от 12.12.2018 N СП/101896/18, проведен анализ представленных сведений и документов, в адрес ООО "СК Навигатор" направлен запрос документов необходимых для рассмотрения вопроса о введении регулирования деятельности и включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий.
Однако сведения об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере деятельности субъекта естественной монополии, оказываемые в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, в отношении ООО "СКМП" и ООО "СК Навигатор" в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, 01.01.2013 между ООО "Транссервис" (Принципал) и ООО "Скат" (Агент) был заключен договор N 35/13 агентского обслуживания судов, согласно которому агент обязуется совершать по поручению Принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет Принципала, а Принципал обязуется оплатить Агенту вознаграждение за оказанные услуги.
Дополнительно для проведения анализа состояния конкуренции отделом анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации Сахалинского УФАС России в ООО "Скат" по юридическому адресу были запрошены:
- перечень выполняемых действий при оказании услуг в соответствии с договорами агентского обслуживания судов (договоров об агентировании и комплексном обслуживании судов) в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, в том числе в рамках заключенных договоров с ООО "Транссервис", ООО "СК МАК" и иными покупателями услуг,
- сведения о том, существует ли возможность у хозяйствующих субъектов, которым ООО "Скат" оказывает услуги агентского обслуживания судов, самостоятельно осуществлять действия, соершаемые ими в рамках заключенных агентских договоров, либо получить аналогичные услуги у иных агентов (с указанием таковых при наличии), предоставить обоснование, если такая возможность отсутствует,
- сведения о покупателях услуг агентского обслуживания судов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск за период с 01.10.2017 по 30.09.2018,
- сведения об объемах оказанных услуг агентского обслуживания судов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск за период 01.10.2017 по 30.09.2018,
- перечень лиц, входящих в одну группу по форме, утвержденной Приказом ФАС России от 20.11.2006 N 293 "Об утверждении формы предоставления перечня лиц, входящих в одну группу лиц".
Указанный запрос был возвращен в Сахалинское УФАС России в связи с истечением установленного срока хранения и в связи с неявкой адресата за получением.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства наличия либо отсутствия в рассматриваемых действиях ООО "Скат" нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости выделения материалов дела в отношении ООО "Скат" в отдельное производство.
Пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, ООО "СКМП" и ООО "СК Навигатор", применяя самостоятельно установленные тарифы на услуги субъектов естественных монополий в морских портах, допустили нарушение установленного законодательством порядка ценообразования, что свидетельствует о наличии в их действиях признаков нарушения положений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах действия ООО "СКМП", ООО "СК Навигатор", выраженные в установлении тарифов с нарушением установленного законодательством порядка ценообразования, являются злоупотреблением доминирующим положением субъектами естественной монополии, которое привело или могло привести к ущемлению интересов ООО "Брамс-Ойл", ООО "Транссервис", ООО "СК МАК" и иных лиц - хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, то есть с нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу о наличии в действиях ООО "СКМП", ООО "СК Навигатор" нарушений п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью "Северо-Курильский морской порт" (сокращенное наименование - ООО "СКМП", ОГРН 1186501001730 ИНН 6515003476, юридический адрес: 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Сахалинская, д.34) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по предоставлению причалов в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск;
2. Признать общество с ограниченной ответственностью "СК Навигатор" (ОГРН 1086515000065, ИНН 6515002306, юридический адрес: 694550, Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, д. 6) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг буксира в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск;
3. Признать ООО "СКМП", ООО "СК Навигатор" нарушившими пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;
4. Выдать ООО "СКМП" и ООО "СК Навигатор" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем обращения в Федеральную антимонопольную службу России с заявлением об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере деятельности субъекта естественной монополии, оказываемые в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск;
5. Выделить материалы дела в отношении ООО "Скат" в отдельное производство.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении ООО "СКМП" и ООО "СК Навигатор" и виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 апреля 2019 г. N 08-51/2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.05.2019