В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Кировское УФАС России) на рассмотрении находится обращение Прокуратуры Лузского района от 14.01.2019 N 02-04-2019 (вх. от 21.01.2019 N 317) на действия администрации Папуловского сельского поселения Лузского района Кировской области при заключении с индивидуальным предпринимателем <_> договора аренды нежилого помещения.
В ходе проверки Кировским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в следующем.
Администрацией Папуловского сельского поселения Лузского района Кировской области (Арендодатель) на основании договора аренды имущества от 01.10.2018 (далее - Договор) осуществлена передача индивидуальному предпринимателю <_> (арендатор) во временное владение и пользование муниципального имущества, расположенного по адресу: д. Папулово, ул. Центральная, д. 20 кв. N1, общей площадью 30 кв.м. (для размещения магазина).
Согласно акта приема-передачи указанное помещение находится в собственности муниципального образования Папуловское сельское поселение Верхошижемского района Кировской области.
В соответствии с указанным Договором имущество передается в аренду сроком на один месяц.
31.12.2018 администрацией Папуловского сельского поселения Лузского района Кировской области осуществлена передача указанного имущества индивидуальному предпринимателю <_> во временное владение и пользование на основании договора аренды имущества от 31.12.2018 N1
Указанный договор заключен сроком на 1 месяц.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что законодательство не устанавливает возможность заключения органами местного самоуправления договоров, соглашений, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества без проведения процедуры торгов. Непроведение торгов приводит к ограничению равного доступа хозяйствующих субъектов к данной публичной процедуре.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Материалами дела установлено, что общий срок предоставления муниципального имущества индивидуальному предпринимателю <_> в совокупности составляет более 30 календарных дней.
Таким образом, при заключении договора аренды муниципального имущества N1 от 31.12.2018, администрация Папуловского сельского поселения нарушила положения п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 2, пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30, при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов, в том числе органов местного самоуправления, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Непроведение конкурсов и аукционов на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса, аукциона в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, выполнить работы, услуги, получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров по владению и пользованию государственным (муниципальным) имуществом, и соответственно, необоснованно препятствует осуществлению ими деятельности.
Данные выводы корреспондируют с позицией Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса либо аукциона, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса либо аукциона в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Заключение администрацией Папуловского сельского поселения договора аренды недвижимого имущества от 31.12.2018 N1 без проведения процедуры торгов лишило иных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, возможности получить данное имущество в пользование на тех же условиях. Передавая во временное владение и пользование имущество без применения процедуры торгов, администрация Папуловского сельского поселения совершила действия, которые привели и (или) могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке аренды муниципального имущества в территориальных границах Папуловского сельского поселения Лузского района Кировской области, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15, ч .1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными, осуществляющими функции указанных органов, органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Статьи 19, 20 Закона о защите конкуренции регламентируют порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Администрация Папуловского сельского поселения Лузского района Кировской области не обращалась в Кировское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции и не приняла мер по возврату имущества, переданного хозяйствующему субъекту с нарушением требований антимонопольного законодательства.
Кировское УФАС России квалифицирует передачу муниципального имущества по договору аренды муниципального имущества N 1 от 31.12.2018 индивидуальному предпринимателю <_> без процедуры торгов как предоставление муниципальной преференции с нарушением порядка, установленного статьями 19, 20 Федерального закона "О защите конкуренции".
С учетом вышеизложенного, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости принятия мер по возврату муниципального имущества в казну муниципального образования Папуловское сельское поселение Лузского района Кировской области, переданного по договору аренды муниципального имущества N 1 от 31.12.2018 индивидуальному предпринимателю <_>.
В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ) в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления, признаков нарушения ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.
С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Кировское УФАС России предупреждает администрацию Папуловского сельского поселения Лузского района Кировской области о необходимости прекращения в срок до 31.01.2019 г. указанных действий (бездействия), а именно:
Принять меры по возврату муниципального имущества в казну муниципального образования Папуловское сельское поселение Лузского района Кировской области, переданного по договору аренды муниципального имущества N 1 от 31.12.2018 индивидуальному предпринимателю <_>
Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (ч. 6 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).
Руководитель управления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 25 января 2019 г. N 20/05-19 (ключевые темы: антимонопольный орган - закон о защите конкуренции - процедура торгов - переход права - владение и пользование)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.01.2019