Председатель Комиссии Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе руководитель Управления, рассмотрев по собственной инициативе материалы о распространении рекламы "ВСЕМ АВТОЛЮБИТЕЛЯМ! В честь праздника 23 февраля! ТОЛЬКО У НАС! Скидки на ОСАГО до 50% Бывший офис "Билайн" на автовокзале "Народный Страховой Магазин" Тел. 8-929-7473783", размещенной в выпуске газеты "Сельские вести" N8 (9153) от 22.02.2019 г., в которой содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
В Мордовское УФАС России с письмом Филиала ПАО "Росгосстрах" в Республике Мордовия от 25.02.2019 N07-01/05/266 (вх.N1023 от 27.02.2019) поступили данные об опубликовании в выпуске газеты "Сельские вести" N8 (9153) от 22.02.2019 г. объявления "ВСЕМ АВТОЛЮБИТЕЛЯМ! В честь праздника 23 февраля! ТОЛЬКО У НАС! Скидки на ОСАГО до 50% Бывший офис "Билайн" на автовокзале "Народный Страховой Магазин" Тел. 8-929-7473783".
Такая информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности продавца страховых услуг ОСАГО со скидкой до 50%, использующего наименование "Народный Страховой Магазин", поддерживает интерес к такому продавцу и предлагаемым страховым услугам по заключению договоров ОСАГО на условии скидок до 50%, тем самым способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" определяют, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
В силу принятого Центральным банком Российской Федерации Указания от 04.12.2018 N 5000-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" размер базовой ставки страхового тарифа (далее - ТБ), в пределах минимальных и максимальных значений, установленных в Приложении 1, определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства (далее - ТС) и по каждой территории преимущественного использования ТС, о чем страховая организация обязана уведомлять Банк России, а документ, устанавливающий такие размеры, вступает в силу со дня его утверждения и подлежит размещению на официальном сайте страховщика в сети "Интернет" (п.1 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования названного Указания).
Вместе с тем, в Приложении 2 к Указанию ЦБ РФ от 04.12.2018 N 5000-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлены коэффициенты страховых тарифов с фиксированным значением, обязательным для применения страховщиками, которые не вправе устанавливать для таких коэффициентов скидки.
Тем самым в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) применение скидок по страховым тарифам, регулируемым Банком России, не предусмотрено.
С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе продавца "Народный Страховой Магазин", предлагающего ОСАГО со скидкой до 50%, сообщаются не соответствующие действительности сведения о скидках и при этом до потребителей рекламы не доводится существенная информация о наименовании конкретного страховщика, в чьих интересах продавец страховых услуг предлагает заключать договоры ОСАГО, что искажает смысл рекламы и потребители вводятся в заблуждение, поскольку они лишены возможности воспринимать в полной мере все условия приобретения таких услуг.
Действующим законодательством о рекламе закреплена обязанность доводить до потребителей рекламы все необходимые сведения, способные формировать правильное, достоверное представление об объекте рекламирования, при том, что к рекламе страховых услуг предъявляются специальные требования.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Следовательно, распространенная в выпуске газеты "Сельские вести" N8 (9153) от 22.02.2019 г. реклама "ВСЕМ АВТОЛЮБИТЕЛЯМ! В честь праздника 23 февраля! ТОЛЬКО У НАС! Скидки на ОСАГО до 50% Бывший офис "Билайн" на автовокзале "Народный Страховой Магазин" Тел. 8-929-7473783" носит признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На момент вынесения настоящего определения рекламодатель не установлен, однако рекламораспространителем вышеприведенной рекламы выступает АНО "Редакция газеты "Сельские вести", осуществившая производство и выпуск газеты "Сельские вести" N8 (9153) от 22.02.2019 г. с рассматриваемой рекламой, которая должна обладать сведениями о рекламодателе такой рекламы.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 013/05/5-148/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Сельские вести" (ИНН/КПП/ОГРН 1302000697/130201001/1071300002817; сокращенное наименование: АНО "Редакция газеты "Сельские вести"; дата регистрации: 03.12.2007; адрес (место нахождения): 431050, Республика Мордовия, Атюрьевский район, с.Атюрьево, ул.Ленина, д.1).
3. Назначить дело N 013/05/5-148/2019 к рассмотрению на 29 марта 2019 года в 12.00 часов по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, проспект Ленина, 14, 2 этаж, каб.3 (конференц-зал), контактный телефон: (8342) 24-88-33; контактное лицо: .
4. АНО "Редакция газеты "Сельские вести" представить в срок до 28 марта 2019 года следующие документы и сведения:
1) письменные объяснения по поводу предъявляемых претензий;
2) экземпляр выпуска газеты "Сельские вести" N8 (9153) от 22.02.2019 г.;
3) копии документов (договор, текст (макет) рекламы, согласованный заказчиком, заявка на размещение рекламы, документы, предоставленные рекламодателем о подтверждении наличия у него права оказывать страховые услуги, электронная переписка по согласованию размещения рекламы, график выхода (публикации) рекламы, акты сдачи-приема услуг, платежные документы на оплату услуг и другие), на основании которых осуществлено производство и распространение вышеназванной рекламы в газете "Сельские вести". В случае, если такие документы (или часть документов) отсутствуют, необходимо предоставить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;
4) сведения (в письменном виде) о выходных данных (номер, дата) всех выпусков газеты "Сельские вести", в которых публиковалась (публикуется) рассматриваемая реклама;
5) копии документов, на основании которых избран (назначен на должность) главный редактор газеты "Сельские вести";
6) копии учредительно-регистрационых документов (свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство о регистрации печатного СМИ - газеты "Сельские вести", Устав (Положение) организации и редакции газеты, и др.), на основании которых АНО "Редакция газеты "Сельские вести" осуществляет предпринимательскую деятельность и выпускает в свет газету "Сельские вести".
Копии всех документов и материалов должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации.
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка АНО "Редакция газеты "Сельские вести", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Лица, участвующие в рассмотрении назначенного дела, обязаны предоставить документы, подтверждающие их личность и полномочия.
В соответствии с пунктом 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе, знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 11 марта 2019 г. N 013/05/5-148/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.03.2019