Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению обращений на нарушение торгов и порядка заключения договоров (далее-Комиссия), а именно, жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), на которую приказом N 32 от 15.03.2016 г. возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211, в составе:
Председателя Комиссии: <_.>;
Членов Комиссии: <_.>, <_.>;
при участии представителя заказчика ФГБОУ ВО "Байкальский государственный университет": <_.> по доверенности;
представителя ООО "Вентиль": <_.> по доверенности;
рассмотрев обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Вентиль", в связи с уклонением участника закупки от заключения договора,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от заказчика - ФГБОУ ВО "Байкальский государственные университет", поступило обращение о включении сведений в отношении ООО "Вентиль" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением участника закупки от заключения договора по результатам запроса котировок в электронной форме, извещение N 31907601881.
Представитель ФГБОУ ВО "Байкальский государственный университет" подтвердил сведения, изложенные в обращении о включении ООО "Вентиль" в реестр недобросовестных поставщиков, вместе с тем, не настаивал на включении сведений в реестр, поскольку договор с победителем закупки заключен и исполнен.
Представитель ООО "Вентиль" сообщил, что общество не имело намерения уклониться от заключения договора, просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы обращения заказчика, возражения лица, в отношении которого поданы сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, приходит к следующим выводам.
Заказчиком 14.03.2019 г. на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе размещено извещение N 31907601881 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку сантехнического оборудования и расходных материалов, закупочная документация.
Ознакомившись с вышеуказанной информацией, ООО "Вентиль" подана заявка на участие в закупке.
В соответствии с протоколом N 15-ЗКЭ-СМСП-РЗ-2019 от 13.03.2019 г. запрос котировок состоявшимся, победителем признано ООО "Вентиль".
Согласно пункту 46.1. извещения о проведении закупки: Договор по результатам запроса котировок в электронной форме заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, указанной в п. 10 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, Заказчика.
Договор по результатам закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам запроса котировок в электронной форме.
46.2. В случае, если договор по результатам запроса котировок в электронной форме заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, Заказчик направляет проект договора участнику, с которым такой договор заключается, в течение пяти дней со дня размещения в единой информационной системе итогового протокола. Последующий обмен электронными документами между Заказчиком и участником закупки при заключении договора осуществляется в трехдневный срок с соблюдением общего срока для заключения договора, предусмотренного настоящим пунктом извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
46.4. В случае если участник закупки, обязанный заключить договор, не предоставил Заказчику в срок, установленный Заказчиком, подписанный им договор, либо не предоставил надлежащее обеспечение исполнения договора, такой участник признается уклонившимся от заключения договора. В случае уклонения участника закупки от заключения договора внесенное обеспечение заявки не возвращается (в случае если требование о предоставлении обеспечения заявки было предусмотрено Заказчиком в п. 39 настоящего извещения).
46.5. В случае если участник закупки, обязанный заключить договор, признан уклонившимся от заключения договора, Заказчик вправе заключить договор с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер.
18.03.2019 г. ООО "Вентиль" с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки заказчик направил проект договора для подписания в срок до 21.03.2019 г.
ООО "Вентиль" подписало договор 22.03.2019 г.
25.03.2019 г. заказчиком ФГБОУ ВО "Байкальский государственный университет" принято решение о признании победителя уклонившимся от заключения договора.
Вместе с тем, комиссией установлено и материалами дела подтверждено, что между сторонами заключен договор N 15-ЗКЭ-СМСП-2019, победителем исполнены обязательства по поставке продукции.
Согласно пояснений ООО "Вентиль", нарушение трехдневного срока подписания договора со стороны победителя, обусловлено аварийным отключением электросети.
Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 223-ФЗ, в том числе приведших к невозможности заключения договора с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения договора, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках закупочной процедуры.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий -наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Свобода экономической деятельности не является абсолютным правом и может быть ограничена законом.
Однако сама возможность ограничений, так и характер определяется законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N13-П).
В этой связи комиссия антимонопольного органа полагает, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения договора или от исполнения условий договора, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем закупки, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) или к нарушению срока исполнения договора, что в итоге приводит к неэффективному использованию денежных средств.
При этом ни Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ни Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211, не со держат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения (подписания) договора антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках N 223-ФЗ либо наличием решения заказчика о признании участника уклонившимся от заключения договора, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении договора и т.д.
По результатам рассмотрения обращения комиссией антимонопольного органа установлено, что между сторонами заключен договор N 15-ЗКЭ-СМСП-2019, победителем исполнены обязательства по поставке продукции, следовательно, в данном случае, факт нарушения срока подписания договора со стороны победителя ООО "Вентиль" не свидетельствует о его недобросовестном поведении, и обусловлено объективными причинами, подтвержденными документально.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Вентиль", сведения о договоре: поставка сантехнического оборудования и расходных материалов, код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг: код ОКПД 2 - 28.14.2, 22.23.12.130, 22.19.30.120, 28.14.13.131, 23.42.10.120, 23.42.10.150, 22.23.12.140, 25.94.11.120, 20.30.22.210, 28.14.12.110, 23.99.11.110, 20.30.22.170, 22.19.73.112, 28.14.13.131; валюта договора: Российский рубль; цена договора: 236 453, 00; код валюты договора -RUB-643, не включать сроком на 2 года в реестр недобросовестных поставщиков.
2.Копию заключения направить сторонам по обращению.
Председатель Комиссии <_.>
Члены Комиссии <_.>
<_.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 29 апреля 2019 г. N 038/10/19-223/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.04.2019