Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Г., рассмотрев протокол N004/04/14.3-87/2019 от 17.05.2019 г. и материалы дела об административном правонарушении N004/04/14.3-87/2019 от 19.04.2019 г., возбужденного в отношении должностного лица - заместителя директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_>,
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Ленина 226 стр.2) в отсутствии заместителя директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_>.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Определение от 17.05.2019 г. о назначении времени и места рассмотрения административного дела N004/04/14.3-87/2019 в пункте 1 которого указано, что рассмотрение данного административного дела назначено на 30.05.2019 г. в 10 часов 30 минут вручено заместителю директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_> нарочным способом 17.05.2019 г.
Следовательно, заместитель директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_> надлежащим образом уведомлена о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении N004/04/14.3-87/2019 от 19.04.2019 г.
В соответствии со статьей 29.7 КоАП РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заместителя директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_>.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в ходе государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе установлен факт распространения 26.03.2019 г. в г. Горно-Алтайске на остановке "Родник" (возле стадиона "Спартак") рекламы: "В медицинской клинике "Авиценна+" Лицензия NЛО-04-01-000465 от 15.10.2018 г. ведут прием врачи высшей категории, КМН из г. Барнаула (по субботам и воскресеньям). Акушер-гинеколог, невролог, детский невролог, кардиолог, эндокринолог, онколог, офтальмолог, уролог, гастроэнтеролог, хирург, УЗИ диагностика, функциональная диагностика. Профессионалы заботятся о вашем здоровье! ул. Чорос-Гуркина 39, (ТЦ "Байтерек", 2 эт.) т.: 89139926666, 89635116611" с признаками нарушения рекламного законодательства. По данному факту 04.04.2019 г. возбуждено дело N004/05/24-75/2019 в отношении ООО МК "Авиценна+".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее- Закон о рекламе), реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространяемая вышеуказанным способом информация об оказываемых услугах акушера-гинеколога, невролога, детского невролога, кардиолога, эндокринолога, онколога, офтальмолога, уролога, гастроэнтеролога, хирурга, УЗИ диагностики, функциональной диагностики является рекламой, так как она публична, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания и формирование интереса к объекту рекламирования - медицинским услугам, что способствует продвижению указанных услуг на рынке.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В свою очередь, под профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (пункт 6), под диагностикой - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий (пункт 7), под лечением - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8).
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих специальных методов.
В соответствии с приложением к приказу Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" услуги врача акушера - гинеколога (код услуги В.01.001.001), невролога (код услуги B01.023.001), кардиолога (код услуги B01.015.001), эндокринолога (код услуги B01.058.001), онколога (код услуги B01.027.001), офтальмолога (код услуги B01.029.001), уролога (код услуги B01.053.001), гастроэнтеролога (код услуги B01.004.001), хирурга (код услуги B01.057.001), врача функциональной диагностики (код услуги B01.056.002) относятся к медицинским услугам.
Системный анализ приказа Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" позволяет сделать вывод, что рекламируемые услуги акушера-гинеколога, невролога, детского невролога, кардиолога, эндокринолога, онколога, офтальмолога, уролога, гастроэнтеролога, хирурга, УЗИ диагностики, функциональной диагностики являются медицинскими услугами.
На территории Российской Федерации порядок и условия рекламирования лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники определены статьей 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признается ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Комиссия УФАС по Республике Алтай 19.04.2019 г. рассмотрев материалы дела N004/05/24-75/2019 от 04.04.2019 г., признала вышеуказанную рекламу ненадлежащей, так как в ней отсутствует пометка о наличии противопоказаний к пользованию медицинскими услугами и необходимости получения консультации специалистов, что противоречит требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований статьи 24 Федерального закона "О рекламе", ответственность возложена на рекламодателя.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
02.04.2019 г. ООО МК "Авиценна+" (далее - Общество) представлены пояснения (вх.N1337), согласно которым рекламные объявления формата А4 о предоставлении медицинских услуг в количестве 50 штук были созданы по просьбе заместителя директора ООО МК "Авиценна+" <_> волонтером из благотворительного фонда, который распечатал данные объявления без предусмотренной Законом о рекламе пометки о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов. <_> обнаружив, что данная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Закона о рекламе, попросила волонтера заново распечатать рекламные объявления с указанием соответствующей пометки. Однако, рекламные объявления, без соответствующей пометки, оказались расклеены по г. Горно-Алтайску.
Решением Комиссии УФАС по РА от 19.04.2019 г. по делу N004/05/24-75/2019 рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МК "Авиценна+".
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно представленным 02.04.2019 г., 26.04.2019 г. ООО МК "Авиценна+" пояснениям (вх.N1337, 1781), за нарушение вышеуказанной ненадлежащей рекламы заместитель директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_> привлечена к дисциплинарной ответственности 01.04.2019 г., так как она в соответствии со своими должностными обязанности не проконтролировала распространение рекламы, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно приказу (распоряжению) о приеме работника на работу N40 от 14.06.2016 г. (далее - Приказ) <_> 14.06.2016 г. назначена на должность заместителя директора по развитию ООО МК "Авиценна+".
В соответствии с должностной инструкцией заместителя генерального директора ООО МК "Авиценна+" (далее - Должностная инструкция) от 14.06.2016 г. на нее возложены обязанности по контролю за финансовой, хозяйственной деятельностью компании (п. 1 раздела II), руководству за улучшением экономических показателей (абз. 3 п. 3 раздела II), повышением результатов деятельности организации (абз. 4 п. 3 раздела II). Заместитель генерального директора несет ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (п. 5 раздела IV).
Анализ Приказа и Должностной инструкции позволяет сделать вывод, что заместитель директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_> в нарушение своих должностных обязанностей не проконтролировала распространение ненадлежащей рекламы.
Таким образом, в действиях должностного лица, заместителя директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_>, связанных с распространение ненадлежащей рекламы, установлен состав нарушения части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что у заместителя директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_> имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина должностного лица, заместителя директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_> состоит в нарушении части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы медицинских услуг, в которой отсутствует пометка о наличии противопоказаний к пользованию медицинскими услугами и необходимости получения консультации специалистов.
По результатам проведенного административного расследования 17.05.2019 г. составлен протокол об административном правонарушении N004/04/14.3-87/2019 в отношении должностного лица, заместителя директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_>.
Факт совершения административного правонарушения заместителем директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_> подтверждается протоколом N004/04/14.3-87/2019 от 17.05.2019 г. и материалами административного дела.
Срок давности привлечения заместителя директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение рекламного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в распространении ООО МК "Авиценна+" в лице заместителя директора по развитию <_> ненадлежащей рекламы, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы, а также нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, рассматриваемое правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2, 4.3 КоАП, не выявлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ).
На основании статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к категории субъектов малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО МК "Авиценна+" (ИНН 0411174740, ОГРН 1150411004105) относится к категории микропредприятия. Дата включения в реестр 01.08.2016 г.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, учитывая все обстоятельства дела N 004/04/14.3-87/2019 об административном правонарушении, прихожу к выводу о наличии оснований для применения к заместителю директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_> части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, т.е. замены штрафа на предупреждение.
Руководствуясь статьями 2.4, 3.4, 4.1.1, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать должностное лицо, заместителя директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части распространения рекламы медицинских услуг с нарушением требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";
2. Применить к должностному лицу, заместителю директора по развитию ООО МК "Авиценна+" <_> меру ответственности в виде предупреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 30 мая 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.05.2019