На основании ч. 4, ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в соответствии с ч.4, ч.15, ст.99 Закона о контрактной системе по жалобе ООО "СТРОЙ МОНТАЖ+" проведена внеплановая проверка в отношении администрации Холмского сельского поселения Абинского района (далее - Заказчик) при проведении администрацией МО Абинский район электронного аукциона: "Капитальный ремонт клуба сотрудников п. Синегорского муниципального автономного учреждения "Холмский культурно-досуговый центр" (Ремонт (замена) система отопления, вентиляция, водоснабжения, канализации и энергообеспечения и энергоснабжения)" (извещение N 0318300065119000074) в части нарушения Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ООО "СТРОЙ МОНТАЖ+" о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявителем 21.05.2019 г. жалоба была отозвана.
На основании ч.4, ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе 22.05.2019 г. Краснодарским УФАС России проведена внеплановая проверка в отношении администрации Холмского сельского поселения Абинского района (далее - Заказчик) при проведении администрацией МО Абинский район электронного аукциона: "Капитальный ремонт клуба сотрудников п. Синегорского муниципального автономного учреждения "Холмский культурно-досуговый центр" (Ремонт (замена) система отопления, вентиляция, водоснабжения, канализации и энергообеспечения и энергоснабжения)" (извещение N 0318300065119000074).
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Сведения о товарах, используемых при выполнении работ, с учетом положений инструкции по заполнению заявки аукционной документации, противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, протоколы, составленные в ходе проведения торгов, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Абинский район проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт клуба сотрудников п. Синегорского муниципального автономного учреждения "Холмский культурно-досуговый центр" (Ремонт (замена) система отопления, вентиляция, водоснабжения, канализации и энергообеспечения и энергоснабжения)" (извещение N 0318300065119000074).
Заказчик - администрация Холмского сельского поселения Абинского района.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 187 704,72 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ:
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации в случае, если значения или диапазоны значений показателя товара указаны с использованием союза "или", союза "либо", символа ";" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз, исключая данный символ, союз.
При этом, в соответствии с ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" эмали ПФ-115 наносят на поверхность методами распыления, струйного облива, окунания и кистью.
Таким образом, положения аукционной документации с учетом требований инструкции по заполнению заявки вводят в заблуждение участников закупки и позволяют указать в заявке показатели, соответствующие аукционной документации, но противоречащие требованиям ГОСТа.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ:
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации в случае если требуемое значение показателя товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный показатель из данного диапазона, не включая крайние значения.
То есть Заказчик требует от участника закупки указания в заявке на участие в электронном аукционе конкретного показателя сечения провода и предельного отклонения диапазона рабочих температур.
При этом, в соответствии с данными производителей автоматического выключателя данные показатели являются диапазонным и не могут быть конкретными.
Таким образом, аукционная документация содержит требование, ограничивающее количество участников закупки.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ:
Заявитель в своей жалобе указывает, что участнику неясно как необходимо представить в своей заявке показатель длины трубы.
Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации в случае, если значения или диапазоны значений показателя товара указаны с использованием союза "или", союза "либо", символа ";" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз, исключая данный символ, союз.
В случае, если значения или диапазоны значений показателя указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", "и", "или"(в любой хронологии) - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой".
Пример:
Показатель, ед.изм. |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Не соответствует (при заполнении участником) |
Скорость вращения барабана при отжиме, об/мин |
600,800; 1000 или 1200 |
600,800; 1000 |
600; 1000 или 1200 |
Таким образом, инструкция по заполнению заявки содержит необходимое указание значений в данной конструкции.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ:
Заявитель считает, что инструкция по заполнению заявки не содержит правила использования слова "менее" для показателя размеры, не ясно относится оно только к первому или ко всем числовым значениям.
Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации символ "\x{00d7}" читать как символ-разделитель при описании размеров: Д\x{00d7}Ш\x{00d7}В, каждый из которых является отдельным показателем. При указании символов или слов, указывающими на минимальные или максимальные из возможных значений, следует считать, что оно относится только к тому значению непосредственно перед которым стоит.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ:
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации в случае если требуемое значение показателя товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный показатель из данного диапазона, не включая крайние значения.
Если в описании объекта закупки установлен диапазонный показатель (в графе "Показатель, ед.изм." есть наличие слова "диапазон") и установлено его конкретное значение, его значение не должно изменяться участником в ту или иную сторону, и должен быть предложен именно диапазон и именно с такими же его предельными значениями.
Заявитель считает, что данные положения инструкции по заполнению заявки противоречат друг другу.
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки содержит уточняющее положение при наличии слова "диапазон" в наименовании показателя и указывает, что в данный случай исключает все возможные изменения показателя, вне зависимости от предлогов, в связке с которыми они указаны.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ:
Заявитель считает, что инструкция по заполнению заявки не содержит правила использования слова "менее" для показателя размеры, не ясно относится оно только к первому или ко всем числовым значениям.
Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации символ "\x{00d7}" читать как символ-разделитель при описании размеров: Д\x{00d7}Ш\x{00d7}В, каждый из которых является отдельным показателем. При указании символов или слов, указывающими на минимальные или максимальные из возможных значений, следует считать, что оно относится только к тому значению непосредственно перед которым стоит.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ:
При этом, чертеж не содержит обозначение размера "а°", что вводит в заблуждение участников закупки.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ:
При этом, чертеж не содержит обозначение размера "а°", что вводит в заблуждение участников закупки.
Аналогичные нарушения содержатся в позиции 22 Описания объекта закупки аукционной документации.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ:
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации в случае, если значения или диапазоны значений показателя указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", "и", "или"(в любой хронологии) - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой".
То есть, участнику закупки необходимо указать класс эксплуатации трубы либо 1, 2, 3, 4, 5 либо до 90°С.
При этом, в соответствии с ГОСТ 32415-2013 "Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия" класс эксплуатации трубы до 90°С не существует.
Таким образом, положения аукционной документации с учетом требований инструкции по заполнению заявки вводят в заблуждение участников закупки и позволяют указать в заявке показатели, соответствующие аукционной документации, но противоречащие требованиям ГОСТа.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ:
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации в случае если требуемое значение показателя товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный показатель из данного диапазона, не включая крайние значения.
Если в описании объекта закупки установлен диапазонный показатель (в графе "Показатель, ед.изм." есть наличие слова "диапазон") и установлено его конкретное значение, его значение не должно изменяться участником в ту или иную сторону, и должен быть предложен именно диапазон и именно с такими же его предельными значениями.
Заявитель считает, что данные положения инструкции по заполнению заявки противоречат друг другу.
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки содержит уточняющее положение при наличии слова "диапазон" в наименовании показателя и указывает, что в данный случай исключает все возможные изменения показателя, вне зависимости от предлогов, в связке с которыми они указаны.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 15, ч. 15.1 ст. 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика - администрации Холмского сельского поселения Абинского района выявлены нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Уполномоченному органу - администрации МО Абинский район (аукционной комиссии), Заказчику - администрации Холмского сельского поселения Абинского района выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 22
по делу N ВП-63/2019 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
22 мая 2019 года г. Краснодар
На основании ч. 4, ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) на основании своего решения от 22.05.2019 года по делу N ВП-63/2019, принятого по результатам проведения внеплановой проверки в отношении администрации Холмского сельского поселения Абинского района при проведении администрацией МО Абинский район электронного аукциона: "Капитальный ремонт клуба сотрудников п. Синегорского муниципального автономного учреждения "Холмский культурно-досуговый центр" (Ремонт (замена) система отопления, вентиляция, водоснабжения, канализации и энергообеспечения и энергоснабжения)" (извещение N 0318300065119000074) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
Уполномоченному органу - администрации МО Абинский район (аукционной комиссии), Заказчику - администрации Холмского сельского поселения Абинского района устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе:
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;
- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 22.05.2019 по делу N ВП-63/2019 и разместить на официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте документации аукциона;
- оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов и о возможности подать новые заявки. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона.
Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней с момента размещения его в ЕИС.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его размещения в ЕИС.
Заказчику в срок до 20.06.2019 сообщить об исполнении предписания.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 мая 2019 г. N ВП-63/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.05.2019