Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 07 июня 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 N40 в составе:
"..."
при присутствии заявителя- ИП Архипова Н.Н.,
при присутствии представителя организатора торгов - Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары Чувашской Республики:
- "_"
рассмотрев жалобы ИП Архипова Н.Н. на действия организатора торгов - Чебоксарского городского комитета по управлению имущество администрации города Чебоксары Чувашской Республики при проведении аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов (НТО досуга и отдыха) на территории города Чебоксары, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России обратился ИП Архипов Н.Н. письмами от 26.05.2019 (вх. от 27.05.2019 N 05-04/3012), от 26.05.2019, перенаправленное письмом Прокуратуры Чувашской Республики от 30.05.2019 N 73р-2019/ИСХО-4732 (вх. 03.06.2019 N 05-15/3190) на действия организатора торгов - Чебоксарского городского комитета по управлению имущество администрации города Чебоксары Чувашской Республики при проведении аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов (НТО досуга и отдыха) на территории города Чебоксары.
В своих жалобах заявитель сообщает, что организатором торгов не соблюдены требования действующего законодательства при проведении торгов, а именно:
- неверно определен предмет торгов (в документации тип торгового объекта- морозильный ларь, а в схеме НТО- торговая тележка");
- в документации отсутствует какая-либо информация о внешнем облике торгового объекта;
- непонятно определение начальной цены торгов;
- к участию в торгах допущены лица, не своевременно оплатившие задаток;
- отсутствует кворум комиссии по проведению торгов.
На основании вышеизложенного просит отменить проведение торгов.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.
1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
2. Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" определен порядок рассмотрения жалоб на действия организатора торгов.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При рассмотрении жалоб на действия организатора торгов, в частности проводимых в соответствии с не нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления о проведении конкурсов по размещению объектов НТО, Комиссия рассматривает действия организатора торгов на предмет соответствия проводимых торгов нормам Положения о проведении торгов, так как именно данным документом установлен порядок организации и проведения торгов, нарушение которого может привести к ограничению либо устранению конкуренции при проведении процедуры торгов.
3. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условия для обеспечения жителей городского округа услугами торговли является вопросом местного значения городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении).
4. Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон о торговле) органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Под нестационарным торговым объектом, в силу п. 6 ст. 2 Закона о торговле понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов разработанной и утвержденной органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1, 3 ст. 10 Закона о торговле).
5. Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары утверждена решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21.11.2013 N 1205 (с последующими изменениями).
6. 23.04.2019 на сайте Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?id=2838036&gov_id=149 размещен информационный бюллетень N 51, в котором сообщается, что Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом проводит 24 мая 2019 года аукцион на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары- 25 лотов.
Дата и время начала приема заявок - 23.04.2019 с 9.00 час.
Дата и время окончания приема заявок - 20.05.2019 до 16.00 час.
Поступление задатка на счет организатора аукциона - не позднее 17.05.2019.
Дата и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе - 21.05.2019 в 14.00 час.
Место, дата и время проведения аукциона: г. Чебоксары, Московский пр., 33а, 24.05.2019, в 10.00 часов в каб. N 418.
Регистрация участников аукциона производится 24.05.2019 с 09.00 до 09.45 час. по адресу: г. Чебоксары, Московский пр., 33а, каб. 407.
Форма подачи предложений о цене - открытая.
Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за право размещения нестационарного торгового объекта.
Размер платы за право размещения нестационарного торгового объекта уплачивается победителем аукциона в течение 5 дней со дня заключения договора, за вычетом суммы внесенного победителем аукциона задатка.
Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведение аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по форме, установленной аукционной документацией;
2) документ, подтверждающий внесение задатка.
Заявитель вправе подать только одну заявку в отношении каждого предмета аукциона (лота).
Приложением 1 к документации об аукционе утверждена форма заявки на участие в аукционе.
Приложением 2 к документации об аукционе утвержден проект договора по лотам NN 1-25 на право размещения нестационарного торгового объекта.
Приложением 3 к документации об аукционе утверждены схемы расположения нестационарного торгового объекта (рекомендации по размещению НТО, схема размещения, по каждому лоту.
7. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ содержит следующие понятия:
- торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
- торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
- стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения;
- нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Иных наименований относительно конкретизации и видов торговых объектов Закон не содержит.
Камеры, имеющие прямоугольную форму, плотно закрывающуюся крышку, предназначенные для хранения и замораживания продуктов, называются морозильными ларями.
Тележка торговая- передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, оснащенный колесным механизмом для перемещения товаров и используемый для продажи штучных товаров..."
Как указывалось ранее, торги проводятся на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары. Тип- морозильный ларь. Специализация- продовольственные товары. Приложением 3 к документации об аукционе размещен примерный вид объекта сезонной торговли- мороженое (торговая тележка).
Таким образом, документация о торгах содержит информацию о предмете торгов, а также типе торгового объекта.
Вышеназванная информация является публичной и доступна каждому участнику торгов, что свидетельствует о том, что положения документации не содержат ограничений для тех или иных лиц (юридических, физических) на участие в аукционе или конкурсе. В свою очередь, данные положения указывают на возможность участия в конкурентной процедуре всех заинтересованных лиц вне зависимости от их правового статуса, положения, места регистрации юридического лица, и, соответственно, не позволяет организатору торгов ограничивать таких лиц на реализацию законодательно закрепленного права.
В рассматриваемом случае конкуренция выражается, в соперничестве хозяйствующих на право размещения НТО.
При этом, любой из хозяйствующих субъектов своими самостоятельными действиями вправе влиять на вопросы размещения торговых объектов на территории города, в т.ч. путем участия в соответствующих торгах.
В соответствии с правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 29 ноября 2011 г. N 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Одним из основных условий законности предоставления права размещения объектов НТО является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при получении названного прав.
8. Начальная стоимость предмета аукциона определена по итогам оценки рыночной стоимости (отчет от 26.04.2019 N 1120/19, подготовленный ООО "Аналитик Центр").
9. Согласно информационного бюллетеня N 51, утвержденного 23.04.2019 г.:
Дата и время начала приема заявок - 23.04.2019 с 9.00 часов;
Дата и время окончания приема заявок - до 20.05.2019 до 16.00 часов
Поступление задатка на счет организатора аукциона - не позднее 17.05.2019 г.
Согласно п. 30 "Порядка организации и проведения аукциона на право размещения неста-ционарных торговых объектов на территории города Чебоксары", утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 25.04.2017 N 1013 аукционная комиссия ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа.
Иных необходимых для внесения в протокол рассмотрения заявок сведений Порядком не установлено.
Согласно указанной в информационном бюллетене информации о сроках, в протоколе за-седания комиссии от 21.05.2019 указаны даты представления заявок, в скобках указан факт оплаты задатка без указания даты.
Таким образом, ООО "Финактив" представил заявку 20.05.2019, что соответствует уста-новленному сроку с приложением платежных поручений от 17.05.2019.
Сведения заявителя жалобы о том, что к участию в аукционе были допущены ООО "Фи-нактив", "_" задатки от которых поступили после конечной даты - 20.05.2019 не соот-ветствуют действительности.
Чебоксарским Горкомимуществом представлены платежные поручения ООО "ФИНАКТИВ" (NN 26, 19, 22, 20, 16, 21, 23 17, 14, 25. 27. 24. 15. 18 от 17.05.2019); "_" (NN 342027, 108452, 2783 Нот 17.05.2019), подтверждающие оплату задатка за участие в аукционе с отметкой Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике о прове-дении платежа 17.05.2019 г.
Согласно представленной выписке из лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств N 05153003720 за 17.05.2019 все вышеуказанные задатки за участие в аукционе поступили 17.05.2019.
10. Письмом от 06.06.2019 Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом предоставил заверенную копию распоряжения Чебоксарского Горкомимущества о составе постоянно действующей комиссии по проведению конкурсов и аукционов от 02.04.2018 N 78-р (с изменениями от 20.03.2019 N 74-р, от 24.04.2019 N 140-р); диск CD-R с видеозаписью аукциона, состоявшегося 24.05.2019 г.
Распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары от 02.04.2018 N 78-р (с изменениями от 20.03.2019 N 74-р и 24.04.2019 N 140-р) утверждена постоянно действующая комиссия по проведению конкурсов и аукционов в следующем составе:
- "_"
Члены комиссии:
- "_"
Предоставленная организатором торгов видеозапись торгов не прояснила факта присутствия или отсутствия кворума комиссии, поскольку запись содержит непосредственно информацию об участниках и их ходе торгов. Состав комиссии не камеру не заснят.
Вышеизложенные обстоятельства, не позволяют дать объективную оценку наличия или отсутствия кворума комиссии.
Между тем, протокола заседаний Комиссии подписаны следующими лицами:
- "_"
Члены комиссии:
- "_"
Таким образом, Комиссия признает доводы заявителя необоснованными.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП Архипова Н.Н. необоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Архипова Н.Н. необоснованной.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 7 июня 2019 г. N 021/01/18.1-213/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.06.2019