Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия "_" (доверенность N6 от 07.05.2019 г. сроком выдачи до 24.10.2019 г.);
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "АйТи" "_" (доверенность б/н от 28.05.2019 г. сроком выдачи до 29.06.2019 г.),
30 мая 2019 года, рассмотрев обращение Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "АйТи", об учредителе (участнике) общества с ограниченной ответственностью "АйТи" "_" на основании приказа Мордовского УФАС России N 21-од от 01.02.2019 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 23 мая 2019 года поступило обращение Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Республике Мордовия (далее - ТФОМС Республики Мордовия, Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "АйТи" (далее - ООО "АйТи", Общество), об учредителе (участнике) ООО "АйТи" "_" в связи с уклонением общества с ограниченной ответственностью "АйТи" от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку серверного оборудования, извещение о проведении электронного аукциона N 0809500000319000398 (далее - Аукцион).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр ООО "АйТи", учредителя (участника) ООО "АйТи" "_" письмом от 24 мая 2019 года N 1298 назначено на 29 мая 2019 года на 15 час. 00 мин. В заседании Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 30 мая 2019 года 17 час. 00 мин.
В результате осуществления проверки факта уклонения ООО "АйТи" от заключения контракта по результатам проведения Аукциона Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
02.04.2019 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение N0809500000319000398 о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 5 155 492.19 рублей.
Дата и время начала подачи заявок: 02.04.2019 15:34.
Дата и время окончания подачи заявок: 19.04.2019 09:00.
Дата проведения электронного аукциона: 25.04.2019.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 404-ЭА-19/О от 26 апреля 2019 года на участие в Аукционе подано 2 заявки, по результатам рассмотрения которых победителем процедуры признано ООО "АйТи" (заявка N251), предложившее наиболее низкую цену контракта - 3 900 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Во исполнение указанного требования Заказчиком 06.05.2019 19:50 размещен в единой информационной системе и на электронной площадке проект государственного контракта.
В силу части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В регламентированный срок (до 23:00 13.05.2019), а именно 13.05.2019 22:16 ООО "АйТи" на электронной площадке http://www.sberbank-ast.ru/ размещен подписанный сертификатом усиленной электронной подписью протокол разногласий в части указания в проекте контракта раздела 12 "Реквизиты и подписи сторон".
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи (часть 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
Частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Так ТФОМС Республики Мордовия доработанный проект контракта в единой информационной системе и на электронной площадке размещен 14.05.2019 10:36, следовательно, победителю - ООО "АйТи" надлежало в срок до 23:59 17.05.2019 года разместить на электронной площадке подписанный проект контракт, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения контракта в размере, предусмотренном разделом 33 информационной карты документации об электронном Аукционе, в сумме 515 549,22 рублей.
Согласно уведомления оператора электронной площадки, направленного в адрес Заказчика, ООО "АйТи" в регламентированный срок не направлены подписанные сертификатом усиленной электронной подписи проект контракта, необходимые документы об обеспечении исполнения контракта.
Часть 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусматривает, что победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Учитывая изложенное, в связи с невыполнением в установленные сроки Обществом требований, предусмотренных частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, ООО "АйТи" правомерно признано Заказчиком уклонившимся от заключения контракта (протокол о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта от 20.05.2019 г., размещен в единой информационной системе - 20.05.2019 17:33).
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель ООО "АйТи" пояснил, что умысла на уклонение от заключения контракта у Общества не было, контракт не был подписан по причине выхода из строя носителя электронной цифровой подписи. Подтверждая указанное, представителем Общества в материалы дела представлены: квитанция N93030 от 17.05.2019 9:28:44 ООО "СИРИУС-Сервис" о приеме оборудования USB-ключа ЭЦП для ремонта (выявленный дефект: не определяется); акт об оказании услуг N УТ-1158 от 21 мая 2019 ООО "СИРИУС-Сервис" проведены работы по восстановлению/ремонту неисправного флэш накопителя/носителя ЭЦП, согласно которому 21.05.2019 оборудование получено Обществом в исправном состоянии.
Кроме того, представитель Общества полагает, что отсутствием намерения уклониться от заключения контракта является банковская гарантия N62093 от 17 мая 2019 г., выданная Акционерным обществом Коммерческий Банк "Модульбанк" в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту на поставку серверного оборудования (ИКЗ:192132502661313260100100520010000242) на сумму 515 549,22 рублей (выписка из реестра банковских гарантий от 20 мая 2019 г.), а также письмо руководителя ООО "АйТи" В.Б. Ермишова от 20.05.2019 г., направленное Заказчику посредством электронной почты, которым Общество сообщило о возникшей неисправности электронной цифровой подписи с 09:00 17.05.2019 г., а также просило рассмотреть вопрос о возможности подписания контракта на бумажном носителе.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика оставил вопрос включения сведений в отношении ООО "АйТи" в реестр недобросовестных поставщиков на усмотрение Комиссии, при этом отметив, что ранее Общество исполнило несколько государственных контрактов, заключенных с ТФОМС Республики Мордовия, без применения штрафов и пеней.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в установленный срок - 23.05.2019 г.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Вместе с тем, согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда 10 РФ 28.06.2017), разъяснено, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований считать поведение ООО "АйТи" в качестве недобросовестного и направленного на намеренное уклонение от заключения контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Сведения, предоставленные ТФОМС Республики Мордовия в отношении ООО "АйТи", об учредителе (участнике) ООО "АйТи" "_"в связи с уклонением ООО "АйТи" от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку серверного оборудования (извещение о проведении электронного аукциона N 0809500000319000398), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 30 мая 2019 г. N 013/06/104-274/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.06.2019