Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждению порядка рассмотрения жалоб (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
<_> - <_>; |
Членов комиссии: |
<_> - <_>; <_> - <_>; <_> - <_>; <_> - <_>; |
при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,
при участии:
- <_> - представителя Общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоремонт" по доверенности;
- <_> - представителя Общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоремонт" по доверенности,
рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Служба аттестации рабочих мест" и материалы жалобы N 042/07/3-734/2019.
УСТАНОВИЛА:
Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба (вх. N 2296 от 06.05.2019) Общество с ограниченной ответственностью "Служба аттестации рабочих мест" (далее - ООО "САРМ", Заявитель) на действия заказчика закупки Общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоремонт" (далее - ООО "ТЭР", Заказчик) при проведении запроса коммерческих предложений на оказание услуг по техническому обследованию сооружений (дымовых труб) котельных, извещение о проведении которого было опубликовано 19.04.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http//zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) под N 31907792325 (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, требование в Документации о закупке N ТЭР-043-04-19-ЗКП "Оказание услуг по техническому обследованию сооружений (дымовых труб) котельных" (далее - Документация о закупке) о представлении в составе заявки на участие копию лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий (заверенную печатью (при наличии) и подписанные руководителем участника закупки, либо представителем участника закупки, имеющего полномочия для их подписания от имени участника закупки), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. (Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 N 682), является незаконным и избыточным, что приводит к ограничению конкуренции при проведении Закупки.
Уведомлением Кемеровского УФАС России (исх. N 03/4983 от 13.05.2019) жалоба N 042/09/18.1-734/2019 назначена к рассмотрению на 17.05.2019 на 09 часов 30 минут.
В письменном отзыве на жалобу ООО "ТЭР" выразило несогласие с доводами жалобы, просило признать жалобу ООО "САРМ" необоснованной.
13.05.2019 на заседание Комиссии прибыли представители ООО "ТЭР", законный представитель ООО "САРМ" не явился, представителей и ходатайств не направил.
Вместе с тем при рассмотрении жалобы Комиссией установлена необходимость получения дополнительной информации.
Уведомлением Кемеровского УФАС России (исх. N 03/5447 от 22.05.2019) жалоба N 042/09/18.1-734/2019 назначена к рассмотрению на 27.05.2019 на 16 часов 00 минут.
23.05.2019 в адрес Комиссии поступило дополнение к жалобе N 042/09/18.1-734/2019, в котором ходатайствовало о приобщении к материалам жалобы разъяснение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), размещенное на официальном сайте службы по адресу: http://www.gosnadzor.ru/industrial/equipment/faq/Examination%20of%20chimn eys/.
Кроме того, ООО "САРМ" ходатайствовало о рассмотрении жалобы N 042/09/18.1-734/2019 в отсутствии своего представителя.
23.05.2019 на запрос Комиссии поступили пояснения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (СУ Ростехнадзора) (письмо вх. N 2643э).
27.05.2019 на заседание Комиссии прибыли представители ООО "ТЭР".
Выслушав представителя Заказчика и изучив имеющиеся материалы жалобы N 042/07/3-734/2019 Комиссия установила следующее:
В соответствии с п 1. ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон N 223-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
ООО "ТЭР" осуществляет регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения и водоснабжения в Прокопьевском городском округе.
Таким образом, требования Закона N 223-ФЗ при проведении закупок товаров работ услуг распространяются на ООО "ТЭР"
В силу ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Решением Единственного участника ООО "ТЭР" от 12.02.2019 N 5 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО "ТЭР" (далее - Положение о закупке".
Приказом Генерального директора ООО "ТЭР" от 25.01.2019 N 1 создана постоянно действующая комиссия по размещению заказов на закупку товаров, выполнения работ, оказания услуг для осуществления основных видов деятельности ООО "ТЭР" (далее - Закупочная комиссия).
19.04.2019 ООО "ТЭР" в ЕИС было размещено извещение о закупке N ТЭР-043-04-19-ЗКП (далее - Извещение), а также Документация о закупке N ТЭР-043-04-19-ЗКП "Оказание услуг по техническому обследованию сооружений (дымовых труб) котельных" (далее - Документация о закупке) и Техническое задание (Приложение N 4 к Документации закупки).
В соответствии с Извещением дата и время окончания подачи заявок 06.05.2019 до 12:00 (время местное).
Согласно ч. 11 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (введенной Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Из материалов жалобы N 042/09/18.1-734/2019 следует, что настоящая жалоба была подана ООО "САРМ" до окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, таким образом, жалоба принята правомерна.
Комиссией установлено, что в пп. "и" п. 2 Документации о закупе в качестве обязательного требования к участнику Закупке установлено требование о представлении копии лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий (заверенную печатью (при наличии) и подписанные руководителем участника закупки, либо представителем участника закупки, имеющего полномочия для их подписания от имени участника закупки) выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. (Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 N 682).
Согласно п. 1 Технического задания Техническое обследование (ТО) сооружений (дымовых труб) котельных ООО "ТЭР" должно быть выполнено в соответствии с: Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ; Федеральным законом от 21.07.97 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; РД 03-610-03 "Методические указания по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб", утвержденными постановлением Ростехнадзора от 18.06.2003 N 95 (далее - Методические указания); СП 13-101-99 "Правила надзора, обследования, проведения технического обслуживания и ремонта промышленных дымовых и вентиляционных труб"; "Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (ПТЭ ТЭ), утвержденными приказом Минстроя России N115 от 24.03.2003; 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследование и мониторинга технического состояния.
Перечень объектов, в отношении которых участник Закупки должен оказать услуги по техническому обследованию (ТО), указан п. 2 Технического задания (13 дымовых труб на котельных).
Виды мероприятий (работ), которые должен выполнить участник Закупки приведены п. 3 Технического задания.
В письменном отзыве на жалобу Заказчик указал на то, что требование ООО "ТЭР" о предоставлении лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте при проведении закупки на обследование дымовых труб котельных является законным и обоснованным, поскольку на основании п. 1.3. Методические обследования промышленных дымовых и вентиляционных труб являются составной частью проведения экспертизы и выполняются организациями, имеющими лицензию Госгортехнадзора России на данный вид деятельности.
В целях выяснения данных обстоятельств Комиссией был направлен запрос в адрес СУ Ростехнадзора, с приложением Технического задания (Приложение N 4 к Документации закупки).
Согласно письму СУ Ростехнадзора, представленного в адрес Комиссии (вх. N 2643э), проведение экспертизы промышленной безопасности для зданий и сооружений на опасных производственных объектах, предназначенных для осуществления технологических процессов предусмотрено ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Указанные в Техническом задании котельные ООО "ТЭР" не имеют установленных Законом N 116-ФЗ признаков опасности и не относятся к опасным производственным объектам, поэтому дымовые трубы этих котельных подлежат не экспертизе промышленной безопасности, а техническому обследованию, для проведения которого лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте не требуется.
Также согласно разъяснению Ростехнадзора, размещенному на официальном сайте службы, Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, установлено, что экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
Требования промышленной безопасности согласно п. 1 ст. 3 Закона N 116-ФЗ - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В настоящее время требования промышленной безопасности к дымовым трубам котельных не установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 1 ст. 3 Закона N 116-ФЗ, поэтому основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует.
В соответствии с п. 4 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Таким образом, результаты ранее проведенных экспертиз, обследований, наблюдений могут использоваться для определения периодичности и состава работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что требование Заказчика о представлении копии лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий (заверенную печатью (при наличии) и подписанные руководителем участника закупки, либо представителем участника закупки, имеющего полномочия для их подписания от имени участника закупки) выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 N 682), необоснованно и вытекает из ошибочного применении норм права, кроме того, данное требование значительно ограничивает конкуренцию.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закон N223-ФЗ установлена обязанность Заказчика руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "САРМ" N 042/09/18.1-734/2019 обоснованной.
2. Признать Заказчика - ООО "ТЭР" нарушившим требования Документации о закупке, Положения о закупке, пп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать Заказчику - ООО "ТЭР" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений, допущенных при проведении Закупки.
4. Передать материалы жалобы N 042/09/18.1-734/2019 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Примечание.
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и предписание Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 27 мая 2019 г. N 042/07/3-734/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.05.2019