Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 03 июня 2019 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<...>. |
|
<...>; |
Членов Комиссии: |
<...> |
|
<...> |
|
<...> |
- |
<...>, |
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" (далее - ГБУЗ "ЧОКБ", заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "ШИШКОВ", его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО ТД "ШИШКОВ", участник закупки), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронных аукциона на поставку масла растительного (извещение N 0369200000519000125) (далее - аукцион, закупка), в присутствии:
- представителя ГБУЗ "ЧОКБ" <...>;
- представителя ООО ТД "ШИШКОВ" <...> ,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО ТД "ШИШКОВ", в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронных аукциона на поставку масла растительного (извещение N 0369200000519000125).
Согласно материалам дела, заказчиком 12.04.2019 объявлено о проведении электронного аукциона путем опубликования в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 292 950 рублей 00 копеек.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.04.2019 (извещение N 0369200000519000125) заявка ООО ТД "ШИШКОВ" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Победителю электронного аукциона 29.04.2019 направлен проект контракта для подписания.
ООО ТД "ШИШКОВ" 06.05.2019 в регламентированный законодательством срок, на электронной площадке подписан проект контракта, представлено обеспечение исполнения контракта с учетом требований предусмотренных частью 2 статьи 37 Закон о контрактной системе, однако при подписании проекта контракта сотрудником ООО ТД "ШИШКОВ" не были прикреплены сведения, предусмотренные частью 9 статьи 37 Закон о контрактной системе. В связи с чем, участник закупки 13.05.2019 признан уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ООО ТД "ШИШКОВ", участник закупки не имел намерений уклониться от заключения и исполнения контракта, установленные законодательствам требования не были исполнены, в связи с тем, что специалист допустил ошибку при прикреплении документов, а именно не разместил сведения, подтверждающие обоснование предлагаемой цены контракта, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из требований части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией об электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией об электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, наряду с требованиями, предусмотренными статьей 37 Закона о контрактной системе, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.04.2019 (извещение N 0369200000519000125) заявка ООО ТД "ШИШКОВ" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Победителю электронного аукциона 29.04.2019 направлен проект контракта для подписания.
ООО ТД "ШИШКОВ" 06.05.2019 в регламентированный законодательством срок, на электронной площадке подписан проект контракта, представлено обеспечение исполнения контракта с учетом требований предусмотренных частью 2 статьи 37 Закон о контрактной системе, однако при подписании проекта контракта сотрудником ООО ТД "ШИШКОВ" не были прикреплены сведения, предусмотренные частью 9 статьи 37 Закон о контрактной системе.
Из представленных в материалы дела заказчиком информации и документов следует, что к подписанному проекту контракта ООО ТД "ШИШКОВ" в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе должно было представить обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, однако победителем электронного аукциона указанное условие не исполнено.
Таким образом, победителем электронного аукциона проект контракта подписан, однако условия, предусмотренные частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе не выполнены, в связи с чем, заказчиком 13.05.2019 составлен протокол признания ООО ТД "ШИШКОВ" уклонившимся от заключения контракта. Протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта размещен 14.05.2019 в Единой информационной системе.
Комиссия антимонопольного органа отмечает действия обращение ГБУЗ "ЧОКБ" по признанию ООО ТД "ШИШКОВ" уклонившимся от заключения контракта надлежащим исполнением требований законодательства о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель ООО ТД "ШИШКОВ" пояснил, что у участника закупки не было намерений уклонится от заключения и исполнения контракта, требования, предусмотренные часть 9 статьи 37 Закона о контрактной системе не исполнены в связи с тем, что специалист ответственный за подписания контракта при его подписании допустил ошибку и не прикрепил необходимые сведения, однако ошибка была обнаружена уже после подписания и никаких действий предпринять уже было нельзя, в материалы дела сведения, предусмотренные частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе ООО ТД "ШИШКОВ" представлены.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что в рассматриваемой закупке ООО ТД "ШИШКОВ" предприняты меры, направленные на заключение и исполнение контракта. Так, контракт подписан, в срок, предусмотренный для подписания проекта контракта денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта перечислены заказчику (платежное поручение от 30.04.2019 N 727), в том числе, в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе.
Заказчиком поступление денежных средств от ООО ТД "ШИШКОВ" подтверждается, кроме того, представители заказчика на заседании Комиссии не настаивали на включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО ТД "ШИШКОВ".
Принимая во внимание указанные факты, сведения, представленные на заседании Комиссии и имеющиеся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО ТД "ШИШКОВ", его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" об ООО ТД "ШИШКОВ" (ИНН 7449039158), его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 мая 2019 г. N 074/06/104-789/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.06.2019