Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 22 мая 2019 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<...> |
|
<...> |
Членов Комиссии: |
<...> |
|
<...> |
|
<...> |
- |
<...> |
рассмотрев обращение Областного государственного казенного учреждения "Комбинат общественного питания" (далее - ОГКУ "Комбинат общественного питания", заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Общества с ограниченной ответственностью "ПРОДОВ", его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "ПРОДОВ", участник закупки), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку огурцов маринованных (извещение N 0869500000819000088) (далее - аукцион, закупка), в присутствии:
- представителя ОГКУ "Комбинат общественного питания" <...>;
- представителя ОГКУ "Комбинат общественного питания" <...>;
- представителя ООО "ПРОДОВ" <...>;
- представителя ООО "ПРОДОВ" <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "ПРОДОВ", в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку огурцов маринованных (извещение N 0869500000819000088).
Согласно материалам дела, Заказчиком 02.04.2019 объявлено о проведении электронного аукциона путем опубликования в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 108 519 рублей 50 копеек.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 18.04.2019 (извещение N 0869500000819000088) заявка ООО "ПРОДОВ" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Победителю электронного аукциона 19.04.2019 направлен проект контракта для подписания.
Однако ООО "ПРОДОВ" в установленный законом срок не подписала проект контракта. В связи с чем, участник закупки 25.04.2019 признан уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям ООО "ПРОДОВ", участник закупки не имел намерений уклониться от заключения и исполнения контракта, так в качестве обеспечения исполнения контракта ООО "ПРОДОВ" 22.04.2019 произведен платеж в качестве основного обеспечения исполнения контракта.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из требований части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией об электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 18.04.2019 (извещение N 0869500000819000088) заявка ООО "ПРОДОВ" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Победителю электронного аукциона 19.04.2019 направлен проект контракта для подписания.
Однако ООО "ПРОДОВ" в установленный законом срок не подписала проект контракта. В связи с чем, участник закупки 25.04.2019 признан уклонившимся от заключения контракта.
Срок подписания контракта участником закупки истек 24.04.2019 в 23:59, участник закупки не подписал контракт, в связи с чем, участник закупки 25.04.2019 признан уклонившимся от заключения контракта. Протокол признания ООО "ПРОДОВ" уклонившимся от заключения контракта 25.04.2019 размещен в единой информационной системе.
Согласно пояснениям представителя ООО "ПРОДОВ", участник закупки не имел намерений уклониться от заключения контракта, контракт не был подписан в регламентированный срок, так как ответственный специалист за подписание контракта находилась в лечебном учреждении, в связи с чем, участником закупки был пропущен регламентированный срок подписания проекта контракта, однако 25.04.2019 за пределами регламентированного срока подписания контракта проект контракта был подписан, к проекту контракта был приложен документ, подтверждающий добросовестность участника в соответствие с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Кроме того, ООО "ПРОДОВ" было заблаговременно перечислено в адрес заказчика основное обеспечение исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением от 22.04.2019 N 64517 и не опровергается заказчиком.
На заседании Комиссии установлено, что ООО "ПРОДОВ" предприняты меры, направленные на заключение и исполнение контракта. Так, денежные средства в обеспечение исполнения контракта перечислены заказчику, 25.04.2019 подписан проект контракта, а также представлены документы подтверждающие добросовестность участника закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Принимая во внимание указанные факты в совокупности обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "ПРОДОВ", его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОГКУ "Комбинат общественного питания" об ООО "ПРОДОВ" (ИНН 7448196052), его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 мая 2019 г. N 074/06/104-697/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.05.2019